Дело № 2-346/2023
УИД № 65RS0017-01-2022-001996-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2023 года Холмский городской суд
Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Хабисламовой Т.Э.,
при ведении протокола помощником судьи Кудиным А.К.
при участии представителя ответчиков Комиссарова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Геновой Г. И. к Холмской городской прокуратуре, Сахалинской областной прокуратуре о признании незаконными действия (бездействия) по непринятию мер безопасности от нападения бродячих собак, по устранению нарушений, связанных с нападением, мер ответственности к виновным лицам, мер по обустройству приютов приёмников для собак; возложении обязанности обеспечить безопасность от нападения собак путём передачи исков в суд по защите нарушенных прав, по обустройству приютов и приёмников для отловленных собак, после вступления решения в законную силу, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Генова Г. И. обратилась в суд с исковым заявлением к Холмской городской прокуратуре, Сахалинской областной прокуратуре
- о признании незаконными действия (бездействия) по непринятию мер: безопасности на протяжении нескольких лет от нападения бродячих собак; по устранению нарушений, связанных с нападением и угрозой нападения; мер ответственности к виновным лицам; мер по обустройству в Холмском районе приютов приёмников для собак с целью кормления их, содержания и изоляции;
- возложении обязанности всеми способами, после вступления решения в законную силу, обеспечить безопасность граждан от нападения собак, путём передачи исков в суд по защите нарушенных прав, по обустройству приютов и приёмников для отловленных собак, после вступления решения в законную силу;
- о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что является <данные изъяты>, пожилой (ей 79 лет), одиноко проживающей на Сахалине. На протяжении нескольких лет неоднократно обращалась в адрес областного прокурора и Холмского городского прокурора по поводу бродящих собак в г. Холмске и дворовых территорий МКД г. Холмска. Сообщала, что она панически боится собак, так как была уже укушена одной из них. Холмский городской прокурор обращался в суд с иском в ее интересах. Однако никаких других мер, в том числе административных ответчики к Администрации МО «Холмский городской округ» не принимали, при том, что взысканные бюджетные средства по решению суда не были возвращены Администрацией МО «Холмский городской округ» в казну с виновных лиц. Никто не понёс за это никакой ответственности, кроме истца, так как она получила сильный психологический стресс, физические страдания, длительное время проходила лечение более месяца и далее в течение года, уколы, остались следы от раны на коже до сих пор.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Управление Федерального казначейства по Сахалинской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Холмский городской округ», индивидуальный предприниматель ФИО и индивидуальный предприниматель Глава крестьянско-фермерского хозяйства Константинов В. Е..
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Комиссаров М.М. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку исковая работа ведётся, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Строительство приёмников по содержанию бродячих собак планируется. Кроме того, орган местного самоуправления проводит мероприятия по осуществлению деятельности по отлову безнадзорных животных.
Истец, Генова Г.И., третьи лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляли.
Суд полагает возможным в порядке п.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения Комиссарова М.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Таким образом, прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему органы являются федеральными органами государственной власти, реализующими публично-властные полномочия по исполнению и применению законов, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 1 Закона о прокуратуре).
Исходя из пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Закон о прокуратуре выделяет несколько видов прокурорского надзора. В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора, в частности, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих организаций.
Органы прокуратуры в силу положений статьи 26 Закона о прокуратуре не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Таким образом, в полномочия органов прокуратуры не входит обязанность по обустройству приютов и приёмников для отловленных собак в Холмском районе.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации в порядке, определённом статьёй 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации к числу основных и неотчуждаемых прав человека отнесены право на жизнь и на охрану здоровья.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06 мая 2010 года № 54, мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в том числе, регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства, соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 8 названного Федерального закона, отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 15 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Статьёй 3 Закона № 498-ФЗ установлено, что под обращением с животными понимается содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье.
В соответствии с частями 1,3 статей 2 и 2-1 Закона Сахалинской области от 04 июня 2012 года № 40-30 «Об обращении с животными без владельцев в Сахалинской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по организации проведения на территории Сахалинской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путём организации проведения мероприятий: по отлову животных без владельцев, транспортировке животных без владельцев, по содержанию и учёту отловленных животных без владельцев, по мечению животных без владельцев, по кастрации (стерилизации) животных без владельцев.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Холмский городской округ» и ИП Завадским Я.Г., ИП Главой крестьянско-фермерского хозяйства Константиновым В.Е. заключены контракт № и муниципальный контракт № соответственно, предметом которых является оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО «Холмский городской округ».
Как следует из приложения № к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ: все отловленные животные без владельцев подлежат транспортировке в приют ( п.1.11). после первичного осмотра и оценки состояния здоровья животных без владельцев, а также оказания им неотложной ветеринарной помощи все отловленные животные помещаются на карантин (п. 3.1.). После карантинирования клинически здоровые животные без владельцев вакцинируются против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных и проходят операцию по стерилизованию (п. 4.1.). Все животные без владельцев, поступившие в приют подлежат идентификации (маркирование, мечение). После завершения карантинирования, лечения (при необходимости), мечения, вакцинации и стерилизации животных без владельцев, такие животные возвращаются к месту прежнего обитания (п.7.1.).
В материалы дела представлено письмо Министерства ЖКХ Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ за № исх.-3.10-470/23 из которого следует, что в 2022 году муниципальным образованиям Сахалинской области были предусмотрены средства единой субвенции на создание приютов для животных без владельцев. В частности «Холмскому городскому округу»- 8 900 000 рублей.
Что касается довода истца относительно того, что ответчиками не ведутся мероприятия по обращению с животными без владельцев, то он опровергается тем, что Холмским городским прокурором: ДД.ММ.ГГГГ направлено 1 исковое заявление в Холмский городской суд о компенсации морального вреда в связи с укусом собаки; 2022 году- в адрес администрации МО ХГО вынесено 8 представлений в связи с нападением собак (25 января, 01 марта, 01 мая,12 мая, 01 июня, 09 июня, 01 сентября,19 сентября 2022 года); в Холмский городской суд направлено 6 исковых заявлений о компенсации морального вреда в связи с укусом собаки (20 мая, 03 июня, 27 июня, 27 июня,14 ноября 14 ноября 2022 года); в 2023 году- внесено 4 предостережения на имя мэра администрации МО ХГО и директора Департамента ЖКХ по факту обнаружения стаи собак, нападающих на несовершеннолетних (03 февраля, 03 февраля 13 февраля, 13 февраля 2023 года) в адрес администрации МО ХГО внесено 2 представления в связи с нападением собак на несовершеннолетних 17 и 20 марта 2023 года; 21 февраля 2023 года проведено межведомственное совещание в сфере обращения с животными с участием мэра администрации МО ХГО Любчинова Д.Г. и иных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о прокуратуре, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьёй 22 данного Закона.
Таким образом, органами прокуратуры проводятся мероприятия по принятию мер прокурорского реагирования относительно усиления контроля за работой по отлову бездомных животных, в раках представленных им полномочий.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Геновой Г. И. к Холмской городской прокуратуре, Сахалинской областной прокуратуре
- о признании незаконными действия (бездействия) по непринятию мер: безопасности на протяжении нескольких лет от нападения бродячих собак; по устранению нарушений, связанных с нападением и угрозой нападения; мер ответственности к виновным лицам; мер по обустройству в Холмском районе приютов приёмников для собак с целью кормления их, содержания и изоляции;
- возложении обязанности всеми способами, после вступления решения в законную силу, обеспечить безопасность граждан от нападения собак, путём передачи исков в суд по защите нарушенных прав, по обустройству приютов и приёмников для отловленных собак, после вступления решения в законную силу;
- о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 06 апреля 2023 года.
Судья Т.Э. Хабисламова