УИД: 38RS0030-01-2023-002975-95
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2024 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Довгаль Е.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,
с участием представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Бушуева М.А.,
в отсутствие ответчика Смоленским А.В., представителя третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61/2024 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора к Смоленскому А.В. о возложении обязанности создать минерализованную полосу на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований указано, что Усть-Илимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации Министерства лесного комплекса Иркутской области о результатах проведенных мероприятий в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в истекшем периоде 2023 года. В ходе проверки установлено, что по результатам патрулирования должностными лицами министерства выявлены участки, граничащие с участками, входящими в состав земель лесного фонда, на которых допущены нарушения п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Нарушения установлены в том числе на участке, расположенном по адресу: <адрес>, с правой стороны от земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3062191 кв. м, с кадастровым номером №. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок находится во временном владении и пользовании у Смоленским А.В. Отчетом о проведении выездного обследования по заданию от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на земельном участке отсутствует минерализованная полоса, что создает угрозу лесным насаждениям в пожароопасный период, нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать Смоленским А.В. создать минерализованную полосу на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно заявлению об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ Усть-Илимский межрайонный прокурор просил суд обязать Смоленским А.В. создать минерализованную полосу по всему периметру земельного участка с кадастровым номером № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Бушуев М.А. поддержал исковые требования в полном объеме с учетом заявления об уточнении исковых требований, дополнительно пояснил, что ширина минерализованной полосы должна быть не менее 1,4 м.
Ответчик Смоленским А.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своевременно, в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) путем направления судебного извещения с приложенными к нему документами заказным письмом с уведомлением о вручении по имеющемуся в материалах дела адресу фактического проживания и регистрации, который подтвержден адресной справкой. Почтовое отправление возвращено в адрес суда по истечении сроков хранения.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом, своевременно, причины неявки суду не известны.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Согласно части 2 указанной статьи лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В соответствии с пунктом 68 вышеназванного Постановления статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно статье 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с частью 1 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд принял все необходимые меры к надлежащему извещению ответчика, который, пользуясь своими процессуальными правами, не обеспечил возможность передачи ему заказной почтовой корреспонденции и не представил сведений о причинах, объективно препятствовавших получению судебной заказной почтовой корреспонденции. Данных об ином месте жительства ответчика материалы дела не содержат, как не содержат и заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие. Сведениями о том, что неявка ответчика обусловлена уважительными причинами, суд не располагает.
Нежелание ответчика получать извещение о явке и непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании свидетельствует об его уклонении от участия в процессе и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию. В связи с чем суд признает причину неявки ответчика неуважительной и в силу статьи 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) основными принципами лесного законодательства являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 2 статьи 11 ЛК РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В силу статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно статье 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» и Смоленским А.В., Смоленским А.В. передан во временное возмездное пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:17:069101:309, расположенный по адресу: <адрес>, с правой стороны от земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования участка: ведение фермерского хозяйства, общая площадь 3062191 кв. м.
По условиям договора срок аренды участка составляет 49 лет, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях; несет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с заданием от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование кварталов 269, 299, 227 Кеульской дачи, кварталов 23, 24 Тушамской дачи Невонского участкового лесничества Илимского лесничества с целью выявления нарушений (несоответствий) лесного законодательства.
Согласно отчету о проведении выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в кварталах 23, 24 Тушамской дачи, кварталах 227, 265 Кеульской дачи Невонского участкового лесничества Илимского лесничества отсутствует минерализованная полоса по периметру.
Из сведений об участках, граничащих с землями лесного фонда, Государственного казенного учреждения Иркутской области «Илимское лесничество» следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:17:069101:309, граничит с участком земель лесного фонда - квартал 24 Тушамской дачи Невонского участкового лесничества.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы, условия договора аренды земельного участка, суд приходит к выводу о том, что обязанность по созданию минерализованной полосы на спорном арендуемом земельном участке несет арендатор Смоленским А.В.
Доказательств создания минерализованной полосы на спорном земельном участке ответчиком в судебное заседание не представлено.
Неисполнение ответчиком обязанности по созданию минерализованной полосы создает угрозу лесным насаждениям в пожароопасный период, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из статьи 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. По смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, с учетом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, местоположения земельного участка, времени года, климатических условий местности, где будут выполняться работы, а также объема подлежащих выполнению работ, суд находит разумным и обоснованным установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности до 01.06.2024.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному спору составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора к Смоленскому А.В. о возложении обязанности создать минерализованную полосу на земельном участке удовлетворить.
Обязать Смоленского А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ), создать минерализованную полосу по периметру земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, с правой стороны от земельного участка с кадастровым номером №, шириной не менее 1,4 метра в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать со Смоленского А.В. в доход муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Е.В. Довгаль
Мотивированное заочное решение изготовлено 19.01.2024