Дело № 2-2681/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Юхимчук Ж.А.,
с участием истца Кадыровой М.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Пермского муниципального района Пермского края Трясциной Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебровой Н.А. к ответчику администрации Пермского муниципального района Пермского края, о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сереброва Н.А. обратилась к ответчику Администрации Пермского муниципального района Пермского края с иском о признании права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на садовом земельном участке (кадастровый №) по адресу: <адрес>
В обоснование предъявленных требований истец Сереброва Н.А. указала, что она имеет в собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), находящийся по адресу: <адрес> На данном земельном участке располагался объект незавершённого строительства (кадастровый №). Она произвела достройку объекта незавершённого строительства, получила в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности. На основании такого уведомления она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права на построенный жилой дом. Орган государственной регистрации права приостановил государственную регистрацию права, сообщив, что земельный участок, на котором возведён жилой дом, не может быть использован для застройки как образованный из сельскохозяйственных угодий, и рекомендовал требовать признания права собственности на жилой дом в судебном порядке. Учитывая, что она построила в соответствии с требованиями закона на принадлежащем ей земельном участке жилой дом, и достроенный объект ранее был поставлен на кадастровый учёт как незавершенный строительством объект, права на него были зарегистрированы, возведённый жилой дом не является самовольной постройкой, соответственно, имеются основания для признания за ней права собственности на такой объект.
Истец Сереброва Н.А. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без её участия в судебном заседании, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Кадырова М.В. просила об удовлетворении предъявленного требования на основании доводов, изложенных в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Пермского муниципального района Пермского края Трясцина Л.А. не согласилась с иском, пояснив, что у истца имеется иной способ восстановления нарушенного права путем обжалования отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлении архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, не представили возражений на иск.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что 10 апреля 2017 года на основании договора купли – продажи от 29 марта 2017 года зарегистрировано право собственности Серебровой Н.А. на объект незавершённого строительства (степень готовности 38 процентов) (кадастровый №) и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), предназначенный для садоводства на землях сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес> Объект незавершённого строительства находится в пределах границ земельного участка (кадастровый №) (л.д.7-12).
Следовательно, Сереброва Н.А. владеет указанным недвижимым имуществом на законном основании.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьёй 222 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, указанные правовые нормы означают необходимость учитывать и соблюдать при возведении объектов недвижимости градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Соответственно, следует отметить, что судебный порядок признания права собственности на постройку сам по себе не может освобождать застройщика от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объекта недвижимости.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой – либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в установленном порядке, регулирующем отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Сам по себе факт самовольного строительства и наличие в гражданском законодательстве права судебной легализации такого объекта по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом в качестве достаточного основания для удовлетворения иска.
Самостоятельным препятствием для легализации постройки является её нахождение на участке, расположенном в границах территориальной зоны, не предназначенной для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 – 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного поселения и (или населённого пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Из технического плана здания, технического паспорта здания следует, что объект, расположенный по адресу: <адрес>», на земельном участке (кадастровый №), построенный в 2019 году, представляет собой жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.24-42).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из содержания указанной правовой нормы и разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью необходимо устанавливать наличие у неё признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам; при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нём, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы; при этом замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Суд считает, что исследованные документы подтверждают, что спорный объект имеет неразрывную связь с земельным участком, технические характеристики и степень готовности этого объекта указывают на то, что перемещение объекта невозможно без его разборки (без несоразмерного ущерба назначению объекта).
При таком положении суд полагает, что спорное строение обладает соответствующими признаками недвижимой вещи.
Права на данное строение как жилой дом не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Ответчик не оспаривал факт создания (постройки) Серебровой Н.А. указанного недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В соответствии со статьей 51.1Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр утверждены формы уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с указанными формами Сереброва Н.А. 27 мая 2019года направляла в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района Пермского края уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.17-21).
Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района Пермского края направило Серебровой Н.А. 03 июня 2019 года уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилого дома или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д.22).
Из уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 30 декабря 2019 года следует, что жилой дом на садовом участке, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке (кадастровый №), соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д.23).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, на котором расположено спорное строение, имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешённого использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Из уведомления и сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что препятствием к государственной регистрации права собственности на возведённое строение во внесудебном порядке является возведения жилого дома на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, отсутствие документов, подтверждающий перевод земельного участка в другую категорию земель (л.д.13-16).
Согласно сообщению МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от 20 февраля 2020 года земельный участок (кадастровый №) расположен в зоне застройки дачными домами, коллективных садов, садово-огородных участков, то есть не расположен на землях сельскохозяйственных угодий.
Из сообщения МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от 14 сентября 2020 года, фрагмента карты и схемы территориальных зон следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения, утверждёнными решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от 30 июля 2013 года № 294 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 27 февраля 2020 года № 32), земельный участок (кадастровый №), находящийся по адресу: <адрес>», полностью расположен в границах территориальной зоны СХ-3 – «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества», в данной территориальной зоне предусмотрено ведение садоводства, в том числе размещение садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующего с 01 января 2019 года садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Аналогичное правило содержалось в статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», утратившего силу с 01 января 2019 года.
Анализируя полученные доказательства и положения закона, суд считает, что вид разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности истца, предусматривает возведение на нём жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, спорный объект фактически расположен в зоне, в которой возможно возведение жилого дома.
При указанных обстоятельствах суд считает, что истец, фактически осуществивший достройку объекта незавершённого строительства, находящегося в его собственности, имеет право на строительство на земельном участке жилого дома; постройка соответствует установленным требованиям; сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку истцом избран один из способов защиты права, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской федерации- путем признания права, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания за Серебровой Н.А. права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на садовом земельном участке (кадастровый №) по адресу: <адрес>
При этом суд считает необходимым указать, что нарушений права истца со стороны ответчика не имелось.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является судебный акт, вступивший в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серебровой Н.А. удовлетворить.
Признать за Серебровой Н.А. право собственности на жилой дом на садовом участке, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>
Решение является основанием для постановки объекта на кадастровый учет и государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 05 октября 2020года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких
Копия верна:
Судья Н.В. Гладких
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-2681/2020
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2020-003301-98