Мотивированное решение суда изготовлено 04.06.2024
Гражданское дело № 2-1618/2024
66RS0006-01-2024-000506-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 мая 2024 года г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Шевелевой А.В.,
при помощнике судьи Птицыной Н.А.,
с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Филимоновой А.А., представителя истца Рябининой С.М., представителя ответчика Танкиева Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Екатеринбурга к Суходоевой Р. С., обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП-«Эльмаш», Низаевой А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, возложении обязанности принять причитающееся возмещение за изымаемое жилое помещение, о признании права муниципальной собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, отмене ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий,
установил:
Администрация г. Екатеринбурга обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение представляет собой квартиру общей площадью 42,9 кв.м, кадастровый < № > по адресу: < адрес >. Указанное жилое помещение принадлежит ответчику Суходоевой Р.С. на праве собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН от 18.01.2024. Согласно справке МКУ «Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере» от 18.01.2024 в данной квартире на данный момент никто не зарегистрирован. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.03.2021 < № > многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Низаевой А.В., являющейся на момент вынесения постановления собственником изымаемого жилого помещения, были вручены требования от 11.03.2021 о сносе аварийного дома с установлением срока совершения данных действий – до 14.06.2021. От осуществления самостоятельного сноса Низаева А.В. отказалась. До настоящего времени собственником жилого помещения не осуществлен снос либо реконструкцию объекта, заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию или снос аварийного дома в Администрацию г. Екатеринбурга не подавались. Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 07.09.2021 < № > было принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем; указанное постановление было направлено в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по УрФО» письмом от 14.09.2021 < № >. В соответствии с приложением к указанному постановлению изъятию, в числе прочих, подлежит принадлежащее ответчику Суходоевой Р.С. жилое помещение. Для определения размера возмещения за изъятие у ответчика квартиры специалистом ООО «ЗСК-Центр» была проведена оценка спорного жилого помещения. Согласно отчету об оценке размер возмещения на 28.08.2023 составил 3164 800 руб., в том числе, рыночная стоимость жилого помещения, включая долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельный участок) определена в размере 2 918000 руб., размер убытков, связанных с изъятием жилого помещения, составляет 246 800 рублей. Указанный отчет об оценке получил положительное экспертное заключение, что подтверждается заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз оценщиков» < № > от 15.09.2023. Во исполнение ч. 4 ст. 32 ЖК РФ Суходоеву Е.А., являющемуся на тот момент собственником спорного жилого помещения, был передан проект соглашения об изъятии спорного жилого помещения на вышеуказанных условиях, что подтверждается его подписью на сопроводительном письме. До настоящего времени соглашения с ответчиком о размере возмещения не достигнуто.
В исковом заявлении истец просит изъять у Суходоевой Р. С. жилое помещение – квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > для муниципальных нужд путем выкупа с выплатой ей в качестве возмещения денежной суммы в размере 3164 800 руб.;
возложить на Суходоеву Р. С. обязанность принять от Администрации г. Екатеринбурга причитающееся ей возмещение за изымаемое жилое помещение и предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств;
прекратить право собственности Суходоевой Р. С. на изымаемое жилое помещение - квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес >;
признать право собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > за муниципальным образованием «город Екатеринбург»;
признать Суходоеву Р. С. утратившей право пользования жилым помещением – квартирой общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес >;
отменить ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий < № >, наложенное постановлением судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г. Екатеринбурга от 13.12.2023 в отношении жилого помещения – квартиры, общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес >.
В судебном заседании представитель истца Рябинина С.М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Суходоевой Р.С. – Танкиев Р.Я. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, с размером выкупной стоимости, предложенной Администрацией г. Екатеринбурга в размере 3164 800 руб., согласился.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, связанных, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», где указано, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункт 2).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10).
Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации (пункт 13).
Согласно статье 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения (пункт 2).
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3).
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд (пункт 4).
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 02.03.2021 < № > многоквартирный дом по адресу: < адрес > признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно сведениям ЕГРН ответчик Суходоева Р.С. является собственником квартиры < № > общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > в указанном многоквартирном доме, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 27.10.2023.
В связи с признанием дома аварийным, собственникам помещений, расположенных в нем, были направлены требования о сносе аварийного дома в срок до 14.06.2021.
Поскольку снос либо реконструкция дома в установленные для этого сроки произведены не были, с заявлением на получение разрешения на строительство, реконструкцию или снос указанного аварийного дома собственники жилых помещений не обращались, Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 07.09.2021 < № > принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем.
Как следует из материалов дела, спор относительно процедуры изъятия между сторонами отсутствует, при рассмотрении дела по существу в судебном заседании представителем ответчика Суходоевой Р.С. – Танкиевым Р.Я. исковые требования признаны в полном объеме, с размером выкупной стоимости, предложенной Администрацией г. Екатеринбурга, в размере 3164 800 рублей он согласился.
Суд, разрешая заявленные требования, принимает во внимание оформленное в соответствии с действующим процессуальным законом признание стороной ответчика исковых требований и полагает возможным положить его в основу решения суда.
В соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Последствия принятия судом признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем взята соответствующая расписка.
Учитывая, что последствия принятия судом признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, само по себе признание иска прав иных лиц не нарушает, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Размер выкупной стоимости, с которым согласилась сторона ответчика, определен на основании представленного истцом отчета ООО «ЗСК-Центр» < № > от 28.08.2023 на дату проведения оценки 24.07.2023, который никем по делу не оспорен.
При таких обстоятельствах, учитывая признание стороной ответчика заявленных исковых требований в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) является его выселение из этого жилого помещения, в связи с чем, требования о признании ответчика утратившим право пользования изымаемым жилым помещением, учитывая, что фактически ответчик не проживает в спорном жилом помещении, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела также следует, что в отношении спорного жилого помещения имеется ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий < № >, наложенное постановлением судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г. Екатеринбурга от 13.12.2023.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
По смыслу статьи 119 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В п. 51 указанного постановления разъяснено, что ответчиками по таким искам являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 13.12.2023 о запрете на совершение регистрационных действий в отношении спорного жилого помещения оно в собственности должника Низаевой А.В. не находилось, право собственности ответчика Суходоевой Р.С. зарегистрировано в ЕГРН 27.10.2023.
При таких обстоятельствах, также учитывая, что многоквартирный дом, где находится спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, земельный участок под ним – изъятию для муниципальных нужд, суд приходит к выводу о том, что требования истца об отмене ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Изъять у Суходоевой Р. С., < дд.мм.гггг > года рождения (паспорт < № > от 28.02.2005) жилое помещение – квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > для муниципальных нужд путем выкупа с выплатой ей в качестве возмещения денежной суммы в размере 3164 800 рублей.
Взыскать с Администрации г. Екатеринбурга в пользу Суходоевой Р. С., < дд.мм.гггг > года рождения (паспорт < № > от 28.02.2005) выкупную цену за жилое помещение – квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > в размере 3164 800 рублей.
Возложить на Суходоеву Р. С., < дд.мм.гггг > года рождения (паспорт < № > от 28.02.2005) обязанность принять от Администрации г. Екатеринбурга причитающееся ей возмещение за изымаемое жилое помещение – квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > в размере 3164 800 рублей и предоставить банковские реквизиты для перечисления указанных денежных средств.
Прекратить право собственности Суходоевой Р. С., < дд.мм.гггг > года рождения (паспорт < № > от 28.02.2005) на изымаемое жилое помещение - квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > с момента выплаты выкупной цены в полном объеме.
Признать право собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес > за муниципальным образованием «город Екатеринбург».
Признать Суходоеву Р. С., < дд.мм.гггг > года рождения (паспорт < № > от 28.02.2005) утратившей право пользования жилым помещением – квартирой общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес >.
Отменить ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий < № >, наложенное постановлением судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского РОСП г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > в отношении жилого помещения – квартиры, общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый < № > по адресу: < адрес >.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.В. Шевелева