№ 12-6/2023 (12-174/2022)
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
10 января 2023 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.
при секретаре Багнюк О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУФССП по РБ № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения- старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУФССП по РБ Силовым А.С. № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000,00 руб.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, Администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ обратилась с жалобой, в обоснование которой указано, в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отсутствуют, поскольку умышленное неисполнение решения суда в действиях (бездействии) Администрации отсутствует.
Частью 4 Статьи 24.5. КоАП РФ содержит обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, так, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным жилом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не •оделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Администрация предпринимает все достаточные меры по исполнению судебных актов и возбужденных на его основании исполнительных производств, и для фактического исполнения требуются разумные сроки исполнения и финансирование. Таким образом, для применения административного наказания нет законных оснований. Считают, в соответствии с ч. 4 ст. 24.5.КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ подлежит прекращению. На основании изложенного, просили постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУФССП по РБ Силова А.С. № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей по ч. 1 ст.17.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по административному делу - прекратить.
На судебное заседание Администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица начальник отделения- старший судебный пристав Отделения судебных приставов <адрес> и <адрес> ГУФССП по РБ Силов А.С. на судебное заседание не явился извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе, на предмет их относимости и допустимости, обсудив доводы жалобы Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Туймазинского МО СП УФССП по РБ на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Туймазинским межрайонным судом РБ на основании вступившего в законную силу судебного решения по гражданскому делу 2-841/2017 было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ. Предметом принудительного исполнения названного производства является обязанность администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ провести рекультивацию загрязненного земельного участка с кадастровым номером 02:65:030601:4, расположенного на землях населенных пунктов в 350 м. северо-восточнее <адрес> МР <адрес> РБ в соответствии с разработанным проектом рекультивации земельного участка, прошедшего государственную экологическую экспертизу.
Обязанность администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ устранить допущенное несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на территории свалки Серафимовский сельсовет МР <адрес> РБ, площадью 0,05 га на землях населенных пунктов в 150 м западнее <адрес>А возле гаражного кооператива <адрес> МР <адрес> РБ.
Обязанность администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ устранить разрушение дорожного полотна в <адрес> МР <адрес> РБ разрушение дорожного полотна длиной вдоль дороги 21 и 22 квартала <адрес> длиной 70 см, шириной 70 см, глубиной 7 см, по <адрес> длиной 110 см, шириной 90 см, глубиной 6 см.
В связи с неисполнением требований исполнительного документов судебный пристав исполнитель выставил требования, а именно ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока исполнения требования со дня его поступления в течение 5 дней, ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока исполнения требования со дня его поступления в течение 5 дней, требование с установлением срока исполнения требования со дня его поступления до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока исполнения требования со дня его поступления в течение 5 дней, требование с установлением срока исполнения требования со дня его поступления до ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 час., требование с установлением срока исполнения требования со дня его поступления до ДД.ММ.ГГГГ до 15.00 час.
Между тем, доказательств направления либо получения Администрацией сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ требований с установлением срока исполнения требования со дня его поступления до ДД.ММ.ГГГГ до 14.00 час., до ДД.ММ.ГГГГ до 15.00 час. не представлено.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный в нем срок начальником отделения- старший судебный пристав Отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУФССП по РБ Силовым А.С. № согласно которому Администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматривая дело об административном правонарушении судья приходит к выводу о прекращении производства по делу, при этом исходит из того, что неисполнение администрацией сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвано независящими от должника обстоятельствами, а именно отказом в выделении денежных средств Советом сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, а также не выделении денежных средств Администрацией муниципального района <адрес> РБ, в связи с чем, указанное юридическое лицо не может быть признано виновным, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что администрацией сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ принимаются все возможные усилия для исполнения судебного решения по устранению нарушений требований исполнительного документа.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что неисполнение решения суда связано с отсутствием денежных средств на проведение работ в рамках исполнения решения суда и отклонением неоднократных ходатайств о выделении требуемых средств.
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
В материалы дела администрацией сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ начиная с ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно направлялись ходатайства о выделении денежных средств для исполнения исполнительного документа (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), которые оставлены без удовлетворения.
Из анализа предоставленных в материалы дела документов следует, что администрацией сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ предпринимались меры по исполнению исполнительного документа, возложенные к исполнению судебным постановлением, направлялись ходатайства о выделении бюджетных ассигнований, но при этом бюджетные средства на указанные цели не были выделены.
Таким образом, неисполнение судебного решения обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ.
Невозможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя при имеющемся финансировании в установленный требованием срок подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что меры, которые предприняла администрация сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ после получения требования судебного пристава-исполнителя, свидетельствуют о намерении исполнить судебное решение.
Действия, предусмотренные частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, направленные на выделение бюджетных средств в целях выполнения требований исполнительного документа, и исключающие административную ответственность юридического лица, уполномоченным должностным лицом администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ выполнены.
При изложенных данных и с учетом приведенных выше положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ невозможно прийти к безусловному выводу о наличии в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения, поскольку меры для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, юридическим лицом были приняты. Рекультивацию загрязненного земельного участка с кадастровым номером № устранить допущенное несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, устранить разрушение дорожного полотна не имел возможности, так как не была выделена субвенция из бюджета Республики Башкортостан на осуществление муниципальным районом государственных полномочий согласно ст. ст. 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от дата N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан".
Определением Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ предоставлена отсрочка исполнения решения Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Туймазы и Туймазинскому району ГУФССП по РБ № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ не может быть признан законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ удовлетворить.
Постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Туймазы и Туймазинскому району ГУФССП по РБ № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации сельского поселения Серафимовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Ю. Сосновцева