Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-297/2023 ~ М-292/2023 от 19.05.2023

УИД: 29RS0004-01-2023-000373-95

Дело № 2-297/2023

22 июня 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре Мухряковой И.С., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, за исключением территорий города Шенкурск и территорий сельских населенных пунктов, входящих в границы ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области за исключением определенных территорий.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шенкурского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о похоронном деле проведена проверка в части создания администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельских населенных пунктов.

В ходе проверки установлено, что на территории бывшего МО «Усть-Паденьгское» фактически действуют три общественных кладбища: около д. Тронинская, площадью 1,1 га.; около д. Алешковская, площадью 0,8 га.; около д. Усть-Паденьга, площадью 1,1 га. В соответствии с постановлением администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области от 03.09.2021 № 439-па МУП «Чистая вода» наделена статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения «Шенкурское». Уставом МУП «Чистая вода» закреплено, что в предмет деятельности данного предприятия входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. По материалам прокурорской проверки выявлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создана только на территории города Шенкурск, следовательно, на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав Шенкурского муниципального округа Архангельской области, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Ссылаясь на положения норм права, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации и о погребении и похоронном деле, прокурор указывал на обязанность органов местного самоуправления муниципального округа по организации ритуальных услуг посредством создания соответствующей специализированной службы по вопросам похоронного дела. Отсутствие указанной службы затрагивает права неограниченного числа граждан, проживающих на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, за исключением территорий города Шенкурск и территорий сельских населенных пунктов, входящих в границы ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области в срок до 01.07.2024 года.

Помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно на вопросы суда пояснила, что ранее вынесенными решениями суда на администрации ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области была возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории данных муниципальных образований.

Ответчик администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и третье лицо МУП «Чистая вода» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки третьему лицу и списком курьерской доставки судебной корреспонденции № 2023-4/104 от 01.06.2023 ответчику (л.д. 35, 36).

Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что МУП «Чистая вода» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения «Шенкурское», то есть данная специализированная служба создана только на территории города Шенкурск. На территориях бывших муниципальных образований сельских поселений специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области против заявленных исковых требований прокурора не возражает (л.д. 38-40).

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона о погребении и похоронном деле).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле).

В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Закона о погребении и похоронном деле).

Специализированная служба принимает решение, в том числе, о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона о погребении и похоронном деле).

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения муниципального округа.

На основании части 4 статьи 51 Закона об организации местного самоуправления муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 23 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в состав бывшего Шенкурского муниципального района входят городское и сельские поселения. Статусом сельского поселения наделялось, в том числе, муниципальное образование «Усть-Паденьгское» Шенкурского муниципального района Архангельской области.

В силу части 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 27.04.2022 N 553-34-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Шенкурского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Шенкурского муниципального округа Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 27.04.2022 N 553-34-ОЗ) Шенкурский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Шенкурского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

В связи с преобразованием муниципальных образований на территории Шенкурского муниципального района Архангельской области полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Шенкурского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городского и сельских поселений Архангельской области прекращаются досрочно с 1 января 2023 года (часть 4 статьи 7 Закона Архангельской области от 27.04.2022 № 553-34-ОЗ).

Решением собрания депутатов первого созыва Шенкурского муниципального округа Архангельской области от 11.11.2022 № 22 утверждено Положение о правопреемстве Шенкурского муниципального района Архангельской области, городского и сельских поселений входящих в его состав (далее – Положение о правопреемстве № 22), согласно пункту 4 которого администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области является правопреемником, в том числе, администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проведена проверка в части создания на территории сельских населенных пунктов Шенкурского муниципального округа Архангельской области специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В ходе проверки прокуратурой Шенкурского района Архангельской области установлено, что на основании постановления администрации Шенкурского муниципального района от 03.09.2021 № 439-па статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения «Шенкурское» наделена МУП «Чистая вода».

При этом на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав Шенкурского муниципального округа Архангельской области, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Судом установлено, что вступившими в законную силу решениями Виноградовского районного суда Архангельской области от 09.09.2021 № 2а-400/2021, от 10.09.2021 № 2а-412/2021, от 06.10.2022 № 2а-450/2022 на администрации бывших муниципальных образований «Федорогорское», «Шеговарское» и «Верхоледское» Архангельской области была возложена обязанность в разные сроки создать на соответствующих территориях муниципальных образований специализированную службу по вопросам похоронного дела.

До настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела на территориях иных сельских поселений не создана.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего законодательства, позицию представителя ответчика, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска.

Суд возлагает на ответчика обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, за исключением территории г. Шенкурск и территорий сельских населенных пунктов, входящих в границы ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области.

В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Определяя срок, в течение которого ответчиком должны быть выполнены обязанности, суд полагает, что предложенный прокурором срок до 01.07.2024 года является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Ходатайств об определении иного срока исполнения решения суда ответчик суду не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, за исключением территорий города Шенкурск и территорий сельских населенных пунктов, входящих в границы ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области – удовлетворить.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.07.2024 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, за исключением территорий города Шенкурск и территорий сельских населенных пунктов, входящих в границы ранее существовавших муниципальных образований «Федорогорское», «Верхоледское», «Шеговарское» Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 23 июня 2023 года.

2-297/2023 ~ М-292/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шенкурского района Архангельской области
Ответчики
Администрация Шенкурского муниципального округа
Другие
МУП "Чистая вода"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее