Дело № 2-22/2023 (2-551/2022)
Поступило 13.09.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 года р.п.Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Колокольниковой О.М.,
при секретаре Гавронине В.В.,
с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Потаповой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области к Шарову Николаю Викторовичу о возмещении ущерба в порядке регресса,
установил:
прокурор обратился в суд с иском к ответчику о взыскании в пользу <адрес> в лице Министерства здравоохранения <адрес> в счет возмещения ущерба (средств, затраченных на оплату медицинской санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 вследствие причинения вреда здоровью преступлением) в порядке регресса в размере 918270 рублей 50 копеек.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа 57 минут Шаров Н.В., управляя в состоянии алкогольного опьянения технически исправным легковым автомобилем марки «Тойота Пробокс», государственный регистрационный знак № регион, двигаясь по <адрес> в направлении <адрес> р.<адрес>, в нарушение п.п.10.1, 1.4, 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, совершил наезд на пешехода ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что повлекло причинение последней тяжкого вреда здоровью.
Своими действиями Шаров Н.В. совершил преступление, предусмотренное п.«а» ч.2 ст.264 УК РФ, то есть нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Приговором Краснозерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шаров Николай Викторович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст.264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев, а также с Шарова Н.В. взыскано 300000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного ФИО6, совершенным преступлением. Иных взысканий с Шарова Н.В. в связи с причинением тяжкого вреда здоровью ФИО6 в результате преступных действий, совершенных ДД.ММ.ГГГГ, по приговору Краснозерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не производилось.
В результате совершенного Шаровым Н.В. дорожно-транспортного происшествия в виде наезда на пешехода ФИО6 последней были причинены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма с ушибом головного мозга тяжелой степени, с формированием контузионного очага в левой височной доле головного мозга, множественных ссадин лица, нижних конечностей, которые образовались от воздействия твердых тупых предметов в условиях дорожно-транспортного происшествия.
После получения вышеуказанных травм ФИО6 была госпитализирована в ГБУЗ НСО «Краснозерская центральная районная больница».
ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшей медицинской необходимостью обусловленной тяжестью полученных ФИО6 травм, в результате указанного дорожно-транспортного происшествия, была осуществлена медицинская санитарно-авиационная эвакуация ФИО6 из ГБУЗ НСО «Краснозерская центральная районная больница» в ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи».
На эвакуацию ФИО6 ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» затрачена сумма в размере 918270 рублей 50 копеек, в рамках соглашения о предоставлении из бюджета <адрес> субсидии на иные цели, именно на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи», государственной программы «Развитие здравоохранения <адрес>» (национальный проект «Здравоохранения»).
Средства на эвакуацию пациента ФИО6 бюджету <адрес> не возмещались. На оплату осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 затрачены средства бюджета <адрес> в размере 918270 рублей 50 копеек.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Исходя из пункта 1 ст.1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В силу требований п.ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.4, 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными силами.
В соответствии с требованиями абз.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с указанной нормой законодательства министерством здравоохранения Новосибирской области, которому как получателю бюджетных средств бюджета Новосибирской области доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, заключено соглашение о предоставлении из бюджета Новосибирской области субсидий на иные цели, а именно на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов РФ в целях оказания медицинской помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» государственному бюджетному учреждению здравоохранения НСО «Станция скорой медицинской помощи».
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В настоящем случае получателем бюджетных средств является министерство здравоохранения Новосибирской области, тогда как Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» получателем бюджетных средств не является.
Согласно ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Денежные средства на выполнение работ по авиационной санитарно-медицинской эвакуации предоставлены ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» из бюджета Новосибирской области в лице министерства здравоохранения Новосибирской области, следовательно, взыскание указанных денежных средств должно быть произведено в пользу бюджета Новосибирской области в лице министерства здравоохранения Новосибирской области.
Определением Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи».
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. В дополнение суду пояснила, что в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится организация оказания населению субъектов Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, если иное не установлено законом.
Согласно приложению 4 к Закону Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» Министерство здравоохранения Новосибирской области относится к числу указанных в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющих право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» не входит в указанное выше приложение и не является распорядителем бюджетных средств, имеющих право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями в связи с отсутствием подведомственных распорядителей.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 07 мая 2013 года №199-п утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области», в соответствии с которой система здравоохранения Новосибирской области представлена 133 государственными учреждениями Новосибирской области, в числе которых находится станция скорой медицинской помощи. Соответственно распорядителем бюджетных средств, включая расходы на финансирование и осуществление деятельности ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» в целом является Министерство здравоохранения Новосибирской области. Таким образом, денежные средства в счет возмещения ущерба подлежат взысканию с ответчика в пользу Министерства здравоохранения Новосибирской области.
Представитель истца Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, заявленные требования поддерживает в полном объёме, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик Шаров Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и признании исковых требований в полном объёме.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ранее представителем третьего лица в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого ГБУЗ НСО «ССМП» полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований. Вместе с тем не согласны с доводами прокурора о том, что ответчик должен возместить расходы на оплату санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 Министерству здравоохранения Новосибирской области, а не ГБУЗ НСО «ССМП».
В обоснование доводов указываю, что расходы, затраченные на санитарно-авиационную эвакуацию пациента оплачены ГБУЗ «ССМП», согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГБУЗ НСО «ССМП» и АО «НССА». Источник финансирования: средства бюджетного учреждения (п.7.3. контракта).
Согласно заявки № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 была эвакуирована из ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ». В соответствии с п.7.1 контракта № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость одного часа полёта составляет 275000 рублей. Из отчета о выполнении авиационных работ к заявке № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее полётное время составило 3 часа 20 минут. Таким образом, стоимость санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 составила 915750 рублей. Согласно платёжному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения указанного контракта перечислены денежные средства в адрес АО «НССА» в размере 1375000 рублей, в том числе и 915750 рублей, затраченные на санитарную эвакуацию ФИО6
Следовательно, денежные средства на авиационную эвакуацию пациента потрачены ГБУЗ НСО «ССМП», а не Министерством здравоохранения Новосибирской области.
Изучив позицию сторон, материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Краснозерского районного суда Новосибирской области от 20 мая 2020 года Шаров Н.В., 10 августа 1954 года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 264 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев, с применением к основному наказанию ст.73 УК РФ, условно с установлением испытательного срока – 2 года 6 месяцев. С возложением обязанности не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (л.д.4-19).
В результате совершенного Шаровым Н.В. дорожно-транспортного происшествия в виде наезда на пешехода ФИО6, ей были причинены телесные повреждения, последняя была госпитализирована в ГБУЗ НСО «Краснозерская центральная районная больница». ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникшей медицинской необходимостью, обусловленной тяжестью полученных травм, была осуществлена медицинская санитарно-авиационная эвакуация ФИО6 из ГБУЗ НСО» Краснозерская центральная районная больница» в ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» (л.д.25).
На эвакуацию ФИО6 ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» затрачены денежные средства в размере 918270 рублей 50 копеек, в рамках соглашения о предоставлении из бюджета Новосибирской области субсидии на иные цели, именно на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи», государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» (национальный проект «Здравоохранения») (л.д.27, 28).
Средства на эвакуацию пациента ФИО6 бюджету Новосибирской области не возмещались. На оплату осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации ФИО6 затрачены средства бюджета Новосибирской области в размере 918270 рублей 50 копеек.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, судом установлено, что в результате совершенного Шаровым Н.В. дорожно-транспортного происшествия, ФИО6 были причинены телесные повреждения и травмы, а в связи с возникшей медицинской необходимостью обусловленной тяжестью полученных травм, была осуществлена медицинская санитарно-авиационная эвакуация ФИО6 из ГБУЗ НСО» Краснозерская центральная районная больница» в ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи». Размер затраченных средств на санитарно-авиационную эвакуацию составил 918270 рублей 50 копеек.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании ч.2 ст.16 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Исходя из п.1 ст.1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причиненный вред, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношении граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что закреплено с в ст.72 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.4, 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными силами.
В соответствии с требованиями абз.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Министерство здравоохранения Новосибирской области, которому как получателю бюджетных средств бюджета Новосибирской области доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, заключено соглашение о предоставлении из бюджета Новосибирской области субсидий на иные цели, а именно на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов РФ в целях оказания медицинской помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» государственному бюджетному учреждению здравоохранения НСО «Станция скорой медицинской помощи».
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно приложению 4 к Закону Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» Министерство здравоохранения Новосибирской области относится к числу указанных в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющих право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» не входит в указанное выше приложение и не является распорядителем бюджетных средств, имеющих право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями в связи с отсутствием подведомственных распорядителей.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 07 мая 2013 года №199-п утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области», в соответствии с которой система здравоохранения Новосибирской области представлена 133 государственными учреждениями Новосибирской области, в числе которых находится станция скорой медицинской помощи. Соответственно распорядителем бюджетных средств, включая расходы на финансирование и осуществление деятельности ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» в целом является Министерство здравоохранения Новосибирской области.
Судом установлено, что распорядителем бюджетных средств, включая расходы на финансирование и осуществление деятельности ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» в целом является Министерство здравоохранения Новосибирской области.
Таким образом, денежные средства в размере 918270 рублей 50 копеек, затраченные на выполнение работ по медицинской санитарно-авиационной эвакуации представлены ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» из бюджета Новосибирской области в лице министерства здравоохранения Новосибирской области, следовательно, Министерство здравоохранения Новосибирской области, в интересах которого прокурор обратился в суд, выплативший средства, имеет право обратного требования (регресса) непосредственно к лицу, причинившему вред.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что ответчик является лицом, причинившим вред здоровью потерпевшей – ФИО6, а также учитывая, что денежные средства, затраченные на выполнение работ по медицинской санитарно-авиационной эвакуации представлены ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» из бюджета Новосибирской области в лице министерства здравоохранения Новосибирской области, требования прокурора о возмещении ущерба в порядке регресса подлежат удовлетворению, сумма ущерба подлежит взысканию в пользу Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12382 рубля 70 копеек, в доход бюджета Краснозерского района Новосибирской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области к Шарову Николаю Викторовичу о возмещении ущерба в порядке регресса удовлетворить.
Взыскать с Шарова Николая Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а <адрес> в пользу Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области в счет возмещения ущерба в порядке регресса 918270 рублей 50 копеек и государственную пошлину в доход бюджета Краснозерского района Новосибирской области в размере 12382 рубля 70 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья