Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2023 (2-391/2022;) от 03.10.2022

Дело № 2-7/2023 (2-391/2022)

77RS0021-02-2022-009799-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2023 г.                                                                                                                  с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.

при секретаре Выставкиной Е.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

    Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в Пресненский районный суд г.Москвы с иском о возложении на Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») обязанности провести капитальный ремонт, реконструкцию либо новое строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края.

    В обоснование своих исковых требований, военный прокурор, ссылаясь на статьи 12, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 1 Федерального закона «Об обороне», подпункты 52, 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской федерации от 16.08.2004 № 1082, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, пункт 8 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утверждённый приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607, указал, что военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проведены мероприятия по надзору за исполнением эксплуатационными органами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено, что реализация обязанностей, возложенных на ФГБУ «ЦЖКУ», в Барнаульском гарнизоне возложена на жилищно-коммунальную службу (<адрес>) (далее – ЖКС ) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу. При этом непринятие мер по своевременному ремонту и содержанию вверенного учреждению имущества влечёт за собой невозможность выполнения уставных целей ФГБУ «ЦЖКУ», предусмотренных пунктами 13 и 14 Устава учреждения, а именно: осуществлять забор, очистку воды для питьевых и промышленных нужд, а также её доведение до питьевого качества и распределение потребителям.

    В собственности Минобороны России, оперативном управлении ЖКС находятся объекты водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес> края (водопроводные сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосная станция (инв. ), водонапорная башня (инв. ), а также резервуар запаса воды (инв. )), которые имеют неудовлетворительное техническое состояние и нуждаются в проведении капитального ремонта либо реконструкции, что подтверждается соответствующими актами сезонных осмотров, проводимых в 2019-2021 годах.

Перечисленные объекты ввиду их неудовлетворительного состояния неоднократно (на протяжении 2018-2021 годов) подавались должностными лицами ЖКС в перечень объектов теплового, водопроводно-канализационного, электро-силового и газового хозяйств филиала ФГБУ «ЦЖКУ» (по Центральному военному округу), требующих капитального ремонта.

Кроме того, ЖКС подготовлены и представлены в вышестоящий орган расчёты потребности в денежных средствах на выполнение работ капитального характера и соответствующее тактико-техническое задание (далее – ТТЗ).

В состав работ, предусмотренных ТТЗ, входит ремонт и модернизация оборудования и строительных конструкций водонасосной станции, строительство нового резервуара чистой воды объёмом 500 куб. метров, замена запорной арматуры, установка автоматики и станции обезжелезивания, а также замена сетей водоснабжения военного городка.

Должностными лицами Филиала в 2020 году подготовленное ТТЗ подверглось корректировке, что обусловлено изменениями в технологическом процессе водоснабжения военного городка: выводом из эксплуатации водонапорной башни, а также необходимостью проведения работ по текущему ремонту артезианской скважины .

При этом в целях поддержания систем водоснабжения военного городка <адрес> в работоспособном состоянии в январе 2020 г. должностными лицами ЖКС за счёт собственных сил и средств проведена замена глубинного насоса ЭЦВ 6-10-110 на скважине , в апреле 2020 г. проведён ремонт обсадной трубы на скважине .

Военным прокурором Центрального военного округа командующему войсками Центрального военного округа 22 сентября 2020 г. внесено представление с требованием о проведении капитального ремонта (реконструкции) объектов жилищно-коммунального хозяйства об устранении нарушений закона.

Согласно ответу от 21 октября 2020 г. на представление, в целях организации мероприятий по проведению нового строительства станции обезжелезивания системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес> края утверждённое ТТЗ ДД.ММ.ГГ направлено в Департамент строительства Минобороны России для включения указанных объектов в федеральный проект «Чистая вода». ТТЗ на проектирование, строительство и оформление лицензионно-разрешительной документации на артезианские скважины, водонасосную станцию и водонапорную башню 17 апреля 2020 г. представлены в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.

В целях принятия положительного решения о реализации направленного ТТЗ военным прокурором Барнаульского гарнизона ДД.ММ.ГГ в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проинформированы руководители ФГБУ «ЦЖКУ» и филиала ФКП «Управление заказчика капитального строительства» Минобороны России - Регионального управления капитального строительства Центрального военного округа.

Для принятия в рамках предоставленной компетенции мер, направленных на решение вопроса о заключении государственного контракта на строительство указанных инженерных сооружений, дополнительно ДД.ММ.ГГ проинформирован врио начальника Филиала.

Вместе с тем, до настоящего времени денежные средства на проведение работ (капитального ремонта, реконструкции) объектов водопроводно-канализационного хозяйства Минобороны России, расположенных в военном городке <адрес> края, не выделялись, контракты на проведение работ не заключались.

Кроме того, проведённой в феврале 2022 г. проверкой установлено, что вследствие длительного непринятия мер к восстановлению системы водоснабжения военного городка <адрес> края показатель воды «Жёсткость» отобранных на артезианской скважине , водонасосной станции второго подъёма , а также в казармах войсковой части №№ 23 и 87 проб от 20 сентября 2021 г. №№ 11046, 11048, 11049 и 11050, а также от 16 ноября 1021 г. №№ 13540, 13542, 13543 и 13544 составил 10,0 ± 1,5, 10,0 ± 1,5, 9,9 ± 1,5, 9,6 ± 1,5, 11,0 ± 1,5, 11,2 ± 1,5, 11,2 ± 1,5, 11,2 ± 1,5 при допустимой норме не более 7,0.

        В данной связи в отношении юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» ДД.ММ.ГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неисполнение ответчиками обязанности по своевременному содержанию вверенных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе непринятие мер к реконструкции (капитальному ремонту) водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды военного городка <адрес> края, создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц и причинения материального вреда имущественному комплексу Минобороны России (т.1 л.д.3-7).

Определением Пресненского районного суда г.Москвы от 16 августа 2022 г. дело было передано в Топчихинский районный суд, при рассмотрении дела которым исковые требования прокурором были уточнены. Он просит обязать Минобороны России организовать проведение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края, в том числе путём утверждения подготовленных по итогам проведённого сезонного (весеннего) осмотра 2023 года подчинёнными подразделениями заявочного перечня объектов ФГБУ «ЦЖКУ», требующих капитального ремонта в 2024 году, в части перечисленных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, выделения на указанные цели соответствующих лимитов денежных ассигнований; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» провести капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края в пределах выделенных лимитов денежных средств.

В обоснование уточнённых исковых требований военный прокурор приводит те же обстоятельства, дополнительно ссылаясь на пункт 1 статьи 10, пункт 3 статьи 101 Федерального закона «Об обороне», пункты 1, 2, 5, подпункты 68, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 209 ГК РФ, пункты 21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», пункты 14-16 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ и указывая на то, что возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проводились и ранее в 2020-2021 годах. Поводом принятия перечисленных выше мер прокурорского реагирования являлись неоднократные обращения командования дислоцированных в <адрес> воинских частей, а также жителей указанного населённого пункта ФИО8, ФИО9

Анализируя приведённые положения закона, прокурор делает вывод, что Минобороны России, обладая полным спектром прав по отношению к вверенному федеральному имуществу, лишь организует проведение его капитального ремонта, а уполномоченные подчинённые органы, в том числе ФГБУ «ЦЖКУ», осуществляет проведение данного вида работ (т.2 л.д.247-252).

В судебном заседании помощник военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО14 настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требований по изложенным в исковых заявлениях основаниям, пояснив, что с момента обращения в суд с иском ответчиками никаких мер по устранению выявленных нарушений не предпринято.

Представитель привлечённой к участию в деле в качестве третьего лица администрации Топчихинского района Трусов Е.Д. в судебном заседании исковые требования военного прокурора поддержал, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства и пояснив, что администрации Топчихинского района неоднократно приходилось разрешать жалобы граждан жителей с.Топчиха на неудовлетворительное состояние канализации военного городка и принимать неотложные меры. Однако в целом администрация района не может разрешить возникшие проблемы, связанные с неудовлетворительным состоянием водопроводно-канализационного хозяйства военного городка с.Топчиха-1, так как оно находится на землях Минобороны России, и собственником этих объектов является последнее.

Остальные участники процесса, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО15 просила рассмотреть дело в её отсутствие, представив письменный отзыв о несогласии с иском, в удовлетворении которого просила отказать, ссылаясь на то Минобороны России несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости. Представителем собственника объектов недвижимого имущества, расположенных в Алтайском крае, выступает ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Следовательно, собственником объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящегося на территории военного городка <адрес> края, является Минобороны России, представителем собственника, к компетенции которого относится содержание данного имущества, является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Учредителем этого учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Минобороны России. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утверждённое Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности; создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил.

Пунктом 21 Устава Учреждения установлено, что оно обеспечивает содержание (эксплуатацию): капитальный и текущий ремонт недвижимого имущества, закреплённого на ним на праве оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» за ФГБУ «ЦЖКУ» на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся на территории военного городка <адрес> края (п.550-557), а именно: водонасосная станция площадью 133 м2, сети водоснабжения - 6580 м, водонапорная башня - 82 м2, резервуар запаса воды - 125 м2.

Актом /ВКХ объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся на территории военного городка <адрес> края (п. 550-557), закрепленные на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» были переданы от представителя собственника. Право оперативного управления данными объектами также подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации - ДЭС, а ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для контроля за исполнением контрактов и организаций коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил Российской Федерации за счёт и в переделах субсидий из федерального бюджета, выделяемых:

    на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнения работ);

    на иные цели средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.

    В 2019-2020 гг. деятельность по организации текущего ремонта осуществлялась в соответствии с Регламентом порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2018 гг., утверждённым командующим ЦВФИО10, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2020 и 2021, 2022 и 2023 гг. соответственно, в разделах IV и V которого утверждён порядок формирования заявочного плана текущего ремонта.

В соответствии с вышеуказанным Регламентом утвержден следующий порядок формирования заявочного плана капитального ремонта:

по итогам весеннего (осеннего) осмотра на основании Актов технического состояния Районный представитель государственного заказчика определяет перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта;

на основании актов районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает её с региональным представителем исполнителя и направляет в адрес окружного представителя государственного заказчика в срок не позднее 30 дней с даты начала проведения весеннего осмотра, определенного приказом командующего войсками военного округа;

окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на соответствующий год.

Таким образом, из положений вышеуказанного Руководства следует, что в случае отсутствия принятого решения о включении объектов в Титул капитального ремонта ФГБУ «ЦЖКУ» обязано проводить мероприятия по техническому состоянию только закреплённых за ним зданий.

Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции, либо сноса объекта. При этом выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ (определение ВС РФ от 23.08.2022 по делу № 72-КГ22-5-К8).

Из представленной суду истцом переписки видно, что Минобороны России и компетентные органы Минобороны надлежащим образом уведомлены о необходимости проведения работ по капитальному ремонту объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяженностью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края.

Кроме того, в 2019 году окружной представитель государственного заказчика - начальник управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО подполковник В.Михайлов направил ТТЗ на проектирование, строительство и оформление лицензионно-разрешительной документации на артезианские скважины, водонасосную станцию 2 подъема, водонапорную башню, а также ТТЗ на выполнение работ по реконструкции системы водоотведения, очистных сооружений Руководителю Департамента строительства МО РФ ФИО11

В 2021 году окружной представитель государственного заказчика -начальник управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО майор П.Кижаев, обобщив сведения о коммунальных объектах, требующих капитального ремонта в ЦВО, утвердил у заместителя командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению генерал-лейтенанта А.Лемякина Перечень коммунальных объектов, требующих капитального ремонта в 2022 году, в который вошли и объекты водопроводно-канализационного хозяйства находящиеся на территории военного городка <адрес> края (п.238-241).

    заместителем Министра обороны РФ Ивановым Т.В. утверждён перечень коммунальных объектов ФГБУ «ЦЖКУ», требующих капитального ремонта, но заявленные объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные на территории военного городка <адрес> края, не были включены.

    окружной представитель государственного заказчика - начальник управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО майор П.Кижаев, обобщив сведения о коммунальных объектах, требующих капитального ремонта в ЦВО, утвердил у Врио заместителя командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению генерал-лейтенанта С.Грязнова заявочный перечень коммунальных объектов филиала ФГБУ «ЦЖКУ» (по ЦВО), требующих капитального ремонта в 2023 году, в который вошли и объекты водопроводно-канализационного хозяйства находящиеся на территории военного городка <адрес> края (п.104-107).

Бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости, несёт Минобороны России.

В пункте 15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации указано, что ФГБУ «ЦЖКУ» несёт ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.

Оно является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Минобороны России - текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, имеет право заключать государственные контракты на проведение ремонтных работ. Обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ».

ФГБУ «ЦЖКУ» полагает, что надлежащим образом исполнило возложенные на него обязанности, представив доказательства проведения работ по формированию заявок для получения бюджетных средств на капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных на территории военного городка <адрес> края.

Поскольку Минобороны России является главным распорядителем бюджетных средств, с учётом положений статей 6, 38.1, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно оно может осуществлять планирование расходов на капитальный ремонт имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также довести запланированные бюджетные ассигнования до подведомственного ему бюджетного учреждения.

Таким образом, заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракты считаются не обеспеченными лимитами и заключенными в нарушении бюджетного законодательства.

            Для выполнения рабочей программы производственного лабораторного контроля качества воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения Учреждением заключен Государственный контракт с аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг по лабораторным исследованиям воды (питьевой) для ЖКС (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО на 2021 год.

ДД.ММ.ГГ протоколами лабораторных исследований № 2204, 2205, 2206, 2207, 2208 даны заключения о проведенных исследованиях, согласно которым питьевая вода соответствует гигиеническим нормативам, установленным санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в том числе показатель общей жёсткости.

Также Учреждением заключен Государственный контракт с аккредитованной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГ № ЕКБ-24/11/07-2022 на оказание услуг по лабораторным исследованиям воды (питьевой) для ЖКС (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО на 2022 г.

Протоколами лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ даны заключения о проведённых исследованиях, в которых указаны сведения, что питьевая вода соответствует гигиеническим нормативам, установленным санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» при эксплуатации систем холодного водоснабжения на территории с.Топчиха Алтайского края обеспечивает соответствие питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям и, следовательно, не нарушает Федеральный Закон «О водоснабжении и водоотведении» и не создаёт угрозу охраняемым общественным отношениям.

Исковые требования о проведении капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края истцом не обоснованы и не подтверждены доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, так как военным прокурором Барнаульского гарнизона не представлено доказательств, что:

    -    на момент обращения с заявлением в суд и на момент рассмотрения дела объекты водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес> края нуждаются именно в капитальном ремонте (решение данного вопроса не входит в компетенцию должностных лиц Учреждения и по результатам сезонных осмотров не определяется, данная позиция согласовывается с позицией ВС РФ, изложенной в Определении от 23.08.2022 по делу № 72-КГ22-4-К8), также при подаче искового заявления военный прокурор не выяснил достоверно объёмы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда;

    -    возлагая на собственника имущества в интересах неопределенного круга лиц обязанность выделить денежные средства, а на Учреждение провести капитальный ремонт, военный прокурор не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник (учреждение) либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределённого круга лиц должно быть произведено именно путём осуществления ремонта собственником своего имущества.

    Ссылка военного прокурора на неоднократные меры прокурорского реагирования и жалобы двух граждан (ФИО8, ФИО9) не является доказательством невыполнения собственником (учреждением) обязанности возложенной законом (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ -КГ21-15-К4).

В подтверждение изложенной позиции ФГБУ «ЦЖКУ» ссылается на решения Железнодорожного суда <адрес> по делам , , , Уссурийского районного суда <адрес> по делам , , , , , , , Куйбышевского районного суда <адрес> по делу , кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции по делу от ДД.ММ.ГГ, решение Лесозаводского районного суда <адрес> по делу а-2117/2022 от ДД.ММ.ГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда по делу а-218/2022, Определение Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ -КГ21-15-К4).

    По мнению ФГБУ «ЦЖКУ», в удовлетворении иска должно быть отказано также потому, что прокурор не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределённого круга лиц, и почему восстановление прав неопределённого круга лиц должно быть произведено именно капитальным ремонтом ответчиками своего имущества.

Кроме того, по мнению ФГБУ «ЦЖКУ», прокурор на момент обращения в суд с настоящим иском не обладал процессуальной правоспособностью, так как не представил доказательств проведения проверки по обращению граждан (т.3 л.д.2-8).

Третье лицо федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России также просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представив письменные пояснения, в которых указало, что в перечень его деятельности, определённый в Уставе учреждения, реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства не входит, так как в его уставную деятельность не входит эксплуатация имущества. Эксплуатацию военной инфраструктуры в военном городке <адрес>-1 осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» (т.2 л.д.211-212, 214-215).

Ответчик Минобороны России, третье лицо - федеральное казенное учреждение «Объединённое стратегическое командование Центрального военного округа» никаких объяснений по существу иска не представили.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения прокурора ФИО14, представителя администрации Топчихинского района Трусова Е.Д., изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом l части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р, предлагается уделять первоочередное внимание важным для здоровья потребителей областям, в том числе водоснабжению.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств (абзац третий пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее - ПТЭ), которые также предусматривают обязательное проведение капитального ремонта и реконструкции коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективной работы.

В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надёжное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Надзор за состоянием сети должен осуществляться путём осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети. На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надёжности разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов (пункты 2.10.5 - 2.10.6 ПТЭ).

Согласно пункту 2.10.20 ПТЭ к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами; ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.

При этом применительно к положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) водопроводная сеть является линейным объектом (пункт 10.1), водонасосная станция, водонапорная башня, резервуар запаса воды - объектами капитального строительства (пункт 10).

В соответствии с пунктом 14.2 названной статьи капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 14.3).

Частями 10, 18 статьи 52.2 ГрК РФ предусмотрено, что реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также при необходимости архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта осуществляется в соответствии с договором, заключаемым правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком с учётом требований настоящей статьи.

Увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик существующих линейных объектов или линейных объектов при их реконструкции, капитальном ремонте осуществляются за счёт средств правообладателей таких существующих линейных объектов, за исключением случаев, когда такие увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик обусловлены необходимостью соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бремя содержания принадлежащего ему имущества возложено на собственника (если иное не предусмотрено законом или договором).

В соответствии со статьёй 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из приведённых положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьёй 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях, в том числе по показателю качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2 части 1 статьи 11 указанного Закона).

В силу статьи 11 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

Безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 указанного Закона).

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из статьи 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу положений статьи 8 Федерального закона «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключённым на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1624).

В силу положений подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ , ФИО2 осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 для содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации было создано ФГБУ «ЦЖКУ» (т.2 л.д.64-65).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607 утверждён Устав ФГБУ «ЦЖКУ», согласно пункту 13 которого основной целью деятельности этого Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 данного Устава ФГБУ «ЦЖКУ» для достижения целей, указанных в пункте 13, осуществляет, в том числе деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение её до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; производство санитарно-технических работ; электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства (т.1 л.д.15-27, т.2 л.д.67-77).

В силу статьи 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГ объекты недвижимого имущества по передаточному акту /ВКХ от ДД.ММ.ГГ были переданы Сибирским территориальным управлением имущественных отношений Минобороны России в оперативное управление Центральному жилищно-коммунальному управлению ФИО2, в том числе – в военном городке <адрес> - водонасосная станция, инвентарный , сети водоснабжения протяжённостью 6580 м, водонапорная башня, инвентарный , резервуар запаса воды (т.1 л.д.69-70, 73, т.2 л.д.34-36, 44-63).

ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре недвижимости на основании этого ФИО1 и передаточного акта было зарегистрировано право оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» на это недвижимое имущество – нежилые здания резервуар запаса воды площадью 125 м2, кадастровый , водонапорную башню площадью 82 м2, литер 90, водонасосную станцию площадью 133 кв.м, литер 94, кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, военный городок , стр.224, 40, 57 соответственно (т.2, л.д.38-39, 43), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации сооружение сети водоснабжения протяжённостью 6580 м, кадастровый , расположенные по этому же адресу (т.2 л.д.40-42).

Письмом от ДД.ММ.ГГ начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу О.ФИО5 просил главу администрации <адрес> включить многоквартирные жилые дома, расположенные в военном городке <адрес>, в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» на 2014-2043 годы, ссылаясь на акты осеннего осмотра жилищного фонда ФИО2, находящегося в управлении ЖЭ(К)О (<адрес>), в которых указано о необходимости (на основании решения комиссии) капитального ремонта никогда капитально не ремонтировавшихся:

- ВНС инв. , 1958 года ввода в эксплуатацию, которая нуждается в восстановлении 69 кв.м разрушенной кирпичной кладки стен, ремонте сквозных вертикальных трещин стен длиной 4 м, шириной более 2 см, восстановлении 59 кв.м оштукатуренной поверхности стен, восстановлении вертикалей и углов в кладке стен, общестроительных работах (стоимость ремонтных работ 2500 тыс. руб.);

- водонапорной башни инв. , 1955 года ввода в эксплуатацию, которая нуждается в восстановлении 0,6 куб.м разрушенной кирпичной кладки ствола башни, восстановлении 420 кв.м оштукатуренной поверхности внутренних стен, восстановлении 20 кв.м отмостки, восстановлении 30 кв.м бетонных полов, ремонте металлического бака, электрооборудования, монтаже систем автоматики, общестроительных работах (стоимость ремонтных работ 3500 тыс. руб.);

- резервуара воды инв. , 1955 года ввода в эксплуатацию, который нуждается в замене 20 п.м труб Ду 150 мм, замене запорной арматуры Ду – 150 мм – 3 шт., Ду – 125 мм – 4 шт., общестроительных работах (стоимость ремонтных работ 800 тыс. руб.);

- сетей водоснабжения, 1955 года ввода в эксплуатацию, которые нуждаются замене 340 м труб Ду 125 мм, 810 м труб Ду 150 мм, замене запорной арматуры, общестроительных работах (стоимость ремонтных работ 1000 тыс. руб.) (т.1 л.д.30, 34).

ДД.ММ.ГГ врио командующего войсками Центрального военного округа М.Теплинским были утверждены тактико-технические задания на выполнение работ по объекту «Реконструкция системы водоотведения, очистных канализационных сооружений по адресу: <адрес>, в/г , в/ч 63753» и на проектирование, строительство и оформление лицензионно-разрешительной документации на артезианские скважины, водонасосную станцию 2 подъёма, водонапорную башню (<адрес>, в/г ), войсковой части 55121.

В основание для проектирования первого указана, в том числе длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта, нестабильная подача водоснабжения объектам, неудовлетворительное состояние объектов водоснабжения.

ФИО1 основным технико-экономическим показателям, изложенным в первом ТТЗ, на территории военного городка <адрес> расположен казарменно-жилищный фонд в/ч 63753 предельной численностью 850 человек и жилой фонд с численностью не менее 700 человек. Комплексные станции очистки воды отсутствуют (т.1 л.д.83-84, 188-189).

ФИО1 общим технико-экономическим показателям второго ТТЗ на территории военного городка <адрес> расположен казарменно-жилищный фонд в/ч 5512 предельной численностью 850 человек и жилой фонд с численностью не менее 700 человек. Водозабор воды из артезианских скважин ГП №, 222 осуществляется глубинными насосами ЭЦВ 6-10-80, ЭЦВ 8-25-100. По двум трубопроводам из полиэтилена (диаметр 100 мм длиной 385 м и 258 м) вода поступает в резервуар приёма воды и узел управления ГП (объём 250 м3). Далее вода поступает в водонасосную станцию II подъёма, оснащённую 3-мя насосами. Проектная производительность водозабора – 14,4 тыс. куб.м/год, 1200 куб.м/сутки, 50 куб.м/час, 0,0139 куб.м/<адрес> производительность водозабора – 10,08 тыс. куб.м/год, 840 куб.м/сутки, 35 куб.м/час, 0,0097 куб.м/с. Из насосной станции 2-го подъёма вода подаётся двумя трубопроводами (система подачи воды закольцована): трубопроводом диаметром 150 мм из стали – в наземный резервуар, расположенный в водонапорной башне ГП , и далее в распределительную сеть (протяжённостью 6650 м/п) потребителям. Комплексные станции очистки воды отсутствуют. Недостатки: износ вследствие длительной эксплуатации без капитального и текущего ремонта, резкое снижение эксплуатационных параметров (т.1 л.д.181-184).

ДД.ММ.ГГ начальник управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа В.Михайлов обратился к руководителю Департамента Минобороны России ФИО11 с письменной просьбой о включения системы водоснабжения и водоотведения военного городка (<адрес>) в Перечень объектов капитального строительства (реконструкции), ссылаясь на крайне неудовлетворительную ситуацию с состоянием систем водоснабжения и водоотведения на территории военного городка, несоответствие качества питьевой воды СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-01, необходимость строительства станции обезжелезивания, приложив тактико-технические задания на проектирование, строительство и оформление лицензионно-разрешительной документации на артезианские скважины, водонасосную станцию 2 подъёма, водонапорную башню и на выполнение работ по реконструкции системы водоотведения, очистных канализационных сооружений (т.1 л.д.180, т.2 л.д.78).

Письмом от ДД.ММ.ГГ начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу О.ФИО5 повторно направил главе администрации <адрес> техническую информацию, планируемый перечень работ по капитальному ремонту общего имущества с указанием периода проведения капитального ремонта, акты весеннего осмотра 2019 года по многоквартирным домам, находящегося в управлении ЖЭ(К)О (<адрес>), для включения их в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» на 2014-2043 годы, ссылаясь на то, что данные многоквартирные дома эксплуатируются более 50 лет без проведения капитального ремонта, находятся в 100-процентной собственности Минобороны России, переданы в управление ФГБУ «ЦЖКУ».

К данному письму приложен Перечень объектов, в том числе водопроводно-канализационного хозяйства, требующих капитального ремонта в 2021 году, в целом аналогичный по содержанию приведённому выше (т.1 л.д.39, 46).

Тем не менее, государственный контракт на выполнение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства в 2021-2022 годах заключён не был (т.1 л.д.55-56).

Восстановление 56 кв.м мягкой кровли, оштукатуривание, побелка стен ВНС со стоимостью материалов 204,16 тыс. руб. было включено только в утверждённый ДД.ММ.ГГ заместителем командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению План текущего ремонта собственными силами (в данном случае силами ЖКС (<адрес>)) объектов водопроводно-канализационного хозяйства филиала ФГБУ «ЦЖКУ» (по ЦВО) на 2022 г. (откорректированный) (т.1 л.д.59, 61).

В Перечень коммунальных объектов, требующих капитального ремонта в 2022 году, согласованный начальником отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа ДД.ММ.ГГ и утверждённый в тот же день заместителем командующего войсками Центрального военного округа (л.д.79-96), Перечень коммунальных объектов ФГБУ «ЦЖКУ», требующих капитального ремонта в 2022 году, согласованный руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России и утверждённый заместителем Министра обороны Российской Федерации (т.2 л.д.97-99), объекты водоснабжения военного городка <адрес>-1 включены не были.

В ответе от ДД.ММ.ГГ на запрос заместителя военного прокурора Барнаульского гарнизона начальник жилищно-коммунальной службы (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО О.ФИО5 сообщил, что не располагает информацией о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта объектов водоснабжения в/г <адрес> края (т.1 л.д.122-123).

ДД.ММ.ГГ врио заместителя командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению был утверждён Заявочный перечень коммунальных объектов филиала ФГБУ «ЦЖКУ» (по ЦВО), требующих капитального ремонта в 2023 году, в который вновь были включены:

- ВНС инв. , которая стала нуждаться не только в восстановлении 69 кв.м разрушенной кирпичной кладки стен, ремонте сквозных вертикальных трещин стен длиной 4 м, шириной более 2 см, восстановлении 59 кв.м оштукатуренной поверхности стен, восстановлении вертикалей и углов в кладке стен, но и в ремонте строительных конструкций (стоимость ремонтных работ 3100 тыс. руб.);

- водонапорная башня инв. , которая стала нуждаться не только в восстановлении 0,6 куб.м разрушенной кирпичной кладки ствола башни, восстановлении 420 кв.м оштукатуренной поверхности внутренних стен, восстановлении 20 кв.м отмостки, восстановлении 30 кв.м бетонных полов, ремонте металлического бака, электрооборудования, монтаже систем автоматики, но и в ремонте строительных конструкций (стоимость ремонтных работ 3900 тыс. руб.);

- резервуар воды инв. , который также стал дополнительно нуждаться в ремонте строительных конструкций (стоимость ремонтных работ 1000 тыс. руб.);

- сети водоснабжения, стоимость ремонтных работ которых возросла до 1150 тыс. руб.) (т.2 л.д.100, 107).

На основании исследованных доказательств суд полагает доказанным факт нахождения объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес>-1 в ненадлежащем состоянии. Необходимость их капитального ремонта подтверждается представленными в дело документами, которые ответчиками не оспорены.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО15 состояние водопроводной сети и других объектов водопроводного хозяйства военного городка <адрес>-1, отражённое в актах, не оспаривала.

Она поясняла, что ФГБУ «ЦЖКУ» неоднократно подавало заявки на включение этих объектов в план капитального ремонта, однако учреждение работает за счёт средств приведенных лимитов госзадания, а решение о финансировании капитального ремонта собственником не принято, несмотря на то, что решение о нуждаемости объектов именно в капитальном ремонте принималось комиссионно. Сети водоснабжения работоспособны, но малонадёжны. Также в капитальном ремонте нуждается водонасосная станция, водонапорная башня, в которой необходимо разбирать клапан, резервуар, в котором необходима замена стальных труб. Почему Минобороны России не включает объекты в план капитального ремонта, ей неизвестно.

Суд полагает, что ответчик Минобороны России, являясь собственником водопроводных сетей и других указанных в иске объектов водопроводно-канализационного хозяйства, также не был лишён возможности проверить их состояние с участием соответствующих специалистов, однако им этого сделано не было. То есть необходимость проведения именно капитального ремонта стороной ответчика не оспорена, несмотря на то, что в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ не только истец должен доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, но и ответчик обязан доказать свои возражения.

Как указано выше, ответчик Минобороны России возражений против удовлетворения исковых требований прокурора не представил, из чего следует вывод, что данные возражения у него отсутствуют.

При этом выявленное в судебном заседании состояние сетей и других объектов водопроводного хозяйства военного городка <адрес>-1 позволяет сделать вывод о необходимости их капитального ремонта, а поскольку их собственником является Минобороны России, то и вопросы, связанные с осуществлением расходов на поддержание данного имущества в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии, относятся к его компетенции.

Согласно подпункту 33 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ на ФИО2 возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Руководство), которое определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

Коммунально-эксплуатационное обеспечение – вид материально-технического обеспечения, включающий в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил (пункт 2).

В соответствии с пунктом 6 Руководства к коммунально-эксплуатационным органам (организациям) относятся, в том числе Департамент эксплуатационного содержания, Управление эксплуатации фондов центральных органов военного управления и подчинённые ему отделы, ФГБУ «ЦЖКУ».

На основании пунктов 14, 15 Руководства ФГБУ «ЦЖКУ» и входящие в его структуру жилищно-коммунальные отделы (ЖКО) и жилищно-коммунальные службы (ЖКС) несут ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; надлежащий учёт коммунальных ресурсов; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закреплённых на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ».

Согласно пунктам 44, 49 Руководства контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних и осенних) осмотров, по результатам которых ЖКС составляет акт осмотра объектов, в котором отражаются результаты осмотра, делаются выводы, предлагаются меры по устранению выявленных недостатков и составляются дефектные акты с ведомостью работ.

Таким образом, из положений вышеуказанного Руководства следует, что ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» в лице филиалов, в том числе и филиала по ЦВО, а также его структурных подразделений, обязано проводить мероприятия определению технического состояния и проведению мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию закреплённых за ним зданий и сооружений, в том числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес>-1.

Однако ответчиком Минобороны России не представлены суду доказательства выделения ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» денежных средств на проведение капитального ремонта указанных объектов, которые Министерством обороны не были включены в установленном порядке в план капитального ремонта.

Принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт необходимости проведения капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес>-1, а собственник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию данного имущества, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, что влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц, при этом, обязанность принятия решения о проведении капитального ремонта указанных объектов лежит на Минобороны России как на собственнике этих объектов, с учётом исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика Минобороны России обязанности организовать проведение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка <адрес> края, на ответчика – ФГБУ «ЦЖКУ» – обязанности провести капитальный ремонт этих объектов в пределах выделенных лимитов денежных средств.

Согласно положениям статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как указано выше, аналогичные положения закреплены в части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России закреплена пунктом 6 приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Таким образом, мнение ответчика ФГБУ «ЦЖКУ», что прокурор не обладает процессуальной правоспособностью, является ошибочным.

Также не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора приведённая представителем ФГБУ «ЦЖКУ» судебная практика, так как она не является источником права, кроме того, приведённые решения вынесены по конкретным делам при иных фактических обстоятельствах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования военного прокурора Барнаульского гарнизона удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ИНН , организовать проведение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края, в том числе путём утверждения подготовленных по итогам проведённого сезонного (весеннего) осмотра 2023 года подчинёнными подразделениями заявочного перечня объектов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, требующих капитального ремонта в 2024 году, в части перечисленных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, выделения на указанные цели соответствующих лимитов денежных ассигнований.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, ИНН , провести капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водопроводной сети общей протяжённостью 6580 м, водонасосной станции, водонапорной башни, а также резервуара запаса воды) военного городка <адрес> края в пределах выделенных лимитов денежных средств.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2023 г.

Судья                                                                                                         И.М. Кернечишина

2-7/2023 (2-391/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военная прокуратура Барнаульского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Другие
Администрация Топчихинского района
Трусов Евгений Дмитриевич
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Кочнев Илья Алексеевич
Срыбная Ирина Валентиновна
Суд
Топчихинский районный суд Алтайского края
Судья
Кернечишина Инна Михайловна
Дело на странице суда
topchihinsky--alt.sudrf.ru
03.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.10.2022Передача материалов судье
06.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.11.2022Предварительное судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
22.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023Дело оформлено
20.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее