Дело №
55RS0№-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО8» о возложении обязанности устранить нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского административного округа <адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес> с названным иском в обоснование, указав, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обслуживания, защиты прав инвалидов, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. В ходе проверки установлено, что перед входами в здание автовокзала, кабины уборных информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (в том числе тактильно - звуковые) не размещены, в помещении автовокзала на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещениях по ходу движения, а также перед открытыми лестничными маршами отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели. Также проверкой установлено, что на ФИО9» находится 8 транспортных средств для лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения (МГН). Согласно пункту 6.1.4 ГОСТ на всех наружных сторонах корпуса, (кузова, вагона и т.д.) ДИТС должны быть нанесены соответствующие надписи, международные пиктограммы согласно ФИО6 52131, информирующие об его доступности для инвалидов, цвет пиктограмм должен быть голубым на белом (желтом) фоне. Незаконным бездействием АО «ФИО10» нарушаются права граждан, относящихся к МГН.
Просил суд возложить на ФИО11» обязанность оборудовать входы в здание автовокзала, кабины уборных тактильными информирующими табличками для идентификации помещений (в том числе тактильно - звуковыми), оборудовать участки пола на основных путях движения, перед дверными проемами в помещении автовокзала, в помещениях по ходу движения, перед открытыми лестничными маршами предупреждающими тактильными напольными, указателями, оборудовать сиденья (кресла - сиденья) в 8 транспортных средствах, предназначенных- для перевозки инвалидов, рельефными обозначениями, а также обязать установить в 8 транспортных средствах, предназначенных для перевозки инвалидов, узлы крепления для вспомогательных средств для ходьбы. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой проведена проверка, по результатам которой были выявлены нарушения, указанные в исковом заявлении. Внесено предписание, однако до настоящего времени нарушения устранены не были, в связи с чем заявленные требования просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО12» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании наличие указанных нарушений не оспаривала, просила предоставить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в настоящее время разрабатывается техническая документация для проведения торгов на заключение подрядных договоров по установке специальных табличек и оборудований <адрес> и в транспортных средствах.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (абз. 1).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Пунктом 1 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ настоящий федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Кроме того, согласно п. 1 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО13» зарегистрировано в качестве юридического лица, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности ФИО14», в результате которой в деятельности ответчика выявлено ряд нарушений требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ».
В нарушение пунктов 6.5.9, 8.4.9 Свода правил, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр. перед входами в здание автовокзала, кабины уборных информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (в том числе тактильно - звуковые) не размещены.
Также установлено, что в нарушение п.6.2.3 Свода правил, в помещении автовокзала на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещениях по ходу движения, а также перед открытыми лестничными маршами отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели.
Помимо указанного в нарушение п.6.5.1 Свода правил указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, в помещении автовокзала в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес генерального директора ФИО15» внесено представление № об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу и.о. генерального директора ФИО16» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, предприятием осуществляются мероприятия по устранению нарушений. Вышеуказанные мероприятия планируется осуществить до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответчиком нарушения не устранены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон №- 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден и введен в действие свод правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - Свод правил).
Пунктом 8.4.9 Свода правил установлено, что помещения зданий- вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного,_ автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для маломобильных групп населения (далее МГН).
В зданиях вокзалов следует проектировать доступными:
- билетные кассы, справочно-информационные службы, залы- ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, камеры, хранения, залы официальных лиц и делегаций, санитарно-гигиенические помещения, пункты медицинской помощи;
- служебные помещения - дежурного администратора и т.п.
Согласно пункту 6.1.1 Свода правил в общественном или
производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Из пункта 6.5.9 Свода правил следует, что информирующие- тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 м- 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В ходе проверки установлено, что перед входами в здание автовокзала, кабины уборных информирующие тактильные таблички для идентификации помещений (в том числе тактильно - звуковые) не размещены.
В соответствии с пунктом 6.2.3 Свода правил в общественных здания- на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие, тактильные напольные указатели по ФИО6 52875. Применение направляющих тактильных напольных указателей на путях движения в зданиях - по ДД.ММ.ГГГГ.
Как показала проверка, в помещении автовокзала на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещениях по ходу движения, а также перед открытыми лестничными маршами отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели.
Пунктом 6.5.1 Свода правил установлено, что в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания, (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.) устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.
Вместе с тем проверкой установлено, что указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, в помещении автовокзала в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6.1.1 ФИО6 51090-2017 Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования и безопасности для инвалидов (далее - ГОСТ) транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.
Проверкой установлено, что на балансе АО «Омскоблавтотранс» находится 8 транспортных средств для лиц, относящихся к категории МГН.
Согласно пункту 6.1.4 ГОСТ на всех наружных сторонах корпуса, (кузова, вагона и т.д.) ДИТС должны быть нанесены соответствующие надписи, международные пиктограммы согласно ФИО6 52131, информирующие о его доступности для инвалидов, цвет пиктограмм должен- быть голубым на белом (желтом) фоне.
В силу пункта 6.2.1.3 ГОСТ каждая дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалида, должна иметь снаружи и внутри ДИТС соответствующие обозначения (надписи или пиктограммы) и специальную световую и звуковую сигнализации. Как показала проверка, на наружных сторонах корпуса кузова транспортных средств, предназначенных для лиц, относящихся к категории МГН, отсутствуют надписи, пиктограммы, информирующие о доступности для инвалидов. Также на дверях указанных транспортных средств снаружи и внутри отсутствуют надписи или пиктограммы, специальные световая и звуковая сигнализация в целях обозначения доступности для МГН.
Пунктом 6.2.8 ГОСТ установлено, что сиденья (кресла-сиденья) у предназначенные для инвалидов, должны иметь соответствующие обозначения (надписи, пиктограммы), выполняемые рельефно.
Проверкой установлено, что рельефные обозначения отсутствуют на сиденьях (креслах - сиденьях), оборудованных в транспортных средствах, предназначенных для МГН.
На основании пункта 6.2.9 в зоне досягаемости от сиденья (кресла-сиденья), предназначенного для инвалидов, должны быть предусмотрены узлы крепления для вспомогательных средств для ходьбы.
Вместе с тем узлы крепления для вспомогательных средств для ходьбы в транспортных средствах, предназначенных, в том числе для МГН, отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание ФИО17» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых на предприятие возложено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения и является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования на устранение выявленных нарушений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения ответчика от необходимости устранения выявленных нарушений и создания беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения. Кроме того, доказательств, подтверждающих утверждение об отсутствии финансовой возможности исполнить требования действующего законодательства, стороной ответчика представлено не было.
Учитывая, что несоблюдение требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно части 2 данной статьи, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В данном конкретном случае суд полагает, что 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу является разумным сроком для устранения выявленных прокурорской проверкой нарушений, поскольку ранее прокурором в представлении предоставлялся соответствующий срок.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ФИО18» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░19» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░20» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░21» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░22» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ (░░░░░░ - ░░░░░░░) ░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░23» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░24» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░25
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░