Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-393/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лента» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилых зданий равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Лента» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 169 380 057 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 222 148 862 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 135 651 539 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Горбунов М.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: Управление Росреестра по Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ СО ЦКО не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО представило письменный отзыв, в котором указало, что рыночная стоимость нежилого помещения и нежилых зданий, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости, оставило на усмотрение суда принятие решения об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилых зданий..
В соответствии с частью 4 статьи 263 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению. При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Лента» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 9485,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером № площадью 12755,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером № площадью 12629,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость нежилого помещения и нежилых зданий утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года №2451 по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 314 374 093,26 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 198 311 065,56 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 205 875 959,15 руб.
Считая кадастровую стоимость нежилого помещения и нежилых зданий завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, административный истец 8 декабря 2022 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке № 21/03-22/1-3, № 21/03022/1-4, № 21/03-22/1-5 от 3 октября 2022 года, выполненные ООО «Независимый Кадастровый Центр», согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена на 1 января 2021 года в размере 169 380 057 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 135 651 539 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 222 148 862 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Определение рыночной стоимости нежилого помещения и нежилых зданий является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты недвижимости, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величинах рыночной стоимости нежилого помещения и нежилых зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилых зданий равной рыночной стоимости в размерах, определенных отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 8 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Лента» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 9485,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 169 380 057 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 12755,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 222 148 862 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 12629,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 135 651 539 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 8 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2023 года