УИД 04RS0021-01-2023-004698-36
№2-199/24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Потёмкиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксентьевой Анастасии Игоревны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд, Аксентьева А.И. с учетом уточнений просит признать решение ответчика об отказе в назначении пенсии по потере кормильца незаконным, установить факт нахождения ее на иждивении отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержал в полномобъеме.
В судебном заседании истец Аксентьева А.И. и ее представитель по устной доверенности Аксентьева Е.С. исковые требования поддержали и суду пояснили, что истец состояла на иждивении своего отца ФИО1 по день его смерти ДД.ММ.ГГГГ. Свою заработную плату истец потратила на приобретение нового телефона, поездку в .... Просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Прилепова Ю.П. исковые требования не признала и суду пояснила, что истец имела постоянный заработок, который превышал прожиточный минимум. Просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшего одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершегокормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. ( ч.3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»)
В силу ч.ч.4, 4.1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (кроме детей, достигших возраста 18 лет, указанных в части 4.1 настоящей статьи).Предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Аксентьева А.И. обратилась в Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (далее -ОПРФ по Республике Бурятия) с заявлением о назначении социальной и страховой пенсии по случаю потери кормильца.
17.11.2023годаОПРФ по Республике Бурятия вынес решения об отказе в назначении социальной и страховой пенсии, указав, что представленные документы не подтверждают нахождение Аксентьевой А.И. на иждивении умершего отца ФИО1.
Также судом установлено, что истец Аксентьева А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является дочерью ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец Аксентьева А.И. является студенткой 2 курса », очная форма обучения, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, истец Аксентьева А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала специалистом по учебно-методической работе
Проверяя довод иска о том, что Аксентьева состояла на иждивении своего отца и вправе получать пенсию по потере кормильца, суд пришел к следующему.
В силу п. 3 ст. 10 названного закона - члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, принятым в действующем законодательстве смыслом понятия "иждивение" является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 N 407-О).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства РБ от 26.12.2022 N 819 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Бурятия на 2023 год" установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения - 17079 руб.
Из материалов дела следует, что отец истца ФИО1 по день смерти состоял в трудовых отношениях в », за 2023год имел средний месячный заработок в размере 46,9тыс.руб на руки ( после оплаты налога на доходы физических лиц).
Истец Аксентьева имела средний месячный заработок в 2022году в размере 30,2тыс.руб, в 2023году – 28,8тыс.руб. на руки ( после оплаты налога на доходы физических лиц). Кроме того, получала стипендию в размере 2,2тыс.руб (с сентября 2023год -2,8тыс.руб).
Так, из пояснений свидетелей Свидетель №1 (бабушка истца) и Свидетель №2 (подруга родителей истца) следует, что отец истца ФИО1 работал на вахте, размер его заработка им не известен. Указали, что Аксентьев И.Н. помогал материально дочери, купил дочери сезонную одежду (пуховик и обувь), компьютер.
Из представленной банковской выписки следует, что истец от отца получила денежные средства. Так, 2023году в августе получила от отца 11300руб, в июле -500руб, в июне – 13345руб, апреле – 7400руб, марте- 1700руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Аксентьева на момент смерти отца имела стабильный самостоятельный доход в виде заработной платы, размер которой превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Бурятия. При этом, суд отмечает, что заработок отца не значительно превышает заработок дочери, тогда как на его иждивении находился несовершеннолетний сын.
При этом, доход отца не являлся для нее основным источником средств к существованию. Из представленных доказательств суд пришел к выводу о том, что материальная помощь отца дочери носила разовый характер, а не постоянный.
Таким образом, истцом Аксентьевой не представлено убедительных и достоверных доказательств того, что она находился на иждивении отца по день его смерти, то есть оставалась на его полном содержании или получала от него такую помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Сведений, свидетельствующих о постоянном характере помощи со стороны отца, которая была не разовой и не единовременной, и оказывалась систематически, в подтверждение доводов иска о том, что умерший взял на себя заботу о содержании дочери, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, факт нахождения истца на иждивении отца при рассмотрении настоящего дела своего подтверждения не нашел. В связи с чем, оснований дляудовлетворении иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 198 и 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Аксентьевой Анастасии Игоревны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ИНН 0323048828) о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 05.02.2024 года.
Судья п\пТ.В.Цыбикдоржиева