УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.
при секретаре Шаиховой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидорова Николая Леонтьевича к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ о восстановлении нарушенных пенсионных прав,
установил:
Сидоров Н.Л. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ о восстановлении нарушенных пенсионных прав. Истец просит: Признать незаконными решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан: от № с дополнениями, решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан от №, в части не включения в льготный стаж Сидорова Н.Л. периоды работы в должности ремонтника искусственных сооружений, периоды нахождения на курсах квалификации.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ включить Сидорову Н.Л. в льготный в стаж периоды работы в должности ремонтника искусственных сооружений с №., периоды курсов повышения квалификации с №. по №.
Истец Сидоров Н.Л., представитель истца Сайфутдинова Э.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом уточнения.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ Бардаченко С.В. исковые требования не признала, по доводам изложенным в возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Байчикова И.Х. просила вынести решение в соответствии с законодательством.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 часть 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 часть 2 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч.1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 06 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
При этом согласно статьи 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ при подсчете страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, периоды работы гражданина, до регистрации в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального Закона № - ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила № от ДД.ММ.ГГГГ), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях тяжелых условиях труда, не менее 80% рабочего времени.
Согласно подпункту "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272.
В указанном Списке поименованы «Мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», а также «Ремонтники искусственных сооружений, занятые на участках с интенсивным движением поездов магистральных железных дорог».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Н.Л. обратился к ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ ДД.ММ.ГГГГ Сидорову Н.Л. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ менее 12 лет 6 мес.
ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ не засчитаны в стаж спорные периоды, которые истец просит включить в стаж дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
периоды работы в должности ремонтника искусственных сооружений с №.
Согласно трудовой книжки и справки уточняющий характер работы, условий труда выданной ОАО РЖД № от № установлено, что Сидоров Н.Л. в спорный период с №., работал в должности ремонтника искусственных сооружений в структурном подразделении Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Кроме того, из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что за период с №. работодателем проставлены коды особых условий труда.
Подлежат удовлетворению исковые требования истца о включении Сидорову Н.Л. в льготный стаж периоды работы в должности ремонтника искусственных сооружений с №., в структурном подразделении Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Далее. Согласно п. 3(1) Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., «О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ), С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ, И ПРАВИЛАХ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ», при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Нахождение Сидорова Н.Л. на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждено справками работодателя о направлении на курсы повышения квалификации, справкой уточняющий особый характер работы, выпиской индивидуального лицевого счета. Прохождение курсов повышения квалификации в указанные периоды осуществлялось в периоды осуществления основного вида трудовой деятельности с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. Таким образом, истцу, как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
При этом, так как период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Анализируя изложенное выше в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Сидорова Н.Л. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ №. ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ №., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ №., ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░