Дело № 2-1883/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Шешукова Д.А.,
при секретаре Исламовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насырова Р.Р. к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании права, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Насыров Р.Р., Башкова Е.С., Насырова Э.Р. (далее – истцы) обратились в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании права, возложении обязанности, признании незаконным решения, мотивируя свои требования следующим.
Насыров Р.Р., <дата> года рождения, с 06.08.1998 года проходил службу в Пожарной части №13 ОГПС-3 г.Сарапула МВД Удмуртской АССР.Соистцы Башкова Е.С. и Насырова Э.Р,, соответственно, являются женой и дочерью Насырова P.P.На основании Указа Президента РФ №1309 от 09.11.2001 года «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» УГПС МВД УР переименовано в УГПС МЧС России Удмуртской Республики.Данным Указом Президента РФ гарантировалось сотрудникам противопожарной службы то, что до принятия соответствующих законов РФ с 01 января 2002 года при переходе сотрудников на работу из МВД в УГПС за ними и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, в том числе жилищные, предусмотренные законами РФ, Положением о службе в ОВД РФ. До принятия соответствующих законодательных актов порядок и условия прохождения службы, в том числе обеспечения жильем сотрудников МЧС регламентируются Положением о прохождении службы в ОВД РФ, утвержденных Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года №4202-1, иными нормативными актами, с сохранением всех льгот и социальных гарантий сотрудникам и членам их семей.В период с 01.08.2007 года по 30.11.2011 года Насыров P.P. проходил службу в УГПС МЧС России по Ленинградской области. Уволен на основании Приказа начальника ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС России по Ленинградской области №63-НС от 24.11.2011 года по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в ОВД (по ограниченному состоянию здоровья).По состоянию на дату увольнения 30.11.2011 года выслуга лет службы в ОВД составляет 18 лет 03 месяца 29 дней. Выписка из Приказа начальника ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС №63-НС от 24.11.2011 года об увольнении имеется у Ответчика в ГУ МЧС России по УР в Учетном жилищном деле.Основания увольнения Насырова P.P. Ответчикам достоверно известны, в связи с чем Ответчик осознано нарушает жилищные права Насырова P.P. и членов его семьи при наличии установленных законом запретов и ограничений, не допускающих ущемление социальных гарантий этих лиц. В силу закона, Приказов МЧС РФ, сотрудник, уволенный с работы в связи с уходом на пенсию по ограниченному состоянию здоровья, не может быть снят с очереди на получение жилья и исключен из таких Списков.23.11.2001 года Насыров P.P. обратился в ОГПС-13 с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения и постановке его на учёт в очередь на получение жилья, в составе семьи из трех человек, который был зарегистрирован в ОГПС-13 вх. №140 от 23.11.2001 года.Приказом МЧС России №44, МВД РФ №84 от 31.01.2002 года «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС» постановлено сохранить за личным составом ГПС РФ существующую очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространить на него порядок распределения жилой площади в соответствии с законом. На Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов МЧС России были возложены функции по постановке с 01.01.2003 личного состава МЧС России в Списки очередников МЧС России с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России, ГУВД, УВД субъектов России по состоянию на 31 декабря 2001 года (п. 2 Приказа МЧС России №44, МВД РФ №84 от31.01. 2002 года).На основании собранных Насыровым P.P. и представленных документов, согласно требованиям 2001 - 2003 г.г. состоялось заседание ЖБК ОГПС-3. Согласно Протоколу №5 заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 от 14.04.2003 года, подписанному председателем ЖБК ОГПС-3 Морозовым С.Е. и членами комиссии ЖБК, Насыров P.P. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.Учитывая условия единоначалия сотрудника в МЧС РФ, согласно действующего законодательства в тот период времени, решения о признании сотрудника нуждающимся в получении жилья и включении в список очередников получения жилого помещения принималось письменно на тот период времени Начальником ОГПС-3 г.Сарапула.Решением Начальника ОГПС-3 г.Сарапула УГПС МВД УР подполковника внутренней службы Руденко Н.Д., по согласованию с председателем ЖБК подполковником внутренней службы Морозовым С.Е., в котором Насыров P.P. в составе трех человек членов семьи (он сам, жена Башкова Е.С., несовершеннолетняя дочь Насырова Э.Р.,1997 г.рождения) признаны нуждающимися в получении жилья вновь с даты подачи первоначального рапорт под №45 в Списке (далее - Список, жилищный Список, и т.п.), зарегистрированы в служебном жилом помещении в общежитии по адресу: УР, г.Сарапул, ул. Азина, дом. 166 к. 18.Аналогично исключение сотрудника МЧС или пенсионера МЧС из данного Списка принимается письменным Решением уполномоченного законодательными актами РФ и Приказами МЧС России руководителем подразделения МЧС России, которому поручено ведение и контроль за состоянием Учетных жилищных дел сотрудников МЧС.В 2014 году и позднее до настоящего времени такие полномочия исполнялись руководителями Управлений МЧС России субъектов РФ, применительно к настоящему спору - начальником Управления МЧС России по Удмуртской Республике генерал-майором Фоминым П.Ф., который обязан был организовать надлежащее оформление документов (далее - уполномоченное лицо, уполномоченный руководитель МЧС и т.п.).Никаких решений руководителей Управления МЧС России по Удмуртской Республике в отношении Насырова P.P. и членов его семьи об исключении из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий не представлено.Решение жилищной комиссии для уполномоченного руководителя МЧС субъекта РФ не является обязательным, так как он обязан проверить законность решения жилищной комиссии в отношении сотрудника МЧС или пенсионера МЧС, прежде чем принять решение об исключении сотрудника или пенсионера МЧС из списка очередников.Жилищные права Насырова P.P. и членов его семьи гарантированы законом. Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением Списка очередников на получение жилья предусмотрен законом, иными нормативными актами.В силу ст.32 ЖК РСФСР, ст.ст. 55, 56 ЖК РФ, ст. 5, ст.6, ч.2 ст.6 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.1.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ граждане, принятые на учёт до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.До введения в действие ЖК РФ (до 01.03.2005 года) Насыров P.P. был поставлен на учет в очередь на улучшение жилищных условий в соответствии с «Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года №335.В Главном Управлении МЧС России по Удмуртской Республике имеется «Учётное жилищное дело» в отношении Насырова P.P., в котором имеется информация о постановке меня и вышеуказанных членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. В него приложен подлинник Архивной справки от 13.02.2014 года №1-1-1-5 о послужном списке Насырова P.P., основаниях увольнения, заверенная первым заместителем ГУ МЧС, а также документы об отсутствии приватизированного жилья, поквартирная карточка на Насырова P.P. и членов семьи, иные документы.Следовательно, за Насыровым P.P. и членами его семьи Башковой Е.С. и Насыровой Э.Р., поставленных на учёт и в очередь на получение жилья до 01.03.2005 года, до настоящего времени сохраняется данная социальная льгота и право на жилье. Жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.П.п. 1,3 - 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия с такого учета, к которым относятся случаи, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ. Они являются ограниченными. Наличие таких случаев в отношении Насырова P.P. и членов его семьи отсутствует. Пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в получении жилья, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.Насыров P.P. и члены его семьи имеют право на получение жилищного сертификата на получение жилого помещения в собственность.Приказами МЧС РФ ответственность за ведение «Учетных жилищных дел» сотрудников МЧС л пенсионеров МЧС была возложена первоначально на руководство ОПС по месту службы, а затем на Жилищную комиссию при Управлении региона, в т.ч. Управление МЧС РФ Удмуртской Республике.Контроль за деятельностью комиссии осуществляет руководитель Управления МЧС России по УР.Насыров P.P. и члены его семьи не несут ответственности за недостатки ведения данных дел третьими лицами, утрату ими документов. Установленные законами РСФСР и РФ Решения Начальника ОГПС-13 и ЖБК ОГПС-13 о признании Насырова P.P. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на получение жилья не обжалованы, не оспорены, в т.ч. Ответчиками, вступили в силу.Трехлетний срок их оспаривания, а также Решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения Насырову P.P. и членам его семьи истек.Ответчик как юридическое лицо, наделенное полномочиями по оспариванию юридически значимых действий (бездействий) иных лиц, которые влияют на возникновению прав и обязанностей Ответчика, в соответствии с правилами ст.ст. 2, 8, 10 ГК РФ, в период после 2003 года не осуществил действий по судебному оспариванию Решения начальникаОднако, Ответчиками были предприняты меры по нарушению жилищных прав Истца и членов его семьи.Так, Согласно Протоколу №10 заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала (далее- комиссия Госэкспертизы, жилищная комиссия и т.п.) по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16 июля 2014 года (далее - Протокол, Протокол заседания комиссии Госэкспертизы и т.п.), в отношении Насырова P.P. и членов его семьи, сведения о которых имеются в Протоколе, принято Решение с формулировкой: «Отказать Насырову в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты первоначального рапорта, в связи с отсутствием документов, послуживших для признания его нуждающимся», (далее - комиссия Госэкспертизы, Решение комиссии, Решение комиссии Госэкспертизы и т.п.).Согласно данному протоколу присутствовало 5 членов комиссии из 6. Проголосовали за принятие такого решения 5 членов комиссии. По мнению Истца такое Решение комиссии не соответствует закону.Так, создание и деятельность комиссии Госэкспертизы по рассмотрению документов в отношении Истца противоречит установленному законом порядку, в связи с чем комиссия является неполномочной, а её решения не подлежат исполнению. Нарушены сроки для принятия Решения комиссией Госэкспертизы.Порядок формирования, объёма полномочий и деятельности данной комиссии предусмотрен Приказом МЧС РФ от 09.09.2013 N 594. В Протоколе заседания Госкомиссии от 16.07.2014 года имеется ссылка на Приказ от 09.01.2014 года №2-1 о создании комиссии и утверждении списка членов комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала.Приказ от09.01.2014 года №2-1 противоречит пунктам 5-17 Приказа МЧС РФ от 09.09.2013 N 594 и подлежит признанию незаконным.Так, п.п. 6, 15 Приказа МЧС России предусмотрено, что членов комиссии должно быть не менее 9 (девяти), включая председателя и секретаря, а заседание комиссии является полномочным, если присутствует не менее 2/3 её членов. А это значит, что на 16.07.2014 года комиссия состояла из 6 (шести) членов вместо 9 (не менее девяти). При наличии 9 членов комиссии она была полномочна принимать решения в случае присутствия на заседании не менее 6 (Шести членов комиссии) из 9. Присутствовало только 5 (пять). То есть: заседание комиссии Госэкспертизы из-за недостаточности членов комиссии на заседании не было полномочным рассматривать дела и принимать какие-либо решения.Следовательно, Комиссия Госэкспертизы была образована Приказом МЧС с нарушением установленного порядка, а на 16.07.2014 года не полномочна рассматривать жилищный вопрос в отношении Насырова P.P. и членов его семьи. Кроме того п. 17 приказа МЧС РФ от 09.09.2013 № 594 вопросы рассмотрения заявлении граждан и документов о постановке на учет, снятию с учёта в качестве нуждающихся в получении жилья, улучшении жилищных условий, подлежат рассмотрению в течение трёх месяцев с даты предоставления такого заявления.Насыров P.P. и члены его семьи обращались с таким заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье 23:11.2001 года (первоначальный Рапорт). Следовательно, заявление Насырова P.P. было ранее учтено, рассмотрено, удовлетворено, повторному рассмотрению не подлежит.Из представленных документов следует, что «Учетное жилищное дело» Насырова P.P. из ГУ МЧС России УР поступило в «ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» 03 декабря 2013 года. После чего на дату 16.07.2014 года жилищной комиссией пропущен какой-либо срок для рассмотрения жилищного дела и первоначального заявления (рапорта) Насырова P.P. Повторное рассмотрение такого заявления (рапорта) сотрудника МЧС законом не предусмотрено, однако жилищной комиссией принято обжалуемое решение.Установленный п. 17 Приказа МЧС РФ от 09.09.2013 N 594 срок для принятия решения в отношении соистцов, истёк и не имеет силы для комиссии Госэкспертизы.В связи с этим на 16.07.2014 года комиссия Госэкспертизы не имела права, не полномочна была выносить своё вышеизложенное решение.Учитывая условия единоначалия в МЧС России, Решение заседания комиссии Госэкспертизы не является обязательным для руководителя управления МЧС России, в котором ведется Учетное жилищное дело сотрудника или пенсионера МЧС.После вынесения Решения комиссии Госэкспертизы должно было быть принято последующее Решение руководителя Управления МЧС Росси по УР или иного полномочного лица об исключении Насырова P.P. из Списка очередников на получение жилья и улучшения жилищных условий, утвержденного в 2003 году, которое не предоставлено, не выносилось, хотя это является обязательным. Без принятия такого решения сотрудник или пенсионер МЧС не могут быть исключены из жилищных Списков.Соответственно, жилищные права Насырова P.P. и членов его семьи ущемлению не подлежат. Члены семьи Насырова P.P. имеют равные права на получение жилья. При этом Закон предусматривает возможность реализации жилищных прав всех членов семьи как лиц, нуждающихся в жилье, независимо от того, в отношении кого из членов семьи принимается решение о постановке на такой учет. Жилое помещение соистцам незаконно не предоставляется.Жилищная комиссия госэкспертизы не наделена полномочиями исключения сотрудника МЧС России или пенсионера МЧС России и членов его семьи из Списка очередников на получение жилого помещения. Насыров P.P. и члены его семьи вправе были быть обеспечены государственным жилищным сертификатом с последующей его выдачей, но лишены такой возможности.Но ввиду того, что Учетное жилищное дело Насырова P.P. велось ненадлежащим образом, необходимые документы не были своевременно предоставлены в ФКУ «Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России».С момента постановки на учет и включения в Список нуждающихся в получении жилья жилищные условия соистцов не изменились, что следует из Решения жилищной то комиссии Госэкспертизы.Указом Президента РФ от 28.06.1999 г. №825 и пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 года №1095 (в редакции от 30.12.2005 года №847) по вопросам обеспечения жильем сотрудников МЧС РФ, увольняемые сотрудники ОВД РФ (каковым ранее являлся Насыров P.P.), ГПС МЧС России, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (далее- «жилищный сертификат»), (см. пункт 3.1 Приказа МЧС России) (далее - Порядок).На дату 16.07.2014 года Насыров P.P. являлся пенсионером МЧС, о чем имеются сведения в Протоколе №10 заседания жилищной комиссии Госэкспертизы. Соответственно, в отношении Насырова P.P. мог рассматриваться только один вопрос: о выдаче или об отказе в выдаче «жилищного сертификата».В то же время в силу закона Решением жилищной комиссии Госэкспертизы от 16.07.2014 года не решен вопрос о лишении Насырова P.P. и членов его семьи возможности получения обеспечения жилым помещением в виде выдаче «жилищного сертификата». Соответственно, любое действие и решение об исключении Насырова P.P. и членов его семьи из Списка очередников на получение жилого помещения и «жилищного сертификата» незаконны.В соответствии с п.п. 2, 14, 15, Приложения №3 Приказа МЧС России от 12.01.2012 года №5 об утверждении «Порядка учета в системе МЧС России сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2012г. № 23449), учет сотрудников ФПС России осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.предоставления им соответствующих жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.Правила п.п. 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ о порядке и условиях снятия соистцов с учета на улучшение жилищных условий и получения жилья, получения «жилищного сертификата» ответчиками явно не соблюдены. Ответчики, в том числе ФКУ «Управление жилищной Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», созданное на основании Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2011 года № 1536-р, не соблюдали установленные законом Правила постановки и снятия с учета пенсионеров МЧС России как нуждающихся в получении жилья, выдаче жилищных сертификатов, нарушали права истцов.Приказами МЧС России предусмотрено, что ответственные за ведение «Учётных жилищных дел» сотрудников МЧС России обязаны ознакомить сотрудников МЧС России с состоянием учетных жилищных дел ежегодно. Приказами МЧС России и законами РФ не предусмотрено, что члены семьи сотрудника и пенсионера МЧС России вправе ознакомиться с состоянием этих дел. Соистцы не могли ознакомиться с состоянием Учетного жилищного дела Насырова P.P. в силу пробелов закона и не знали о нарушении их жилищных прав.Ответчики не соблюдали Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. №1536-р.Соистцы не вызывались к Ответчикам, не знали о наличии Протокола заседания №10 жилищной комиссии Госэкспертизы от 16.07.2014 года, В связи с чем имеют право заявить о восстановлении пропущенного срока исковой давности на обжалование решения жилищной комиссии Госэкспертизы, защиты своих иных прав.Ответчиками заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС» Приволжского Филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.20014 года признаются обоснованными и не оспариваются.Ответчики являются юридическими лицами, должностными лицами и полномочными представителями МЧС России по УР, обладают правами истца при защите нарушенных прав.В настоящем споре ответчики вправе в настоящем споре не путем принятия каких-либо односторонних решений о лишении Насырова P.P. и членов его семьи жилищных прав, а только на основании искового заявления, предъявленного в суд, оспаривающего признание не соответствующим закону решений о признании Насырова P.P. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения. Таковых заявлений не предъявлялось.Соответственно, Решение начальника ОГПС-3 г.Сарапула УГПС МВД УР подполковника внутренней службы Руденко Н.Д. и ЖБК ОГПС-3, согласно которому Насыров P.P. в составе трех человек членов семьи (он сам, жена Башкова Е.С., несовершеннолетняя дочь Насырова Э.Р.,1997 года рождения) признаны нуждающимися в получении жилья вновь с даты подачи первоначального рапорт под №45 и включены в Список (далее - Список, жилищный Список, и т.п.), не оспорено в срок более трех лет, в связи с чем оно имеет законную силу, не оспорено.Поскольку такое решение руководства ОГПС-3 г.Сарапула и ЖБК ОГПС-3 не оспаривалось в судебном порядке, а жилищная комиссия Госэкспертизы не наделена полномочиями по отмене такого решения, то первоначальное Решение начальника ОГПС-3 г.Сарапула УГПС МВД УР подполковника внутренней службы Руденко Н.Д. в отношении Насырова P.P. и членов его семьи сохраняет юридическую силу.В силу законодательства РФ соистцы не ознакомились с материалами Учетного жилищного дела, в связи с чем не знали о том, что их права нарушены и были приняты какие-либо решения, затрагивающие их жилищные права.
Руководствуясь положениями закона, истцы просили суд:
1. Признать незаконным решение заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 года (Протокол №10 от 16.07.2014 года) об отказе Насырову Р.Р. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты первоначального рапорта сотрудников ФПС (пенсионеров) ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
2. Обязать жилищную Комиссию Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике и руководство Главного Управления МЧС России по УР восстановить Насырова Р.Р. и членов его семьи Башкову Е.С. и Насырову Э.Р, на учете в Списке лиц, нуждающихся в получении жилых помещений и выдаче жилищного сертификата для обеспечения жилым помещением с даты первоначального рапорта с 23.11.2001 года.
3. Восстановить соистцам и признать обоснованным пропущенный срок на обжалование решение заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 года.
Впоследствии истцами представлено заявление об изменении исковых требований, истцы просили суд
1. Признать, что Насыров Р.Р. и члены его семьи Башкова Е.С. и Насырова Э.Р, состоят на учете в ГУ МЧС России поУдмуртской Республике в списке лиц, нуждающихся в получении жилых помещений,выдаче государственного жилищного сертификата для обеспечения жилым помещением с даты первоначального рапорта - с 23.11.2001 года, из данного списка не могли бытьисключены, не исключались.
2. Обязать жилищную Комиссию Главного Управления МЧС России по Удмурте публике и руководство Главного Управления МЧС России по УР восстановить жилищные права Насырова Р.Р. и членов его семьи Башковой Е.С. и Насыровой Э.Р,, принять меры для предоставления истцам жилых помещений, в том числе путём выдачи государственного жилищного сертификата для обеспечения жилым помещением, в течение трёх месяцев с датывступления решения суда в законную силу.
3. Признать незаконным решение начальника ГУ МЧС России по УР генерал-майора Фомина П.М. №623-14-8 от 22.07.2020,заместителя начальника Главного УправленияМЧС России по УР (по ГПС) начальника управления организации пожаротушения ипроведения аварийно-спасательных работ А.А. Перепичая №706-14-8 от 12.08.2020 оботказе в праве Насырова P.P. и членов его семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в получениижилого помещения, обеспечении жилым помещением, выдачегосударственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамкахведомственных и государственных целевых программ, в том числе государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным к комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, федеральным законодательством», обязать включить Насырова Р.Р. членов его семьи в состав участников ведомственных и иных целевых государственных программ по обеспечению жилым помещением.
При рассмотрении дела представителем истца Насырова Р.Р. подано заявление об изменении исковых требований, в котором представитель истца просила:
1. Признать незаконным решение комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 об отказе в постановке на учет Насырова Р.Р. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с даты первоначального рапорта.
2. Признать Насырова Р.Р. нуждающимся в получении жилого помещения, как сотрудника ФПС ГУ МЧС России по УР с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001.
3. Обязать ГУ МЧС России по УР восстановить Насырова Р.Р. в списках нуждающихся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001.
Также истцы Башкова Е.С.,Насырова Э.Р. представили суду заявление об отказе от иска в полном объёме, отказ от иска принят судом, производство по делу прекращено.
Далее представителем истца Насырова Р.Р. суду заявлен отказ от исковых требований в части признания незаконным решения комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 об отказе в постановке на учет Насырова Р.Р. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с даты первоначального рапорта, отказ принят судом.
С учетом изложенного судом рассмотрены требования Насырова Р.Р. к ответчиком в следующем виде:
- признать Насырова Р.Р. нуждающимся в получении жилого помещения, как сотрудника ФПС ГУ МЧС России по УР с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001.
- обязать ГУ МЧС России по УР восстановить Насырова Р.Р. в списках нуждающихся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001.
В судебном заседании истец, а также ответчик ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», извещенные о дате и времени рассмотрения дела, не присутствуют, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.представила суду письменные возражения, доводы которых поддержала, также просила суд применить последствия пропуска истцами срока исковой давности.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец Насыров Р.Р., 20.04.1974 г.р., проходил службу в 13-й пожарной части ОГПС-3 г.Сарапула МВД Удмуртской АССР с 06.08.1998.
На основании Указа Президента РФ №1309 от 09.11.2001 УГПС МВД УР переименовано в УГПС МЧС России Удмуртской Республики.
03.08.2007 был откомандирован в распоряжение МВД по УР. 01.10.2010был откомандирован в распоряжение ГУ МЧС по УР. 01.08.2011 был откомандирован в ГУ МЧС России по Ленинградской области.
30.11.2011 Насыров Р.Р. уволен из ГУ МЧС России по Ленинградской области по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья).
Выслуга лет службы в органах внутренних дел по состоянию на 30.11.2011 составляет 18 лет 03 месяца 29 дней, что подтверждается выпиской из Приказа начальника ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС №63-НС от 24 ноября 2011 года.
В период службы истец Насыров Р.Р. обратился в ОГПС-13 с рапортом о постановке в очередь на получение жилья 23.11.2001 года. Данное заявление зарегистрировано в ОГПС-13 № 140 от 23.11.2001 года.
Согласно сведениям, указанным в договоре найма жилого помещения от 29.10.2004, заключенного между наймодателем ГПС МЧС УР и нанимателем Насыровым Р.Р. в отношении комнаты жилой площадью 29,5 кв.м. в общежитии по адресу: г.Сарапул, ул.Азина д.166А ком.18, жена Башкова Е.С., дочь Насырова Э.Р. являются постоянно проживающими в указанном жилом помещении членами семьи нанимателя.
Насыров Р.Р. был зарегистрирован в указанной комнате с 25.01.2007 по настоящее время, члены его семьижена Башкова Е.С., дочь Насырова Э.Р. – с 10.02.2006 по настоящее время.
Факт принятия Насырова Р.Р. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы до 2003 подтверждается списком личного состава ОГПС-3, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 10.12.2001, подписанным начальником ОГПС-3 УГПС МВД УР Руденко Н.Д., председателем ЖБК ОГПС-3 Морозовыцм С.Е. (№45 в списке), а также протоколом №5 заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 от 14.04.2003.
Аналогичные списки личного состава ОГПС-3, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, подписанные руководителем и включающие Насырова Р.Р., представлены суду по состоянию на 2004 и 2005 годы.
В соответствии с протоколом № 10 заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 Насырову Р.Р. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием документов, послуживших основанием для признания нуждающимся.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными суду доказательствами сторонами по делу не оспариваются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 6).
Согласно пп. 14, 15 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как уже было приведено выше факт принятия Насырова Р.Р. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы до 2003 подтверждается списком личного состава ОГПС-3, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 10.12.2001, подписанным начальником ОГПС-3 УГПС МВД УР Руденко Н.Д., председателем ЖБК ОГПС-3 Морозовыцм С.Е. (№45 в списке), а также протоколом №5 заседания жилищно-бытовой комиссии ОГПС-3 от 14.04.2003.
Аналогичные списки личного состава ОГПС-3, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, подписанные руководителем и включающие Насырова Р.Р., представлены суду по состоянию на 2004 и 2005 годы.
При таких условиях в отношении истца могло быть принято только одно решение – об исключении его из списков нуждающихся при наличии к тому законных оснований.
При этом доказательств наличия таких оснований суду в нарушение положений ст. 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено
Вместе с тем, в соответствии с протоколом № 10 заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжского филиала по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 16.07.2014 Насырову Р.Р. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты первоначального рапорта в связи с отсутствием документов, послуживших основанием для признания нуждающимся.
Указанное решение противоречит закону ввиду того, что истец повторно не обращался с заявлением о постановке на учет, оснований для отказа в постановке на учет истца не имелось.
Учитывая, что в настоящее время учетные дела, в том числе истца переданыв ГУ МЧС России по УР, суду ответчиком не представлено доказательств наличия оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещенений, требования истца к ответчику - Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике о признании нуждающимся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001, возложении обязанности по восстановлению в спискахв списках нуждающихся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001 подлежат удовлетворению.
В свою очередь данные требования к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия соответствующих полномочий у последнего.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Насырова Р.Р.(паспорт серии <номер>) к Главному Управлению МЧС России по Удмуртской Республике (ИНН 1831100790) о признании права, возложении обязанности удовлетворить.
Признать Насырова Р.Р. нуждающимся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001, возложить на Гласное Управление МЧС России по Удмуртской Республике обязанностьпо восстановлению Насырова РамиляРафаковичав спискахв списках нуждающихся в получении жилого помещения с даты подачи первоначального рапорта с 29.11.2001.
Исковое заявление Насырова Р.Р. (паспорт серии <номер>) к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (ИНН 7731270414) о признании права, возложении обязанностиоставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.08.2023.
Судья Д.А. Шешуков