РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
07.06.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ишелевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1089/2022 по административному исковому заявлению Исаковой Галины Александровны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учётом уточнения) просит:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью: 17459,4 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 размере 10 658 963,70 рублей;
2. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 471,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (известигасильный цех), по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 952 025,32 рублей;
3. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 69,0 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (цементник), по состоянию на 01.01.2021 в размере 285 480,60 рублей;
4. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 73,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (вспомогательное бытовое помещение), по состоянию на 01.01.2021 в размере 305 340,12 рублей;
5. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 89,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (будка весовая), по состоянию на 01.01.2021 в размере 368 642,34 рублей;
6. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 20.8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 86 057,92 рублей;
7. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 111,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: мазутнонасосная № 2, по состоянию на 01.01.2021 в размере 459 655,14 рублей;
8. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 1941,9 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 034 417,06 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что превышение размера кадастровой стоимости вышеуказанных объектов над их рыночной стоимостью затрагивает его права и обязанности.
Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель Тучин С.Н., по доверенности, просил уточненный административный иск удовлетворить.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость объектов установлена в соответствии с данным приказом по состоянию на 01.01.2021 и составляет:
1. для Нежилого здания с КН № – 9011173,51 рублей;
2. для Нежилого здания с КН № – 1270604,36 рублей;
3. для Нежилого здания с КН № – 1103944,37 рублей;
4. для Нежилого здания с КН № – 1669874,86 рублей;
5. для Нежилого здания с КН № – 555118,47 рублей;
6. для Нежилого здания с КН № – 2099850,11 рублей;
7. для Нежилого здания с КН № – 12649463,4 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 и составляет 26693851,25 рублей.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выполненные <данные изъяты>», согласно которым рыночная стоимость объектов по состоянию на дату оценки определена в размере:
1. для земельного участка с КН № - 10 658 963,70 рублей;
2. для Нежилого здания с КН № - 1 952 025,32 рублей;
3. для Нежилого здания с КН № - 285 480,60 рублей;
4. для Нежилого здания с КН № - 305 340,12 рублей;
5. для Нежилого здания с КН № - 368 642,34 рублей;
6. для Нежилого здания с КН № - 86 057,92 рублей;
7. для Нежилого здания с КН № - 459 655,14 рублей;
8. для Нежилого здания с КН № - 8 034 417,06 рублей;
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию дату оценки, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
Требование о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст.24.20 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, в ГКН вносятся сведения об изменении кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие решения о возложении соответствующей обязанность внести такие сведения не требуется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненный административный иск Исаковой Галины Александровны удовлетворить частично.
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью: 17459,4 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 размере 10 658 963,70 рублей.
2. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 471,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (известигасильный цех), по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 952 025,32 рублей.
3. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 69,0 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (цементник), по состоянию на 01.01.2021 в размере 285 480,60 рублей.
4. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 73,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (вспомогательное бытовое помещение), по состоянию на 01.01.2021 в размере 305 340,12 рублей.
5. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 89,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (будка весовая), по состоянию на 01.01.2021 в размере 368 642,34 рублей.
6. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 20.8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 86 057,92 рублей.
7. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 111,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: мазутнонасосная № 2, по состоянию на 01.01.2021 в размере 459 655,14 рублей.
8. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадью 1941,9 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 034 417,06 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Датой подачи административным истцом заявления в суд считать 14.04.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.06.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>