ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 26 мая 2022 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО1, ФИО10 Алёне Витальевне и ФИО2 о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с иском к ФИО1, ФИО9 и ФИО2 о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, аннулировании регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
При этом указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был заключен договор дарения жилого дома общей площадью 26,1 кв.м. и земельного участка, площадью 3700 кв.м., с кадастровым номером 01:02:1500003:17 расположенные по адресу: <адрес> с последующей регистрацией данного договора в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
О наличии вышеуказанного договора от ДД.ММ.ГГГГ, ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а именно после смерти и похорон одаряемого во время разбора документов.
Считает указанный договор недействительным, поскольку подлинность подписи Дарителя на данном документе вызывает сомнения, кроме того, считает, что указанная сделка заключена с нарушением требований закона.
Так на момент заключения указанного договора дарения жилого помещения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ даритель находился на стационарном лечении в ГБУЗ РА АРКБ с подтвержденным диагнозом инфаркт мозга в левой теменной области от ДД.ММ.ГГГГ, выраженным дистальным парезом в правой руке, когнитивными нарушениями, вестибуло-атексическим синдромом.
Кроме того, согласно выписному эпикризу из медицинской карты № стационарного больного было дано заключение психиатра от ДД.ММ.ГГГГ о том, что даритель находится в состоянии острого периода ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), а также заключение логопеда от ДД.ММ.ГГГГ о том, что у дарителя расстройство экспрессионной стороны речи, то есть специфическое нарушение развития, при котором значительно снижена способность к использованию выразительной разговорной речи.
На основании изложенного просил суд признать недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, аннулировании регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Истец ФИО6 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил удовлетворить иск в полном объеме. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчики ФИО1, ФИО9, ФИО2 извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, и не представили заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи, с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ.
ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд находит, что иск ФИО6 к ФИО1, ФИО10 Алёне Витальевне и ФИО2 о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФИО3 законом.
При этом, согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющих в деле доказательств.
Согласно ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Согласно ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно материалам дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Адыгея между ФИО4 (даритель), ДД.ММ.ГГГГ года рождения с одной стороны и ФИО5 (одаряемый), ДД.ММ.ГГГГ года рождения с другой стороны заключен договор дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карту № стационарного больного ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что последний поступил в ГБУЗ РА Адыгейская республиканская клиническая больница ДД.ММ.ГГГГ экстренно с диагнозом инфаркт мозга в левой теменной области от ДД.ММ.ГГГГ (кардиэмболический подтип) выраженный дистальный парез в правой руке, легкий парез в ноге, легкие когнитивные нарушения, легкий вестило-атаксический синдром. Дата выписки ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в январе 2022 года.
Сделка по дарению жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> прошла государственную регистрацию в ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Из материалов дела усматривается, что в момент заключения договора дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> даритель – ФИО4 находился на стационарном лечении в ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская клиническая больница» с диагнозом инфаркт мозга, время нахождения на экстренном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, у суда не имеется оснований сомневаться в доводах истца ФИО6 о тот, что ФИО4 по состоянию своего здоровья не мог заключать договор дарения, либо понимать суть заключаемого договора, а также находиться ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Адыгея.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу иск ФИО6 к ФИО1, ФИО10 Алёне Витальевне и ФИО2 о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка, удовлетворить, признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ФИО4 и ФИО5.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО6 к ФИО1, ФИО10 Алёне Витальевне и ФИО2 о признании недействительным договора дарения жилого дома и земельного участка, удовлетворить.
Признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенных по адресу: <адрес> заключенный между ФИО4 и ФИО5.
Погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО4 и ФИО5.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии решения направить в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/