Дело № 2 – 277/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 мая 2023 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Халиулиной Е.В.,
при секретаре Егоровой С.П.,
с участием
представителя истца Зарипова А.Т. – Вавиловой С.Ю.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области Сергеевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова А. Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Зарипов А.Т. обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ОПФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью необходимого стажа.
С отказом в назначении досрочной страховой пенсии и невключением периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не согласен.
Просит, с учетом уточнений, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии.
Признать незаконным решение ОПФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в зачете по Списку № 2 спорных периодов работы.
Обязать ответчика включить по Списку № 2 периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период службы в Советской Армии;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученика газорезчика цеха обработки металлоконструкций <данные изъяты>»;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика <данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- иные периоды.
Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг, расходы по плате государственной пошлины (л.д. 97).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ».
В судебном заседании представитель истца Зарипова А.Т. – Вавилова С.Ю., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области Сергеева О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствии истца Зарипова А.Т., третьего лица АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ», извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Зарипов А.Т. обратился в клиентскую службу Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ОПФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью необходимого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
В стаж не включены спорные периоды.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Поскольку оспариваемые периоды работы истца имели место до 1 января 1992 г., то применению подлежит Список N 2 от 22 августа 1956 года.
В соответствии разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. право на льготное пенсионное обеспечение имели газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.
Из разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. N 06/12600, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, по периодам работы данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г., рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как следует из трудовой книжки, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве электросварщика <данные изъяты>»(л.д. 12).
Данное обстоятельство подтверждено и личной карточкой истца (л.д. 118).
Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что в спорные периоды Зарипов А.Т. занимал должность предусмотренную Списком N 2 от ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ для включения в льготный стаж периодов работы не требовалось обязательного документального подтверждения вида сварки и полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, то суд приходит к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указанные периоды работы в должности электросварщика.
Доводы стороны ответчика о том, что из архивных справок не следует наименование должности «электросварщик» судом отклоняются, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела вышеизложенным доказательствам.
Требования истца о включении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в качестве ученика газорезчика цеха обработки металлоконструкций <данные изъяты>» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Списком N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 разделом IV Металлургическое производство (черные металлы), предусмотрена профессия «газорезчики».
Пунктом 12 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 81/8 (в редакции от 27 декабря 1983 года) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах" установлено, что в тех случаях, когда в Списках N 1 и N 2 предусмотрены производства и цехи без перечисления профессий и должностей или рабочие, выполняющие определенные работы, без перечисления профессий, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются и ученики индивидуально-бригадного ученичества.
Период индивидуально-бригадного обучения тем профессиям, которые прямо предусмотрены списками N 1 и N 2, например ученикам-травильщикам, ученикам-литейщикам, в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж периода работы в качестве ученика газорезчика не имеется, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 12 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" период индивидуально-бригадного обучения тем профессиям, которые прямо предусмотрены Списками N 1 и N 2, не засчитывается.
В период службы истца в армии действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку периоду службы в армии предшествовала и следовала за ним работа, не дающая права на досрочное назначение пенсии, то и период службы в армии по призыву не подлежит включению в специальный стаж.
Относительно требований о включении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные периоды, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат включению в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии (л.д. 161).
Период же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, является отпуском без содержания (л.д. 138 об.).
Тогда как нахождение работника в отпуске без сохранения заработной платы не подпадает под основания включения периодов работы в специальный стаж, поскольку в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет трудовые функции, за выполнение которых установлено специальное льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, с учетом включения судом периодов, у истца необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии не имеется, в связи с чем требования о назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцу, с учетом частичного удовлетворения требований, подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., по оплате услуг представителя в сумме 8 000 руб. что, по мнению суда, является разумным. Несение указанных расходов нашли свое подтверждение (л.д. 7, 155).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зарипова А. Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включении в стаж, дающего право для назначения досрочной страховой пенсии, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика <данные изъяты>».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии Зарипова А. Т. периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в качестве электросварщика <данные изъяты>».
В удовлетворении остальной части иска о признании решения незаконным в части и обязании включить в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в работы качестве ученика газорезчика цеха обработки металлоконструкций <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Зарипова А. Т. судебные расходы по плате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 8 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Халиулина
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2023 года.
Судья Е.В. Халиулина