Дело № 2-2216/2023
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхняя Пышма 01 декабря 2023 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.
при секретаре – Полянок А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Среднеуральск, о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Верхняя Пышма, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации ГО Среднеуральск, о возложении обязанности произвести, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной в г. <данные изъяты>
В обоснование своих требований ссылается на то, что в ходе проведенной, прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в части соблюдения требований паспортизации автомобильных дорог Среднеуральского городского округа, установлено, что на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную г<данные изъяты> отсутствует технический паспорт. При этом, указанная автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества городского округа Среднеуральск.
Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04.10.2023 (протокольной формы) к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск, Финансовое управление ГО Среднеуральск.
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма (в качестве истца) – Пигалицына М.С., исковые требования поддержала в полом объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные – указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации ГО Среднеуральск – Пономарев А.Е., действующий на основании доверенности № от 22.05.2023, в судебном заседании исковые требования не признал, дал объяснения, аналогичные – указанным в письменном отзыве на исковое заявление, считая, что администрация ГО Среднеуральск является ненадлежащим ответчиком. Реализация полномочий городского округа Среднеуральск в сфере дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивается МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства». Кроме того, на момент рассмотрения данного дела, заключен договор, в соответствии с техническим заданием по которому, будет произведена паспортизация автомобильных дорог на территории ГО Среднеуральск, в том числе, указанных прокурором в исковом заявлении.
Представители третьих лиц - МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства», Управление муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск, Финансовое управление ГО Среднеуральск, в судебное заседание не явились, хотя о времени, дате и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, судебными повестками, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской представителя в ее получении, а также публично, заблаговременного размещения информации на официальном интернет- сайте Верхнепышминского городского суда Свердловской области, в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
С учетом требований ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, и присутствовавших в судебном заседании, суд счел возможным, и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.
Изучив исковое заявление, выслушав помощника прокурора (в качестве истца), представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из требований ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.6 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Согласно ч.7 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 названного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ч.11 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Как следует из п. «б» ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в пункте 12 статьи 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как установлено пунктом 6 статьи 13 и с пунктами 1, 2, 3 статьи 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Подпунктом 4 пункта 15 Приказа Минтранса Российской Федерации от 12 ноября 2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" предусмотрено, что в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно пункту 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Как установлено пунктом 1.2 названной Инструкции, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
С возникновением института местного самоуправления, произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
"ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог, введен в действие Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 N 1004-ст.
В соответствии с 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Содержание технического паспорта автомобильной дороги установлено пунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015, согласно которому технический паспорт автомобильной дороги состоит из следующих основных разделов: титульный лист; план-схема автомобильной дороги; общие данные об автомобильной дороге; экономическая характеристика; техническая характеристика; сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ; линейный график дороги.
Согласно пункту 9.7 ГОСТ 33388-2015 раздел "Техническая характеристика дороги" является основным разделом паспорта, в котором приводятся данные о наличии и техническом состоянии отдельных конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, при этом отражается соответствие фактических транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям нормативных документов. В данном разделе указывают: сведения о параметрах геометрических элементов автомобильной дороги; данные о конструкции дорожной одежды и типах покрытия; сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др.
Учитывая, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории городского округа Среднеуральск, суд считает, что прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обоснованно обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной, прокуратурой г. Верхняя Пышма, проверки за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в части соблюдения требований паспортизации автомобильных дорог Среднеуральского городского округа, установлено, что на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную г<данные изъяты> отсутствует технический паспорт. При этом, указанная автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества городского округа Среднеуральск.
Поскольку указанные автомобильные дороги расположены в городе Среднеуральске, в границах городского округа Среднеуральск, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, и собственностью ГО Среднеуральск, они включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО Среднеуральск, паспортизацию данных автомобильных дорог должна осуществлять именно администрация ГО Среднеуральск.
Отсутствие технических паспортов, указанных в исковом заявлении автомобильных дорог, представителем ответчика в судебном заседании, не оспаривалось.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и подтверждающих их доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Верхняя Пышма. На администрацию ГО Среднеуральск следует возложить обязанность произвести, в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной <данные изъяты>
Срок проведения паспортизации автомобильных дорог – в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, отвечает принципу разумности, и, по мнению суда, будет являться достаточным для выполнения мероприятий по паспортизации автомобильных дорог по указанным выше адресам.
Как установлено в судебном заседании, и указывалось выше, 05.10.2023, между МКУ «Управление жилищно – коммунального хозяйства» администрации ГО Среднеуральск и ФИО5, заключен договор, предметом которого является разработка технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения городского округа Среднеуральск (паспортизация дорог), в срок с даты заключения договора -05.10.2023 по 20.12.2023. Конкретные виды работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных, в том числе проезд <данные изъяты> указаны в техническом задании на оказание услуг по разработке технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенных на территории городского округа Среднеуральск.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что требования прокурора в связи с заключением указанного выше договора, выполнены, несостоятельны, поскольку, срок действия вышеуказанного договора не истек, работы по паспортизации автомобильных дорог, исполнителем, в полном объеме, не выполнены, работы не сданы.
При разрешении вышеуказанных исковых требований, суд учитывает требования ч.1 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, в случае, если сторона, обязанная представлять возражения относительно предъявленных к ней исковых требований, не представляет суду таких возражений, и их доказательств, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны, и представленными ей доказательствами.
Поскольку представитель ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований, доказательств своим возражениям не представили, а представленные доказательства позицию ответчика не подтверждают, доказательства, представленные стороной истца, ответчиком не оспорены и не опровергнуты, суд обосновывает свои выводы объяснениями помощника прокурора г. Верхняя Пышма, выступающего в качестве истца, и представленными им доказательствами, оценка которым дана в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, ч.1 ст.68, ч.1 ст.98, ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Среднеуральск, о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Среднеуральск, произвести, в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья Н.Н. Мочалова