Дело N 2-141/2024
УИД: 77RS0..............-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2024 года. Минераловодский городской суд .............. в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре ФИО1,
с участием: помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора ФИО3, представителя ответчика – ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело N 2-141/2024 по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" о возложении обязанности в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Подкумок, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ, а именно: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты станции Подкумок в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; оснастить станцию Подкумок в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта; обнаружение и распознание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Басманный районный суд .............. с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", в обоснование которого указал, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Подкумок Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее – станция).
В силу требований действующего законодательства ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением, являясь владельцем объекта транспортной инфраструктуры - станции Подкумок, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
По результатам проверки прокуратурой установлено, что железнодорожная станция Подкумок относится к структурному подразделению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являющегося собственником данного объекта.
На основании решения Росжелдора России .............. железнодорожная станция Подкумок включена в раздел N 2 реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
.............. в отношении указанной станции заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением - Центральной дирекции правления движением - филиала ОАО "РЖД" утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - паспорт ОТБ).
Тем самым, в соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 паспорта ОТБ и подпунктом "е" пункта 5 Требований N 1635 в отношении станции субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО "РЖД" обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, в течение одного года со дня вступления в силу указанных требований, то есть до ...............
Разделом 4 паспорта ОТБ предусмотрены меры по обеспечению транспортной безопасности (далее - ОТБ), направленные на неукоснительное исполнение законодательства о транспортной безопасности.
Вместе с тем, по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, в части не реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ.
Так, как по состоянию на .............. и до настоящего времени в нарушение подпункта "г" пункта 5 Требований N 1635 и подпункта "г" пункта 5 раздела 4 паспорта ОТБ ОАО "РЖД" не образованы (сформированы) и не привлечены для защиты объекта в соответствии с паспортом ОТБ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, проход на территорию станций и в зоны транспортной безопасности являются свободным. А также не реализованы предусмотренные разделом 4 паспортов мероприятия: ограничить доступ (перемещение) в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта; оснастить объект в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности станции.
Из вышеизложенного следует, что на станции Подкумок вопреки положениям подпункта "е" пункта 5 Требований N 1635 ОАО "РЖД" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" до настоящего времени не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, реализация которых согласно постановлению Правительства Российской Федерации должна была быть завершена не позднее ...............
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры Требований N 1635 влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности объекта в целом, неопределенного круга граждан, прибывающих и находящихся на станции.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспортов обеспечения безопасности станций свидетельствует об уклонении ОАО "РЖД" от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции.
На основании вышеизложенного, просит суд возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" обязанность в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Подкумок, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ, а именно: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты станции Солдатская в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; оснастить станцию Подкумок в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта; обнаружение и распознание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности.
В своих письменных возражениях на иск представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" указал, что ОАО "РЖД" считает исковые требования необоснованными, по следующим основаниям.
Субъект транспортной инфраструктуры при первом уровне безопасности не обязан привлекать подразделения транспортной безопасности.
Железнодорожная станция Подкумок имеет 1 уровень безопасности.
Правительством Российской Федерации .............. принято постановление N 1635, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования).
Согласно пункта 1 вышеуказанных Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - объекты транспортной инфраструктуры).
В постановлении Правительства Российской Федерации N 2344 от .............. "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" (Далее - Постановление Правительства РФ N 2344 от ..............) установлен перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
То есть подпунктом "г" пункта 5 Требований N 1635 является отсылочной нормой, согласно которой на субъекты транспортной инфраструктуры возлагается обязанность образовать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности только в случаях, предусмотренных настоящим документом (т.е. Требованиями N 1635), и в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Если бы субъект транспортной инфраструктуры был обязан для каждого объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, привлекать (или формировать) подразделения транспортной безопасности, подпункт "г" пункта 5 Требований N 1635 не содержал бы формулировки "в случаях, предусмотренных настоящим документом".
В разделах Требований закреплены случаи, когда у субъекта транспортной инфраструктуры возникает обязанность по привлечению подразделений транспортной безопасности.
Вышеуказанные случаи установлены в пунктах 7, 8 и 11 Требований.
Исходя из анализа вышеприведенных положений Требования следует, что для возникновения обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности необходимо установить 2 условия:
- факт осуществления/неосуществления обслуживания пассажиров непосредственно на объекте;
- установление уполномоченным органом уровня безопасности N 2 или уровня безопасности N 3.
Приведенная позиция подтверждается, в том числе ответом на письмо Федерального агентства железнодорожного транспорта (Далее - Росжелдор).
ОАО "РЖД" письмом от .............. N ИСХ-14903/ОКТ обратилось в Росжелдор с просьбой разъяснить в каких случаях субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от .............. N 397 (Далее - Положение) Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказании государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В силу пункта 6.2 Положения Росжелдор имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.
Согласно разделу 5 Положения в его компетенцию входят вопросы обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Таким образом, Росжелдор является специализированным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Письмом от .............. N АИ-30/4454-ис Росжелдор разъяснил, что Требования применяются с учетом уровня безопасности ОТИ, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от .............. N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)".
Росжелдор указал, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности N 2 и N 3.
Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.
В связи с тем, что спорный объект транспортной инфраструктуры имеет 1 уровень безопасности, обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности у ОАО "РЖД" отсутствует.
Таким образом, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области обеспечения транспортной безопасности, поддерживает доводы ОАО "РЖД" относительно отсутствия обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности при первом уровне безопасности.
К данному выводу также можно прийти путем несложного сравнительного анализа требований по обеспечению транспортной безопасности, предъявляемых к различным объектам железнодорожного транспорта.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от .............. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" все объекты транспортной инфраструктуры делятся на категорированные и не подлежащие категорированию объекты.
Порядок установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, утвержден Приказом Минтранса России от .............. N 358.
Как следует из указанного Порядка, критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожных станций являются:
- степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ);
- возможные последствия совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе категорируемым объектам транспортной инфраструктуры;
- количественные показатели интенсивности выполняемых технологических операций и т.д.
Вместе с тем, наряду с категорированными объектами транспортной инфраструктуры, законодателем были предусмотрены объекты, которые в силу пониженной степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных последствий совершения АНВ, не подлежат в принципе категорированию.
Перечень таких объектов (не подлежащих категорированию) предусмотрен Приказом Минтранса России от .............. N 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта", в разделе IV которого предусмотрено, что не подлежат категорированию Железнодорожные станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточными со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года.
В зависимости от того является объект транспортной инфраструктуры категорированным или не подлежащим категорированию к нему предъявляются разные требования по обеспечению транспортной безопасности. В том числе и в части привлечения подразделений транспортной безопасности при первом, постоянно действующем, уровне безопасности.
Исходя из анализа вышеприведенных положений Требования, видно, что требования по обеспечению транспортной безопасности для категорированных объектов не содержат формулировки "в случаях, предусмотренных настоящим документом", что указывает на то, что субъект транспортной инфраструктуры для категорированного объекта должен привлечь подразделение транспортной безопасности при 1 уровне безопасности независимо от наступления того или иного случая, и свидетельствует о правомерности позиции ОАО "РЖД" относительно привлечения подразделения транспортной безопасности для некатегорированного объекта только в случае при введении 2 или 3 уровня безопасности как случаев, предусмотренных Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1635 от ...............
Вышеуказанные положения законодательства, указывают на то, что в требованиях по обеспечению транспортной безопасности для категорированных объектов при введении 2 или 3 уровня безопасности не содержится мер по обеспечению охраны объекта с помощью подразделений транспортной безопасности, указывается об увеличении численности групп быстрого реагирования (подразделений транспортной безопасности).
Это связано с тем, что подразделения транспортной безопасности на категорированных объектах должны осуществлять охрану объектов при 1 уровне безопасности.
И, напротив, в требованиях по обеспечению транспортной безопасности для некатегорированных объектов при введении 2 или 3 уровня безопасности охрана объектов обеспечивается с помощью сил подразделений транспортной безопасности.
Из вышеизложенного прослеживается логика законодателя, в соответствии с которой для некатегорированных объектов обязанность по привлечению подразделений транспортной безопасности возникает только при введении 2 или 3 уровня безопасности, в отличие от категорированных объектов, для которых такая обязанность предусмотрена и при действующем постоянно 1 уровне безопасности.
И данный подход объясним, поскольку на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных последствий совершения от АНВ существенно ниже, чем на категорированных объектах.
Учитывая то обстоятельство, что истцом в материалы дела не представлено доказательств объявления уровней безопасности N 2 и N 3 на железнодорожных станциях, полагаем, что требование прокурора об обязании ОАО "РЖД" образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станциях подразделение транспортной безопасности заявлен преждевременно и удовлетворению не подлежит.
ОАО "РЖД" считает требования транспортного прокурора о необходимости оснащения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В отношении исковых требований прокурора о реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ станции Солдатская, вышеуказанные требования прокурора относятся к оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 16-ФЗ оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил для ОАО "РЖД" специальные условия оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, определив, что сроки оснащения техническими средствами будут установлены Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от .............. N 974-р "Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых указанным обществом на ином законном основании" (Документ для служебного пользования) определены объекты транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" (п. 5), подлежащие оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с 2025 года.
Таким образом, исковые требования транспортного прокурора о необходимости оснащения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО "РЖД" за счет средств, выделяемых согласно инвестиционным программам, которые носят долгосрочный и планомерный характер, и принимаются с учетом финансовых возможностей компании, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Оснащение железнодорожных станций техническими и инженерными средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется в рамках инвестиционной программы, утверждаемой департаментом безопасности ОАО "РЖД" по программе "Транспортная безопасность инфраструктурных проектов".
В целях оснащения указанных железнодорожных станций необходимыми средствами обеспечения транспортной безопасности, Северо-Кавказской дирекцией управления движением установленным порядком направлено соответствующее предложение в адрес Северо-Кавказского регионального центра безопасности о включении станций в инвестиционную программу.
Информирование на станции Солдатская в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на станции, обозначающих границы зоны транспортной безопасности, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности запланировано обеспечить по мере выделения бюджета на установку необходимых стендов, ориентировочно во 2 квартале 2023 г.
Нальчикский транспортный прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается во внутреннюю хозяйственную деятельность ОАО "РЖД", возлагая на ОАО "РЖД" бремя несения непредусмотренных законом чрезмерных затрат.
ОАО "РЖД" является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство РФ, которое определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО "РЖД" как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство РФ руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.
Инвестиционную программу ОАО "РЖД" и годовых бюджетов компании утверждает Совет директоров ОАО "РЖД" после согласования с Правительством РФ, т.е. Российская Федерация, как единственный Учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО "РЖД", участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, распределения прибылей и убытков общества.
Для утверждения инвестиционной программы необходимо пройти этапы соответствующих процедур. Расходование денежных средств вне рамок Инвестиционной программы недопустимо, так как будет являться нарушением норм действующего законодательства и финансовой дисциплины в компании.
Как было указано ранее, в настоящее время в соответствии с нормами действующего законодательства у ОАО "РЖД" отсутствует обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности, так как объект транспортной инфраструктуры имеет 1 уровень безопасности.
Несмотря на данный факт, прокурор просит привлечь подразделение транспортной безопасности на спорный объект.
Вместе с тем обращает внимание суда, что возложение ОАО "РЖД" непредусмотренной законом обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры при 1 уровне безопасности повлечет для ОАО "РЖД" несение необоснованных и чрезмерных затрат (достигающих в расходах до 1 миллиарда рублей на одной станции).
Понуждение к проведению указанных в иске мероприятий в установленные сроки напрямую нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности, поскольку ОАО "РЖД"
является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, просит суд отказать Минераловодскому межрайонному транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением судьи Басманного районного суда .............. от .............. данное гражданское дело передано по подсудности в Минераловодский городской суд.
В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Просит суд Минераловодского межрайонного транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" по доверенности ФИО2 требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Просила суд в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора отказать в полном объеме.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности суд пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 Федерального закона от .............. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства урегулированы Законом N 16-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
В пункте 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшего угрозу наступления таких последствий).
Частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: - определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; - оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; - разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; - подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; - осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; - сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ).
Во исполнение положений Закона N 16-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от .............. N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования N 1635).
Данный документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Пунктом 5 Требований N 1635 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Помимо этого, пп. "е" п. 5 Требований N 1635 предусмотрено, что субъект обязан реализовать мероприятия, предусмотренные Паспортом ОТБ, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу Требований N 1635.
Федеральным законом от .............. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от .............. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Часть 1 статьи 80 Федерального закона от .............. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" содержит требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от .............. N 390-ФЗ "О безопасности" одними из основных принципов обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Так в судебном заседании установлено, и из материалов дела следует, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Подкумок Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - станция Подкумок).
По смыслу статьи 2 Федерального закона от .............. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" станция Подкумок является объектом транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Обратившись с указанным иском, Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, исходил из того, что железнодорожная станция Подкумок относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являющегося собственником данного объекта.
На основании решения Росжелдора России .............. железнодорожная станция Подкумок включена в раздел N 2 реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Требований N 1635 заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" разработан и .............. утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - станции Подкумок (далее - паспорт ОТБ).
Установлено, что пунктом 1.1 раздела 1 паспорта ОТБ станция Солдатская субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО "РЖД", которое в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Требований N 1635 обязано реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта в течение одного года со дня вступления в силу указанных требований, то есть до ...............
Разделом 4 паспорта ОТБ предусмотрены меры по обеспечению ТБ, направленные на неукоснительное исполнение законодательства о транспортной безопасности.
Вместе с тем по результатам проведенной проверки, выявлены многочисленные нарушения законодательства о транспортной безопасности, в части не реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ станции Подкумок, в установленный законом срок.
Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положения Федерального закона .............. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Постановления Правительства РФ от .............. N 1635 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию", постановление Правительства Российской Федерации от .............. N 1635 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от .............. N 16- ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от .............. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 8 Федерального закона от .............. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Постановлением Правительства Российской Федерации от .............. N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Подпунктом "г" пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать), и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие, в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Приложением к Требованиям утверждена типовая форма паспорта транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию. Согласно пункту 2 приложения к типовой форме паспорта, в случае участия подразделения транспортной безопасности к паспорту прикладывается положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, при привлечении подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
Также в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что по состоянию на .............. и до настоящего времени в нарушение подпункта "г" пункта 5 Требований N 1635 и подпункта. "г" пункта 5 раздела 4 паспорта ОТБ ОАО "РЖД" не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта в соответствии с паспортом ОТБ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, проход на территорию станции и в зоны транспортной безопасности являются свободным. А также не реализованы предусмотренные разделом 4 паспорта мероприятия: ограничить доступ (перемещение) в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта; оснастить объект в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности станции.
При таких обстоятельствах, выявленные нарушения требований подпункта "г" пункта 5 Требований N 1635, ОАО "РЖД" должны были быть исполнены в установленный срок - до ............... В данной связи требования истца о возложении обязанности в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Подкумок, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из буквального толкования пунктов 5, 6 и 7 Требований N 1635, суд приходит к выводу о том, что требования, предусмотренные пунктами 5 и 6 Требований N 1635, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, при повышении уровня опасности - вводятся дополнительные меры.
Правительством Российской Федерации принято постановление от .............. N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", согласно которому уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Пунктом 2 Постановления N 2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Кроме того, в нарушение подпункта "в" пункта 6 Требований N 1635 обществом также не исполнена обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.
Также в нарушение подпункта "г" пункта 6 Требований N 1635 ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" не выделено и оборудовано в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности.
При этом, обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, факт выявленных нарушений установлен в ходе рассмотрения дела и свидетельствует о неисполнении ответчиком Требований N 1635. Целесообразность расходования денежных средств, на что ссылалась сторона ответчика в суде, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку вопросы финансирования не освобождают от необходимости исполнения законодательных требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом, указанный прокурором срок для выполнения соответствующей обязанности – 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к реализации выявленных нарушениях требований законодательства о транспортной безопасности, является недостаточным по устранению указанных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в том числе и государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Следовательно, государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в бюджет Минераловодского городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", удовлетворить.
Возложить ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" обязанность: в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Подкумок, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ, а именно:
- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты станции Подкумок в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
- ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; оснастить станцию Подкумок в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта; обнаружение и распознание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время;
- выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения и участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Взыскать ОАО "РЖД" в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в ..............вой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено ...............
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.