Дело №2-2099/2023
24RS0048-01-2022-009508-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2023 года Советский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пермяковой А.А.,
при секретаре Ноздриной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абрамидзе А.С, к обществу с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» об обязании присоединения к электрическим сетям, взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Абрамидзе А.С. обратился в суд с исковым заявлением (л.д.5-10) к ООО «Красноярский жилищно- коммунальный комплекс» (далее по тексту ООО «КрасКом») требуя обязать ООО «КрасКом» в течении 10-ти рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему гражданскому делу в законную силу осуществить действе регламентированные «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в отношении энергопринимающих устройств гаражного бока № помещение № по адресу: <адрес> принадлежащего Абрамидзе А.С., а именно: разместить на официальном сайте общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно- коммунальный комплекс» или ином, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (Личный кабинет Потребителя): - условия типового Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861); - счет на оплату, предусмотренный п.103 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861); - технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с п.25 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны Заявителя и Сетевой организации, и проект Договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с пп. «л» п.9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №); - инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями Абрамидзе А.С. фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности. В случае отсутствия у Абрамидзе А.С. личного кабинета потребителя зарегистрировать указанный кабинет и сообщить Абрамидзе А.С. порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию Потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Взыскать ООО «КрасКом» в пользу Абрамидзе А.С. судебную неустойку в размере 5 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу со дня вступления его в законную силу и до дня фактического его исполнения, мотивируя требования тем, что ООО «КрасКом» фактически нарушает порядок технологического присоединения к электрическим сетям путем фактического отказа от заключения договора о технологическом присоединении.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ принятого в протокольной форме в соответствии с ч.2 ст.224 ГПК РФ к участи в деле в качестве третьих лиц не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ПАО «Россети Сибирь», Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, администрация г.Красноярска (л.д.72-73).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что действительно с ПАО «Россети Сибири» заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, но поскольку ООО «КрасКом» до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло, в том числе, деятельность по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям, обратился в суд исковым заявлением именно к ним.
В судебном заседании представитель ответчика – Нечепаева А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146) заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «КрасКом» утрачен статус сетевой организации, в связи, с чем у организации отсутствует обязанность по заключению с потребителем договора на технологическое присоединение (л.д.65-66).
В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибири» - Бобков И.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147) в судебном заседании пояснил, что с истцом заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок исполнения которого не наступил, ООО «КрасКом» утратило статус сетевой организации.
Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, администрации г.Красноярска. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, путем направления судебного извещения заказным письмом в соответствии с положениями ст.113 ГПК РФ (л.д.136), которое последними получено, что подтверждается возвращенными в адрес суда почтовыми уведомлениями (л.д.148-149).
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав присутствующих в судебном заседании участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок технологического присоединения объектов потребителей к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения энергоприиимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правилами технологического присоединения).
Правилами технологического присоединения установлено, что лицами, обязанными осуществлять технологическое присоединение объектов потребителей к электрическим сетям являются сетевые организации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора, (п.п.3, 6).
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила недискриминационного доступа), дано понятие сетевых организаций – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимагощих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация – коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 №184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – Критерии ТСО).
В соответствии с п.24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее – Правила госрегулирования) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
С момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, установлено судом, Абрамидзе А.С. является собственником гаражного бока № помещение № по адресу: <адрес> что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № выданное ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (л.д.15).
В целях присоединения гаражного бокса к источнику электроснабжения, ДД.ММ.ГГГГ Абрамидзе А.С. подана в ООО «КрасКом» заявка физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (л.д.13).
К указанной заявке были приложены документы, предусмотренные п.10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: ситуационный план расположения энергопринимающего устройства присоединяемого к сетям сетевой организации, Свидетельство о регистрации права собственности на гаражный бокс, копия паспорта заявителя (л.д.15-19).
В ответ на заявку, ООО «КрасКом» направило в адрес истца письмо от ДД.ММ.ГГГГ № «О присоединении к электрическим сетям», в котором потребовало от <данные изъяты> представить в ООО «КрасКом» согласования организации, осуществляющей управление объектов капитального строительства (гаражным массивом) по адресу: <адрес> на осуществление присоединения гаражного бокса №, помещение № от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита) (л.д.20).
В ответ на указанное требование, Абрамидзе А.С. было направил ООО «КрасКом» письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал о том, что вышеуказанное требование о представлении дополнительных документов является незаконным и основано на неправильном толковании ООО «КрасКом» пунктов № Правил № (л.д.22-23).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «КрасКом» повторно потребовало от истца представить в ООО «КрасКом» согласования организации, осуществляющей управление объектов капитального строительства (гаражным массивом) по адресу: <адрес> на осуществление присоединения гаражного бокса №, помещение 2, от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита) (л.д.24).
Полагая, что указанное требование ООО «КрасКом» является нарушением правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), за которое предусмотрена административная ответственность ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, истец обратился с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на действия ООО «КрасКом».
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ Красноярским УФАС возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «КрасКом».
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «КрасКом» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ (л.д.25-29).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и Постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении (л.д.30-53).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «КрасКом» в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.54).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ООО «КрасКом» в нарушение п.105 Правил № получив заявку от Абрамидзе А.С. должно было в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить ответ о несоответствии заявки, либо в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить на официальном сайте или ином правовом сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством РФ в отдельном разделе (личном кабинете): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно Правил для соответствующей категории заявителей; счет на оплату технологического присоединения по договору; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что ООО «КрасКом» нарушены права истца в части подключения к электрическим сетям, что установлено, в том числе вступившими в законную силу Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и Постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9.
Между тем, исковые требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из представленных документов, а именно письма Министерства тарифной политики Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «КрасКом» утрачен статус сетевой организации, в связи с чем у него отсутствует обязанность по заключению с потребителями договоров на технологическое присоединение, в связи с чем на основании Договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «КрасКом» и ПАО «Россети Сибири», ООО «КрасКом» передало имущество, в том числе электрические сети (л.д.67, 81-93).
Принимая во внимание, что письмом исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство тарифной политики Красноярского края уведомило ООО «КрасКом» о его несоответствии с ДД.ММ.ГГГГ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015г. №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», связи, с чем с ДД.ММ.ГГГГ ООО «КрасКом» утрачен статус сетевой организации, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в связи с утратой статуса сетевой организации в соответствии с положениями Правилами технологического присоединения энергоприиимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правилами технологического присоединения), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 01.01.2023 года ООО «КрасКом» не является лицом, обязанным заключать договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям объектов заявителей, что указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в том числе взыскании неустойки, поскольку согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» решение, являясь актом правосудия, должно быть исполнимым и окончательно разрешающим спор по существу заявленных требований, что также отражено в определении Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 №2289-0, согласно которому положения ч.2 ст.13 и ст.210 ГПК РФ, устанавливающие обязательность и исполнимость судебного постановления как свойства его законной силы, направлены на реализацию положения ст.46 (части 1) Конституции РФ.
Выполнение действий по технологическому присоединению лицами, не обладающими полномочиями сетевой организации, будет указывать на нарушение установленного законом порядка технологического присоединения, что приведет к признанию такого присоединения самовольным и возникновению со стороны потребителя бездоговорного потребления электрической энергии с применением последствий, установленных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (п.п.2, 166, 177, 178, 189, п.2 приложения №3).
Из материалов дела следует, что в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 с использованием личного кабинета заявителя между ПАО «Россети Сибири» (сетевая организация) и Абрамидзе А.С. (заявитель) заключен Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которого, сетевая организация приняла на себя обязательства в соответствии с техническими условиями осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя склада, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств отсутствует; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,23 кВт.; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 10 кВт. (п.1). Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения склада, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.126).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абрамидзе А.С, к обществу с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» об обязании присоединения к электрическим сетям, взыскании неустойки, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Пермякова
Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.