Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1089/2022 ~ М-480/2022 от 18.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

07.06.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи        Ишелевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1089/2022 по административному исковому заявлению Исаковой Галины Александровны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учётом уточнения) просит:

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью: 17459,4 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 размере 10 658 963,70 рублей;

2. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 471,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (известигасильный цех), по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 952 025,32 рублей;

3. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 69,0 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (цементник), по состоянию на 01.01.2021 в размере 285 480,60 рублей;

4. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 73,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (вспомогательное бытовое помещение), по состоянию на 01.01.2021 в размере 305 340,12 рублей;

5. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 89,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (будка весовая), по состоянию на 01.01.2021 в размере 368 642,34 рублей;

6. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 20.8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 86 057,92 рублей;

7. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 111,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: мазутнонасосная № 2, по состоянию на 01.01.2021 в размере 459 655,14 рублей;

8. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 1941,9 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 034 417,06 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что превышение размера кадастровой стоимости вышеуказанных объектов над их рыночной стоимостью затрагивает его права и обязанности.

Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель Тучин С.Н., по доверенности, просил уточненный административный иск удовлетворить.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).

При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость объектов установлена в соответствии с данным приказом по состоянию на 01.01.2021 и составляет:

1. для Нежилого здания с КН – 9011173,51 рублей;

2. для Нежилого здания с КН – 1270604,36 рублей;

3. для Нежилого здания с КН – 1103944,37 рублей;

4. для Нежилого здания с КН – 1669874,86 рублей;

5. для Нежилого здания с КН – 555118,47 рублей;

6. для Нежилого здания с КН – 2099850,11 рублей;

7. для Нежилого здания с КН – 12649463,4 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 и составляет 26693851,25 рублей.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выполненные <данные изъяты>», согласно которым рыночная стоимость объектов по состоянию на дату оценки определена в размере:

1. для земельного участка с КН - 10 658 963,70 рублей;

2. для Нежилого здания с КН - 1 952 025,32 рублей;

3. для Нежилого здания с КН - 285 480,60 рублей;

4. для Нежилого здания с КН - 305 340,12 рублей;

5. для Нежилого здания с КН - 368 642,34 рублей;

6. для Нежилого здания с КН - 86 057,92 рублей;

7. для Нежилого здания с КН - 459 655,14 рублей;

8. для Нежилого здания с КН - 8 034 417,06 рублей;

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.

В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию дату оценки, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.

Требование о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст.24.20 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, в ГКН вносятся сведения об изменении кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие решения о возложении соответствующей обязанность внести такие сведения не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск Исаковой Галины Александровны удовлетворить частично.

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью: 17459,4 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 размере 10 658 963,70 рублей.

2. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 471,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (известигасильный цех), по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 952 025,32 рублей.

3. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 69,0 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (цементник), по состоянию на 01.01.2021 в размере 285 480,60 рублей.

4. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 73,8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: Нежилое здание (вспомогательное бытовое помещение), по состоянию на 01.01.2021 в размере 305 340,12 рублей.

5. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 89,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (будка весовая), по состоянию на 01.01.2021 в размере 368 642,34 рублей.

6. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 20.8 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 86 057,92 рублей.

7. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 111,1 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: мазутнонасосная № 2, по состоянию на 01.01.2021 в размере 459 655,14 рублей.

8. Установить кадастровую стоимость Нежилого здания, с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадью 1941,9 кв.м., назначение: Нежилое здание, наименование: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт), по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 034 417,06 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Датой подачи административным истцом заявления в суд считать 14.04.2022.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                              С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.06.2022.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3а-1089/2022 ~ М-480/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Исакова Г.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
ГБУ СО "ЦКО"
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация административного искового заявления
18.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее