Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-331/2023 от 25.07.2023

Дело № 21-331/2023

Судья Архипова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

5 сентября 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя городской административной комиссии г. Чебоксары Григорьева А.И. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Егора Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»,

установил:

постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-23-14726 от 10 мая 2023 года Алексеев Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (далее - Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2023 года постановление административной комиссии в отношении Алексеева Е.Ю. отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Председатель городской административной комиссии Григорьев А.И. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Алексеева Е.Ю., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Согласно части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото - и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 10.8 Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики.

Согласно постановлению административной комиссии городской административной комиссии № 4-23-14726 от 10 мая 2023 года, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, и представленному фотоматериалу, Алексеев Е.Ю. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 по тем основаниям, что в нарушение пункта 5.3.1.13 Правил благоустройства территории города Чебоксары от 28 ноября 2017 года № 1006, он, являясь собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком , 12 апреля 2023 года в 10 часов 16 минут по адресу: <адрес>, допустил его размещение на озелененной территории.

Из представленных материалов следует, что данное постановление вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Дозор – М, идентификатор , свидетельство о поверке , поверка действительна до 28 сентября 2024, имеющим функции фотосъемки, размещенного в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту согласно приказу № 29 от 7 апреля 2023 года «Об утверждении маршрута фиксации на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением согласно ст. 10.5 и 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» муниципального казенного учреждения «Земельное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики транспортом средстве.

Рассматривая жалобу заявителя, судья пришла к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Алексеева Е.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики, в связи с чем вынесла решение об его отмене и прекращении производства на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Судья указала, что для решения вопроса о наличии/отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 руководствуется определением из ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения», введенного 01.01.1991, согласно которому газон – это обработанная и засеянная специальными травами территория земли, окаймленная бордюром.

Судьей не усмотрено доказательств того, что территория, на которой было расположено транспортное средство Алексеева Е.Ю., предназначена для естественного или искусственного травяного покрытия или имеет такое покрытие, или не имеет твердого искусственного покрытия, - напротив, из представленных фотографий усматривается наличие твердого покрытия (бой кирпича), исключающего озеленение, отсутствие бордюра, что не свидетельствует о том, что территория является озелененной территорией или предназначена для него. В рассматриваемой ситуации сделать вывод о том, что лицо, размещая свой автомобиль, понимало, что оставляет его на озелененной территории, не представляется возможным.

Кроме того в месте размещения транспортно средства отсутствовало ограждение (забор), тогда как пунктом 3.3.3.9. Правил предусмотрены защитные металлические ограждения высотой не менее 0,5 м, устанавливаемые (размещаемые) в местах примыкания газонов и территорий с зелеными насаждениями к проездам, стоянкам, парковкам транспортных средств, возможного наезда транспортных средств на газон и территории с зелеными насаждениями и вытаптывания троп через газон и территории с зелеными насаждениями.

Однако решение судьи районного суда не может быть признано законным в силу следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решением Чебоксарское городское Собрание депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (приведены в редакции, действующей на момент событий по настоящему делу).

Применительно к настоящим Правилам используются понятия, указанные в пункте 1.6.1, в том числе:

благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная настоящими Правилами и направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Чебоксары, надлежащее содержание территории города Чебоксары, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, средства размещения информации и рекламные конструкции, применяемые как составные части объектов благоустройства территории;

озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды города Чебоксары с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары.

Пунктом 5.3.1.13 Правил на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.

Таким образом, размещение транспортного средства на озелененных территориях в городе Чебоксары с нарушением требований пункта 5.3.1.13 Правил является основанием для привлечения собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22, путем вынесения постановления в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

При этом по смыслу названных норм газон и озелененная территория не являются тождественными понятиями, для поддержания ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары к озелененным территориям как к элементу благоустройства отнесены не только газоны и цветники, но и территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от их естественного или искусственного посева и произрастания.

Алексеев Е.Ю. был привлечен к административной ответственности за размещение транспортного средства на озелененной территории, а не на газоне.

Из представленного в материалы дела цветного фотоматериала, полученного с применением специального технического средства Дозор – М, работающего в автоматическом режиме, очевидно размещение транспортного средства с государственным регистрационным знаком , задними колесами на озелененной территории, занятой травянистыми растениями в непосредственной близости от деревьев и кустарников, при этом географические координаты ; указывают, что эта озелененная территория находится в границах населенного пункта.

Таким размещением транспортного средства на занятой травянистыми растениями озелененной территории в границах города Чебоксары ранее созданная или изначально существующая природная среда не поддерживается, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20, может быть квалифицировано по соответствующей норме закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях в области благоустройства территории, которой установлена административная ответственность.

Представленному в материалы дела фотоматериалу надлежащая оценка не дана, положения пунктов 1.6.1, 5.3.1.13 Правил и статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 не приняты во внимание, судьей должным образом не выяснены обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по делу об административном правонарушении.

С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты, решение от 6 июля 2023 года вынесено без надлежащей, всесторонней и объективной оценки предоставленных в дело доказательств, без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение по настоящему делу и подлежащих установлению, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела и привело к нарушению требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.

Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлиявшими на исход дела и не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований носят фундаментальный характер, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Е.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республике, подлежит отмене.

При этом подлежит отмене и постановление № 4-23-14726 городской административной комиссии от 10 мая 2023 года, вынесенное в отношении Алексеева Е.Ю., отмененное вышеуказанным решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы председателя административной комиссии Григорьева А.И. срок давности привлечения Алексеева Е.Ю. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ № 4-23-14726 ░░ 10 ░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 10.8 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

21-331/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Алексеев Егор Юрьевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
25.07.2023Материалы переданы в производство судье
05.09.2023Судебное заседание
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Дело оформлено
07.09.2023Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее