№
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» июня 2023 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Богдановой Е.Н.,
при секретаре Биялиеве Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области к Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу о возмещении причинённого ущерба окружающей природной среде,
Установил:
Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, вследствие загрязнения земельного участка в размере 17875 рублей.
В обоснование заявленных требований, указав, что 19.08.2022 года зафиксирован факт нарушения природоохранного законодательства ответчиком, а именно несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства гражданином Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу, по адресу: <адрес>
По данному факту в отношении Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик привлечен к административной ответственности.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, произведён расчет размера вреда, сумма которого составила 17875 рублей. В добровольном порядке ответчик отказывается возместить причинённый ущерб.
В силу изложенных обстоятельств истец вынужден обратиться в суд с данным иском, в котором просит взыскать с Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу в счет возмещения вреда, причинённого окружающей среде в сумме 17875 рублей.
В судебном заседании представитель истца Бекбулатов И И требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу и его представитель Усанов О Г в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, требования не признали, представили возражения.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статьей 4 данного Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу требований статей 77,78 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством; при этом компенсация вреда осуществляется добровольно либо но решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде осуществляется, в том числе в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями абзаца 12 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истцом зафиксирован факт нарушения природоохранного законодательства, а именно несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства гражданином Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу, по адресу: <адрес>
Постановлением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу привлечён к административной ответственности по части 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии с пунктом 2.8. Положения о службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 13.06.2006 №190-11, служба предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должно предусматриваться проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности- предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигоны, шламохранилиша, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие).
Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1).
В соответствии с данной методикой истцом произведён расчёт размера вреда, причинённого почве, в результате складирования на почву отходов содержания сельскохозяйственных животных (навоз), площадью 50 кв.м., сумма которого составила 17875 рублей.
Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных, примененных при расчете размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, ответчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчик причинил вред окружающей среде путем сброса на почву отходов животноводства, в связи с чем обязан возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Представленный расчет ответчиком не опровергнут и не оспорен. Данный расчет судом оценивается как доказательство по делу и принимается во внимание при вынесении решения.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, суд находит обоснованным требование истца в части взыскания суммы вреда в доход бюджета муниципального образования - Приволжский район.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.
Таким образом, с Тулиева С.Х. в доход бюджета муниципального образования «Приволжский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 715 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области к Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу о возмещении ущерба, причинённого окружающей природной среде, удовлетворить.
Взыскать с Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу, паспорт №, в доход бюджета АМО «Приволжский район» сумму ущерба, причинённого окружающей среде в размере 17875 рублей.
Взыскать с Тулиеву Сайфулле Хайруллаевичу, паспорт №, в доход местного бюджета администрации АМО «Приволжский район» государственную пошлину в размере 715 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 14 июня 2023 года.
Судья Е.Н. Богданова