Дело № 2-5412/2023
УИД: 51RS0001-01-2023-005037-68
Мотивированный текст изготовлен 26 декабря 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Симановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородулин Т.Г. к Министерству строительства Мурманской области о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества,
УСТАНОВИЛ:
Бородулин Т.Г. обратился в суд с иском к Министерству строительства Мурманской области о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества.
В обоснование иска указал, что является собственником 1/3 помещения № многоквартирного дома (далее по тексту – МКД) № по <адрес> в г. Мурманск на основании свидетельства о регистрации, о праве собственности.
МКД № <адрес> года постройки, то есть на день подачи иска зданию 82 года. МКД является одним из старинных каменных (кирпичных) строений города Мурманска. На основании распоряжения Губернатора Мурманской области № 407 от 22 сентября 1998 года Об утверждении перечня объектов соцкультбыта государственного предприятия «Севморпуть», передаваемых в муниципальную собственность г. Мурманска» дом был передан с баланса ведомственного (Министерства Обороны РСФСР) предприятия «Севморпуть» в собственность муниципалитета, а далее и в частную собственность физических лиц приватизировавших квартиры.
С момента передачи МКД в собственность частных лиц, до сегодняшнего дня, в доме не были произведены ремонтные работы капитального характера касаемо инженерных сетей (электрики).
В техническом паспорте МКД отсутствует какая-либо информация о проведении когда-либо капитальных ремонтов инженерных сетей здания, что дает право полагать об отсутствии ремонта электрики здания вообще.
Согласно договору Управления МКД, а также свободному перечню правил содержания общего имущества Управляющая организация проводит работы текущего ремонта общего имущества в случае аварий, поломок и других неисправностей стояков, отопительной системы, запорных вентилей и механизмов в квартирах.
Ремонты капитального характера общего имущества имеющего износ более 50% осуществляет Региональный оператор капитального ремонта путем привлечения специализированных подрядчиков для ремонта общего имущества дома (п. 2, 3 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
Согласно постановлению Правительства Мурманской области № 534-ПП от 24.07.2023 г. МКД <адрес>, в плане на 2023-2025г. указанный МКД не значится.
Согласно сводному плану капитального ремонта общего имущества на территории Мурманской области (ПП МО 346 от 05.05.2023г.) капитальный ремонт инженерных сетей (электрики) запланированы на 2037-2039г.
Многоквартирный дом оснащен скрытой электропроводкой из алюминия, срок службы которой составляет 15-20 лет (ГОСТ Р 50571.15-97).
Согласно выводам эксперта по независимой экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Бюро независимой экспертизы «эксперт») лист тома 25, глава 9 «Выводы»: процент износа инженерных сетей электрики в МКД <адрес> составляет 60%, состояние электропроводки: неудовлетворительное, техническое состояние оценивается как: ограничено-работоспособное. Полагает, что исходя из заключения эксперта, указанные инженерные сети МКД нуждаются в срочном капитальном ремонте.
Просит обязать Министерство строительства Мурманской области, включить многоквартирный <адрес> в краткосрочную программу капитального ремонта общего имущества на 2024/2025 год (ремонт инженерных коммуникаций «электрики»).
Истец Бородулин Т.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Направил отзыв на возражения ответчика по иску, указывая, что сам иск основан на защите жилищных прав и интересах (сохранность имущества, безопасности пребывания и исключение чрезвычайных ситуаций) собственников помещений многоквартирного дома. Полагает неуместным применение пункта 2 статьи 14 Закона 1630-01-ЗМО (нецелевое расходование средств фонда капитального ремонта, несоблюдение обязательных требований к финансовой устойчивости регионального оператора), так как дом 1941 года постройки, с момента ввода здания в эксплуатацию – ремонт электрики не производился. Сроки ее эксплуатации вышли десятилетия назад. Ранее в Министерство <адрес> и в другие организации, собственниками и управляющими организациями обслуживающих МКД, неоднократно направлялись требования о проведении капитального ремонта инженерных сетей электрики МКД, однако требования были оставлены без внимания. Собираемость по взносам на капитальный ремонт МКД № по <адрес> в городе Мурманске за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 87,4%, т.е. собственники добросовестно выполняют свои обязательства перед региональным оператором. Полагает, что из основного/резервного финансового фонда необходимо изыскать средства на проведение капитального ремонта, избежав тем самым более глобальные траты на устранение последствий.
Представитель ответчика - Министерство строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил отзыв из которого следует, что согласно данным паспорта региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы государственным заказчиком (основным разработчиком, координатором Региональной программы) является Министерство строительства Мурманской области. Капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном <адрес> в городе Мурманске запланирован на период с 2037 по 2039 годы. Постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526- ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023 - 2025 годы (далее — краткосрочный план). Спорный многоквартирный дом не вошел в перечень домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках краткосрочного плана.
Истцом сформулированы исковые требования в виде обязания Ответчика внести изменения в краткосрочный план в части спорного многоквартирного дома, то есть, фактически Истцом оспаривается нормативный правовой акт — постановление Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526-ПП.
Постановление Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526- ПП, которым утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023 — 2025 является законным и обоснованным, оснований для его изменения не имеется.
Установленная региональным законодательством процедура переноса срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок Истцом не соблюдена.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на 2023-2025 годы утвержден с полным распределением предусмотренных НКО «ФКР МО» финансовых средств.
Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в гражданском иске в полном объеме.
Представитель третьего лица- НКО «ФКР МО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, позиция которого полностью совпадает с позицией ответчика. Дополнительно указав, что в силу части 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Однако, общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> не принималось решение, предусмотренное частью 3 статьи 166 ЖК РФ.
Просит отказать в удовлетворении исковых требований Бородулин Т.Г. к Министерству строительства Мурманской области в полном объеме.
Представитель третьего лица – ООО «Севжилсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменного мнения по заявленным требованиям не представил.
Представитель третьего лица Правительство Мурманской области в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в- силу статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Общие вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются нормами раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе: устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (часть 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы.
В региональную программу включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Мурманской области, с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Мурманской области порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и многоквартирные дома, в которых имеется менее трех квартир.
Для каждого конструктивного элемента и инженерной системы региональной программой определен плановый период проведения ее капитального ремонта.
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов проводятся в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, также утвержденным постановлением Правительства Мурманской области.
В судебном заседании установлено, Бородулин Т.Г. является собственником 1/3 жилого помещения <адрес>.
Указанный дом 1941 года постройки, объектом историко-культурного значения не является.
Капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном <адрес> запланирован на период с 2037 по 2039 годы.
Постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 года (далее – краткосрочный план). Спорный многоквартирный дом не вошел в перечень домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках краткосрочного плана.
Из искового заявления, основанного на техническом заключении №, выполненное ООО «БНЭ «Эксперт», по инициативе истца, следует, что техническое состояние внутридомовых систем электроснабжения (электропроводка) здания в целом может быть квалифицировано в соответствии с ГОСТ31937-2011 как ограничено-работоспособно, общий физический износ составляет 60%, состояние электропроводки неудовлетворительное. К основным причинам, вызвавшим выявленные дефекты и повреждения электропроводки является его физический износ, отсутствие своевременного предупредительного ремонта. Для обеспечения надежности, а также повышения долговечности внутридомовых систем электроснабжения (электропроводки) жилого <адрес> требуется немедленный капитальный ремонт электропроводки.
Согласно Паспорту Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является государственным заказчиком, основным разработчиком и координатором Программы.
Статьей 5 Закона Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-3MO «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области» установлено, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (пункт 1).
Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области (пункт 2 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО).
Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области по форме, установленной государственным заказчиком, ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику (пункт 3).
Согласно пункту 5 статьи 5 № 1631-01-ЗМО краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ.Как установлено частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются, в том числе, исходя из принципов: .
использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 ЖК РФ (требования к финансовой устойчивости регионального оператора);
необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
Внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Мурманской области (пункт 7 статьи 5 №1631-01-ЗМО).
Постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626- ПП утверждена Методика формирования, утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее — Методика).
В соответствии с пунктом 5 Методики внесение изменений в краткосрочный план, действующий на территории муниципального образования Мурманской области (далее - муниципальный краткосрочный план), в части сведений по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых выполняется за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за счет средств муниципального бюджета, не являющихся софинансированием областного и (или) федерального бюджета, за счет средств областного бюджета, предоставляемых из резервного фонда Правительства Мурманской области, осуществляется при наличии решения, принятого в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее - МКД), утвержденным настоящим постановлением, либо при наличии утвержденного постановления о выделении средств из резервного фонда.
Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП (далее — Порядок).
В данном Порядке определяется процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для целей актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы, и в соответствии со статьей 168 ЖК РФ, в том числе, для случаев принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к тем срокам, которые установлены региональной программой (пункт 3).
В силу пункта 4 Порядка установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта (далее — комиссия), создаваемой исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно- правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сфере, функции по контролю (надзору), в сфере строительства, за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг (Министерство строительства Мурманской области) и действующей на постоянной основе.
К работе комиссии привлекаются представители регионального оператора, общественных организаций, органов местного самоуправления, на территории которых расположен МКД, являющийся предметом рассмотрения комиссии, органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищных отношений, за исключением функций по установлению нормативов в целях определения объемов потребления коммунальных услуг и ресурсов, расчету региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, используемой для " расчета жилищных субсидий, а также осуществляющего функции по контролю (надзору) в жилищной сфере и сфере строительства и по оказанию государственных услуг (далее - исполнительный орган).
Уполномоченный орган определяет состав, утверждает положение о комиссии, форму заявления с перечнем прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка основаниями для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в МКД являются обращения:
1) органа местного самоуправления, исполнительного органа; ,
2) регионального оператора;
3) лица, осуществляющего управление или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, при наличии приложенных к заявлению документов, содержащих информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение;
4) собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами
голосов от общего количества голосов собственников помещений в МКД, что подтверждается соответствующим протоколом решения общего собрания собственников помещений, в обязательном порядке содержащем решения по следующим вопросам: "
- определение уполномоченного лица на обращение в комиссию;
- определение перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в многоквартирном доме и желаемого срока их производства.
Заявления в комиссию принимает уполномоченный орган (Министерство строительства Мурманской области).
В соответствии с пунктом 8 Порядка в случае поступления в комиссию обращения об актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области (далее муниципальный краткосрочный план), региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.1.);
- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу (пункт 8.2.).
Решения о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план принимаются комиссией с учетом положений частей 7, 7.1 статьи 168 ЖК РФ, в региональную программу - с учетом Методики формирования региональной программы (пункт 9 Порядка).
Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16.12.2021 № 659 утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее — Положение).
Согласно пункту 2.1. Положения целями создания комиссии является установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка.
В силу пункта 2.2. Положения задачами комиссии являются:
- рассмотрение обращений заявителей, указанных в пункте 5 Порядка;
- принятие мотивированного решения о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, а также другие действия в соответствии с указанным Положением и Порядком.
Комиссия принимает решение о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 2.3 Положения).
Пунктом 4.2.2. Положения установлено, что заявление в комиссию подается, в том числе, в случае переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП, срока проведения капитального ремонта (срока оказания отдельных видов услуг и (или) выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок).
Для случая, предусмотренного пунктом 4.2.2. Положения, к обращению должны быть приложены:
- заявление и планируемый перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в Многоквартирных домах и желаемый срок их проведения (приложения № 3, № 4);
- документы, содержащие информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение, и иные документы на усмотрение;
- экспертиза по установлению степени износа конструктивного элемента, подлежащего капитальному ремонту в многоквартирном доме, или акт, составленные организациями или лицами, имеющими допуск СРО в проектировании в части видов работ по обследованию конструкций по установлению степени износа конструктивного элемента, подлежащего капитальному ремонту в многоквартирном доме;
- сведения о многоквартирных домах (приложение № 5).
По результатам рассмотрения документов, комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка, и оформляет протокол в единственном экземпляре.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обращений в комиссию по вопросу переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП, срока проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей электроснабжения дома № 30 по улице Сафонова в г. Мурманске на более ранний период (срок) не поступало.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168- ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы (с изменениями) (далее - региональная программа). НКО «ФКР. МО» является исполнителем региональной программы капитального ремонта.
Согласно данным паспорта региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы государственным заказчиком (основным разработчиком, координатором Региональной программы) является Министерство строительства Мурманской области. ,
Капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном <адрес> запланирован на период с 2037 по 2039 годы.
Постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526- ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023 - 2025 годы (далее — краткосрочный план).
Спорный многоквартирный дом не вошел в перечень домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках краткосрочного плана.
Постановление Правительства Мурманской области от 04.07.2022 № 526- ПП, которым утвержден указанный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023 — 2025 не признано незаконным и необоснованным.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на 2023-2025 годы утвержден с полным распределением предусмотренных НКО «ФКР МО» финансовых средств.
В силу статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5).
Согласно абзацу 3 подпункта «г» пункта 7 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разработанных в соответствии с частью 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденных Приказом Минстроя России от 29.10.2015 № 774/пр, обращения о внесении изменений в отношении сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту могут быть направлены в уполномоченный орган в случае переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок) при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта и (или) принятия такими собственниками решения об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт, и (или) о привлечении региональным оператором иных средств для проведения капитального ремонта в более ранний срок с последующим возмещением расходов регионального оператора за счет дополнительных взносов.
В пункте 19 Методических рекомендаций указано, что в случае обращения о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок (период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в состав перечня документов рекомендуется включать документы, подтверждающие необходимость проведения услуг и (или) работ в более ранний срок, чем запланировано региональной программой, подготовленные в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта, а также информацию регионального оператора о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного многоквартирного дома, содержащую заключение о достаточности средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта в соответствии с решением собственников помещений, а в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта и (или) невозможности проведения региональным оператором капитального ремонта за счет собственных средств, в срок, указанный в решении общего собрания, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержании решение об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт и (или) привлечении региональным оператором заемных средств для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в срок, указанный в обращении, и погашении займа (кредита) за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт в доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта в доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний, данным Кодексом предусмотрена. Однако материалы дела не содержат доказательств того, что имеются основания для внесения изменений в адресную программу и проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по спорному адресу в более ранние сроки, чем запланированы. Истец не доказал соблюдение процедуры переноса срока капитального ремонта, общего имущества в многоквартирном доме, на более ранний срок.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 170 и ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме независимо от способа формирования фонда вправе принять решение о проведении капитального ремонта раньше запланированного срока.
Однако материалы дела не содержат доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о проведении капитального ремонта раньше запланированного срока.
Анализируя представленные по делу доказательства, с учетом установленных обстоятельств дела, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Бородулин Т.Г. к Министерству строительства Мурманской области о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Лабутина