УИД 16RS0015-01-2023-000344-21
Копия Дело №2-314/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года с. Большие Кайбицы
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи Нигматзяновой Э.А.,
при секретаре судебного заседания Хузиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Лыжиной Н.В. к Исполнительному комитету Федоровского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
Установил:
Лыжина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Федоровского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла М.Е.П., после смерти которой открылось наследство в виде земельной доли, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенной в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>. Принадлежность М.Е.П. вышеуказанной земельной доли подтверждается информацией исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан и выпиской из списка дольщиков АКХ Нива. Однако сведений о регистрации права собственности М.Е.П. в отношении данной земельной доли в Едином государственном реестре недвижимости не имеется. После смерти М.Е.П., к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратился её сын – М.В.А., дядя истца, который принял наследство М.Е.П. в установленном законом порядке. Однако свидетельство о праве собственности на вышеуказанную земельную долю нотариусом не было выдано в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации права собственности. ДД.ММ.ГГГГ умер дядя истца – М.В.А.. После смерти М.В.А. истец в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и приняла наследство в установленном законом порядке, однако свидетельство о праве собственности на вышеуказанную земельную нотариусом так же не было выдано по вышеуказанным причинам.
Просит включить в состав наследства М.В.А. земельную долю, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенную в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; признать за Лыжиной Н.В. право общей долевой собственности на земельную долю, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенную в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.
Истец Лыжина Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Представитель истца Абузарова А.Ф., участвующая в деле на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и дала объяснения, соответствующие исковому заявлению.
Ответчики - представители Исполнительного комитета Федоровского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Кайбицкого нотариального округа Республики Татарстан Борисов А.В., нотариус Мамадышского нотариального округа Республики Татарстан Камалов Э.Н. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со статьями 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умерла М.Е.П. (свидетельство о смерти серии I-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное отделом ЗАГС администрации Кайбицкого района Республики Татарстан), после смерти которой открылось наследство в виде земельной доли, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенной в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300 001,11+/-14 284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Из ответа Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ на обращение представителя истца Лыжиной Н.В. – Абузаровой А.Ф. следует, что в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан» и решения Кайбицкого районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в общую собственность участников (членов) АКХ «Нива» выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю согласно соответствующему Списку дольщиков, в число которых включена М.Е.П.
Согласно сведениям Палаты земельных и имущественных отношений, земельная доля, предоставленная М.Е.П. находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №, право общей долевой собственности в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Согласно выписке из списка дольщиков, находящихся в общей долевой собственности АКХ «Нива» Кайбицкого района Республики Татарстан, М.Е.П. включена в указанный список под № и ей выдано свидетельство РТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса Кайбицкого нотариального округа Республики Татарстан Борисова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что наследственное дело к имуществу М.Е.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, открыто ДД.ММ.ГГГГ за №.
Лицо, принявшее наследство: сын – М.В.А..
Наследственная масса состоит из земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>, на вышеуказанное имущество выданы свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Кайбицкого нотариального округа Республики Татарстан выданы свидетельства о праве на наследство по закону, в соответствии с которым наследником имущества М.Е.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, является сын М.В.А.. Наследство, на которое выдано свидетельство, состоит из жилого дома, общей площадью 46,4 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>; земельного участка, площадью 3000 кв.м с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>. Регистрация права не проводилась.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается наличие по адресу: <адрес>, Кайбицкий муниципальный район, земли АКХ Нива, земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 1300001,11+/-14284 кв.м с кадастровым номером №.
Сведений о регистрации прав в праве общей долевой собственности за М.Е.П. на указанную земельную долю в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер М.В.А. (свидетельство о смерти серии I-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное отделом ЗАГС исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан) - дядя истца.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно части 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
В соответствии с частью 1 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследником второй очереди после смерти М.В.А. является его племянница, которая фактически приняла наследство, так как после смерти дяди М.В.А. пользовалась жилым домом и земельным участком, несла бремя собственника по отношению к данному имуществу
Помимо истца Лыжиной Н.В., иных наследников к имуществу М.В.А. не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве.
Согласно положениям статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ст.18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" установлено, что принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из приведенных нормативных положений свидетельство о праве собственности на земельную долю относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на земельную долю могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре. Иного порядка регистрации права собственности, до введения в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не было.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Таким образом, законодатель признает сведения из свидетельства о праве собственности на земельную долю основанием для регистрации права собственности на такой объект недвижимости.
Согласно ответу нотариуса Мамадышского нотариального округа Республики Татарстан Камалова Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, наследственное дело к имуществу М.В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, открыто ДД.ММ.ГГГГ.
Наследником, принявшим наследство М.В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ является племянница Лыжина Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Мамадышского нотариального округа Республики Татарстан выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в соответствии с которым наследником имущества М.В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ является племянница Лыжина Н.В. Наследство, на которое выдано свидетельство, состоит из земельного участка, площадью 3252,67 кв.м с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>; жилого дома, общей площадью 46,4 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Доказательств, принятия наследства после смерти М.В.А., иными лицами, кроме Лыжиной Н.В. в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении дела не добыто.
При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся в деле доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Лыжиной Н.В. в полном объеме, а именно: включить земельный участок, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенную в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14 284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> в состав наследства М.В.А. и признать за истцом право общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования после смерти её дяди.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Статьей 58 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Лыжиной Н.В. удовлетворить.
Включить земельный участок, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенную в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> в состав наследства М.В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Лыжиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 6,5 га, в том числе 5,8 га пашни, расположенную в пределах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1300001,11+/-14284,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> с существующим обременением в виде аренды в порядке наследования по праву представления после смерти дяди М.В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Решение по вступлении его в законную силу является основанием для государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.