Дело № 2- 127 / 2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Белый 3 октября 2014 года
Бельский районный суд Тверской области в составе :
председательствующего судьи Новиковой С.А.,
при секретаре Новиковой М.В.,
с участием заместителя прокурора Бельского района Горбачёва К.И.,
представителей ответчиков - администрации городского поселения - город Белый - Петракова С.В. и МУП <данные изъяты> - Жегуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бельского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц – потребителей услуг теплоснабжения – к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению котельной №1 резервным независимым источником энергоснабжения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Бельского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц – потребителей услуг теплоснабжения обратился в суд с иском к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению котельной №1 резервным независимым источником энергоснабжения.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности муниципального образования городское поселение г. Белый, Бельского МУП <данные изъяты> являющегося поставщиком услуги теплоснабжения в части обеспечения бесперебойного предоставления услуги теплоснабжения
Учредителем МУП <данные изъяты> является администрация городского поселения – город Белый, так как в соответствии с п.4 ст.7 Устава муниципального образования городское поселение - город Белый к вопросам местного значения поселении, в том числе отнесено организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения.
В соответствии СП.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.34 Устава муниципального образования -городское поселение – город Белый администрация городского поселения - город Белый организует в границах городского поселения - город Белый электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения.
В соответствии с Уставом МУП <данные изъяты>, данное предприятие
осуществляет следующие виды деятельности : содержание, эксплуатация и
обслуживание, а также капитальный и текущий ремонт теплоэнергетических
установок, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, очистных
сооружений, станций перекачки, артскважин, т.е. является
ресурсоснабжающей организацией, поставщиком коммунальных услуг, в
частности предоставляет услуги теплоснабжения населению г. Белого и
юридическим лицам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищного кодекса РФ, иных нормативно-правовых актов каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизни.
Положениями подпунктов «в» и «г» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N354, определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах.
Приложением №1 к указанным Правилам предусмотрены требования к
бесперебойному круглосуточному отоплению в течение отопительного периода,
когда допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более
24 часов (суммарно) течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при
температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 со до нормативной, не
более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях
от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха
в жилых помещениях от+8 °Сдо+10°С.
Согласно п.47 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442 (в ред. от 10.02.2014г.) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с требованиями п.14(1) Правил технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 27.12.2004года N861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надёжности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя
электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется
заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
В соответствии с требованиями п.1 и 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся: Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В соответствии с п.4.2 СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденных постановлением Госстроя России от 24.06.2003г. №110, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории :
Первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494, например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.
Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: жилых и общественных зданий до 12 °С; промышленных зданий до 8 °С.
Третья категория - остальные потребители.
В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Согласно пункту 1.2.18. «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. N204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок", в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники,
не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п.1.2.20 «Правил устройства электроустановок» электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В силу п.1.2.21 «Правил устройства электроустановок» для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что котельную №1 эксплуатирует муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты>.
Указанная котельная генерирует тепловую энергию на нужды отопления многоквартирных жилых домов, МОУ ДОД ДЮСШ, Детского сада №3, ГБУЗ «Бельская ЦРБ».
Таким образом, указанная котельная в силу п.1.12 СНиП П-35-76 «Котельные установки» относится ко второй категории по надежности отпуска тепла потребителям.
Согласно предоставленной МУП <данные изъяты> информации резервный независимый источник электроснабжения отсутствует.
Таким образом, указанная котельная, электроприемники которой в силу закона относятся ко второй группе надежности, в нарушение требований законодательства не обеспечена электроэнергией от двух независимых взаимно-резервирующих источников питания.
Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления.
МУП <данные изъяты>, являясь организацией, осуществляющей эксплуатацию котельной, генерирующей тепловую энергию для нужд жилого фонда и объектов социального назначения и жилого фонда, ограничение поставки тепловой энергии которого может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб, не обеспечило котельную вторым независимым резервным источником энергоснабжения.
Администрация городского поселения – город Белый, являющаяся собственником имущества МУП <данные изъяты>, в том числе указанной котельной, также не приняла мер к обеспечению котельной вторым независимым резервным источником энергоснабжения.
Надлежащая подготовка котельных к эксплуатации в зимних условиях и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг могут быть достигнуты только при условии выполнения всех требований законодательства, регулирующего порядок технической эксплуатации котельных.
В целях устранения указанных нарушений главе администрации городского поселения - город Белый было внесено представление, которое было рассмотрено, однако меры по обеспечению котельных резервными источниками электроснабжения приняты не были.
Указанный факты свидетельствуют о невыполнении администрацией МО городское поселение - город Белый требований ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации в границах поселения теплоснабжения населения, что существенно нарушает жилищные права граждан, негативным образом сказывается на степени подготовленности объектов ЖКХ к прохождению отопительного сезона, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций в виде отсутствия теплоснабжения социальных объектов и населения, вызвать социальную напряженность в районе, а также послужить причиной аварий на объектах коммунальной инфраструктуры с причинением значительного материального ущерба.
В судебном заседании заместитель прокурора Бельского района Горбачёв К.И. исковые требования уточнил, просит обязать администрацию городского поселения – город Белый в срок до 15 ноября 2014 года приобрести резервный независимый источник энергоснабжения, а МУП <данные изъяты> - в срок доя 1 декабря 2014 года установить резервный независимый источник энергоснабжения в котельной №1.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского поселения – город Белый - Петраков С.В., действующий на основании доверенности №5 от 26 сентября 2014 года, требования прокурора Бельского района Тверской области признал полностью и пояснил, что, администрация городского поселения - город Белый является собственником муниципального имущества, в состав которого входит котельная №1, расположенная на ул.Правды в г.Белом. 24 июня 2013 года данное имущество было передано в безвозмездное пользование МУП <данные изъяты>, учредителем которого является. Резервный источник энергоснабжения для котельной №1 не приобретён до настоящего времени из-за отсутствия денежных средств. Однако данный вопрос в настоящее время решается, к середине ноября 2014 года источник будет приобретён.
Представитель ответчика - муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> Жигунова Т.А., действующая на основании доверенности от 30 октября 2013 года, в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что котельная №1 отапливает жилые дома и различные учреждения на территории города Белого. Как только резервный источник энергоснабжения будет приобретён собственником муниципального имущества – администрацией городского поселения – город Белый, он незамедлительно будет установлен в котельной №1.
Выслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся : организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, что также закреплено в п.4 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования городское поселение – город Белый.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения населения в границах городского поселения - город Белый возложены на органы местного самоуправления – администрацию городского поселения – город Белый.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно указанному Постановлению Правительства под коммунальными ресурсами понимаются : холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч.1 ст.543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
1 апреля 2014 года между Открытым акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» и муниципальным унитарным предприятием городского поселения – город Белый <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения № 69520133. Согласно условиям указанного договора (пункты 2.3.4 и 2.3.5) потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) значения показателей качества электрической энергии (мощности), обусловленные работой энергопринимающих устройств потребителя, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе соблюдать соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств). Поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учёта электрической энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств, а также обеспечивать поддержание установленных автономных резервных источников питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан-потребителей, использующих электроэнергию для бытового потребления.
Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002г. №204 данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки (п.1.1.1) (далее Правила).
Требования данных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п.1.1.1).
Согласно п.1.1.3 названных Правил электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
В силу п.1.2.7 названных правил электроприемник – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
В соответствии с п.1.2.17 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Согласно п.1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники распределяются на три категории:
Электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Как следует из п.1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источниковпитания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённым Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115, введенным в действие с 01.10.2003г., электрооборудование тепловых энергоустановок (к которым относятся и котельные) должно соответствовать правилам устройства энергоустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.3).
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют, в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно акту приёма-передачи от 22 декабря 2008 года здание котельной №1, расположенное на ул.Правды в г.Белом, администрацией Бельского района передано в муниципальную собственность городского поселения – город Белый.
На основании договора №2 от 24 июня 2013 года указанная котельная администрацией городского поселения – город Белый передана в безвозмездное пользование МУП <данные изъяты>.
Согласно пункту 1.6 Устава МУП <данные изъяты> собственником имущества предприятия является администрация городского поселения – город Белый.
Из акта осмотра котельной №1 от 10 сентября 2014 года усматривается, что данная котельная снабжается электроэнергией от одного ввода, резервным источником электроснабжения не оснащена.
Согласно государственному контракту теплоснабжения от 23 декабря 2013 года и контракту на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 23 декабря 2013 года среди потребителей теплоэнергии от котельной №1 значатся детское образовательное учреждение «Детский сад №3» и ГБУЗ «Бельская центральная районная больница».
Как установлено в судебном заседании указанная котельная подает тепловую энергию в том числе на жилые дома. Перерыв энергоснабжения на указанных объектах может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья людей, а также значительный материальный ущерб.
Таким образом, на основании Приказа Министерства энергетики от 20 июня 2003 года №242 «Об утверждении правил устройства электроустановок», Постановления Правительства РФ от 2 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Приказа Минэнерго от 6 июня 2013 года №290 «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики», Приказа Минэнерго от 27 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», и Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наличие резервных источников снабжения электрической энергией на котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом, должно быть обеспечено.
В силу ст.210 ГПК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.
В судебном заседании совокупностью доказательств установлено, что котельная №1 в настоящее время не оборудована резервным источником питания.
При указанных обстоятельствах, с целью предотвращения угрозы надежности теплоснабжения объектов социальной сферы, многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения - город Белый, суд считает необходимым исковые требования, заявленные прокурором удовлетворить, и возложить на администрацию городского поселения - город Белый и МУП <данные изъяты> в пределах их компетенции обязанность обеспечить указанную котельную резервными источниками электропитания.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что срок для исполнения обязанности ответчиков по обеспечению котельной №1 резервным источником электропитания до 1 декабря 2014 года с учетом продолжительности процедуры оформления технической документации по выполнению предстоящих работ, учитывая начало отопительного периода, является разумным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобождён при подаче иска в суд.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика – администрации городского поселения – город Белый - не подлежит, с ответчика – МУП <данные изъяты> - подлежит взысканию в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения – город Белый Тверской области в срок до 01 декабря 2014 года приобрести для котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом Тверской области, независимый резервный источник энергоснабжения.
Обязать муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> в срок до 05 декабря 2014 года установить независимый резервный источник энергоснабжения в котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом Тверской области.
Взыскать с МУП <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четырёх тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2014 года.
Председательствующий С.А. Новикова.
Дело № 2- 127 / 2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Белый 3 октября 2014 года
Бельский районный суд Тверской области в составе :
председательствующего судьи Новиковой С.А.,
при секретаре Новиковой М.В.,
с участием заместителя прокурора Бельского района Горбачёва К.И.,
представителей ответчиков - администрации городского поселения - город Белый - Петракова С.В. и МУП <данные изъяты> - Жегуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бельского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц – потребителей услуг теплоснабжения – к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению котельной №1 резервным независимым источником энергоснабжения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Бельского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц – потребителей услуг теплоснабжения обратился в суд с иском к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> о возложении обязанности по обеспечению котельной №1 резервным независимым источником энергоснабжения.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности муниципального образования городское поселение г. Белый, Бельского МУП <данные изъяты> являющегося поставщиком услуги теплоснабжения в части обеспечения бесперебойного предоставления услуги теплоснабжения
Учредителем МУП <данные изъяты> является администрация городского поселения – город Белый, так как в соответствии с п.4 ст.7 Устава муниципального образования городское поселение - город Белый к вопросам местного значения поселении, в том числе отнесено организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения.
В соответствии СП.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.34 Устава муниципального образования -городское поселение – город Белый администрация городского поселения - город Белый организует в границах городского поселения - город Белый электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения.
В соответствии с Уставом МУП <данные изъяты>, данное предприятие
осуществляет следующие виды деятельности : содержание, эксплуатация и
обслуживание, а также капитальный и текущий ремонт теплоэнергетических
установок, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, очистных
сооружений, станций перекачки, артскважин, т.е. является
ресурсоснабжающей организацией, поставщиком коммунальных услуг, в
частности предоставляет услуги теплоснабжения населению г. Белого и
юридическим лицам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищного кодекса РФ, иных нормативно-правовых актов каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизни.
Положениями подпунктов «в» и «г» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N354, определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах.
Приложением №1 к указанным Правилам предусмотрены требования к
бесперебойному круглосуточному отоплению в течение отопительного периода,
когда допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более
24 часов (суммарно) течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при
температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 со до нормативной, не
более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях
от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха
в жилых помещениях от+8 °Сдо+10°С.
Согласно п.47 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442 (в ред. от 10.02.2014г.) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с требованиями п.14(1) Правил технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 27.12.2004года N861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надёжности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя
электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется
заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.
В соответствии с требованиями п.1 и 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся: Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В соответствии с п.4.2 СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденных постановлением Госстроя России от 24.06.2003г. №110, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории :
Первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494, например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.
Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: жилых и общественных зданий до 12 °С; промышленных зданий до 8 °С.
Третья категория - остальные потребители.
В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Согласно пункту 1.2.18. «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. N204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок", в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники,
не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п.1.2.20 «Правил устройства электроустановок» электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В силу п.1.2.21 «Правил устройства электроустановок» для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что котельную №1 эксплуатирует муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты>.
Указанная котельная генерирует тепловую энергию на нужды отопления многоквартирных жилых домов, МОУ ДОД ДЮСШ, Детского сада №3, ГБУЗ «Бельская ЦРБ».
Таким образом, указанная котельная в силу п.1.12 СНиП П-35-76 «Котельные установки» относится ко второй категории по надежности отпуска тепла потребителям.
Согласно предоставленной МУП <данные изъяты> информации резервный независимый источник электроснабжения отсутствует.
Таким образом, указанная котельная, электроприемники которой в силу закона относятся ко второй группе надежности, в нарушение требований законодательства не обеспечена электроэнергией от двух независимых взаимно-резервирующих источников питания.
Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления.
МУП <данные изъяты>, являясь организацией, осуществляющей эксплуатацию котельной, генерирующей тепловую энергию для нужд жилого фонда и объектов социального назначения и жилого фонда, ограничение поставки тепловой энергии которого может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб, не обеспечило котельную вторым независимым резервным источником энергоснабжения.
Администрация городского поселения – город Белый, являющаяся собственником имущества МУП <данные изъяты>, в том числе указанной котельной, также не приняла мер к обеспечению котельной вторым независимым резервным источником энергоснабжения.
Надлежащая подготовка котельных к эксплуатации в зимних условиях и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг могут быть достигнуты только при условии выполнения всех требований законодательства, регулирующего порядок технической эксплуатации котельных.
В целях устранения указанных нарушений главе администрации городского поселения - город Белый было внесено представление, которое было рассмотрено, однако меры по обеспечению котельных резервными источниками электроснабжения приняты не были.
Указанный факты свидетельствуют о невыполнении администрацией МО городское поселение - город Белый требований ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации в границах поселения теплоснабжения населения, что существенно нарушает жилищные права граждан, негативным образом сказывается на степени подготовленности объектов ЖКХ к прохождению отопительного сезона, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций в виде отсутствия теплоснабжения социальных объектов и населения, вызвать социальную напряженность в районе, а также послужить причиной аварий на объектах коммунальной инфраструктуры с причинением значительного материального ущерба.
В судебном заседании заместитель прокурора Бельского района Горбачёв К.И. исковые требования уточнил, просит обязать администрацию городского поселения – город Белый в срок до 15 ноября 2014 года приобрести резервный независимый источник энергоснабжения, а МУП <данные изъяты> - в срок доя 1 декабря 2014 года установить резервный независимый источник энергоснабжения в котельной №1.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского поселения – город Белый - Петраков С.В., действующий на основании доверенности №5 от 26 сентября 2014 года, требования прокурора Бельского района Тверской области признал полностью и пояснил, что, администрация городского поселения - город Белый является собственником муниципального имущества, в состав которого входит котельная №1, расположенная на ул.Правды в г.Белом. 24 июня 2013 года данное имущество было передано в безвозмездное пользование МУП <данные изъяты>, учредителем которого является. Резервный источник энергоснабжения для котельной №1 не приобретён до настоящего времени из-за отсутствия денежных средств. Однако данный вопрос в настоящее время решается, к середине ноября 2014 года источник будет приобретён.
Представитель ответчика - муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> Жигунова Т.А., действующая на основании доверенности от 30 октября 2013 года, в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что котельная №1 отапливает жилые дома и различные учреждения на территории города Белого. Как только резервный источник энергоснабжения будет приобретён собственником муниципального имущества – администрацией городского поселения – город Белый, он незамедлительно будет установлен в котельной №1.
Выслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся : организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, что также закреплено в п.4 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования городское поселение – город Белый.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения населения в границах городского поселения - город Белый возложены на органы местного самоуправления – администрацию городского поселения – город Белый.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно указанному Постановлению Правительства под коммунальными ресурсами понимаются : холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч.1 ст.543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
1 апреля 2014 года между Открытым акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» и муниципальным унитарным предприятием городского поселения – город Белый <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения № 69520133. Согласно условиям указанного договора (пункты 2.3.4 и 2.3.5) потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) значения показателей качества электрической энергии (мощности), обусловленные работой энергопринимающих устройств потребителя, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе соблюдать соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств). Поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учёта электрической энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств, а также обеспечивать поддержание установленных автономных резервных источников питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан-потребителей, использующих электроэнергию для бытового потребления.
Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002г. №204 данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки (п.1.1.1) (далее Правила).
Требования данных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п.1.1.1).
Согласно п.1.1.3 названных Правил электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
В силу п.1.2.7 названных правил электроприемник – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
В соответствии с п.1.2.17 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Согласно п.1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники распределяются на три категории:
Электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Как следует из п.1.2.20 указанных Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источниковпитания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённым Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115, введенным в действие с 01.10.2003г., электрооборудование тепловых энергоустановок (к которым относятся и котельные) должно соответствовать правилам устройства энергоустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.3).
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют, в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно акту приёма-передачи от 22 декабря 2008 года здание котельной №1, расположенное на ул.Правды в г.Белом, администрацией Бельского района передано в муниципальную собственность городского поселения – город Белый.
На основании договора №2 от 24 июня 2013 года указанная котельная администрацией городского поселения – город Белый передана в безвозмездное пользование МУП <данные изъяты>.
Согласно пункту 1.6 Устава МУП <данные изъяты> собственником имущества предприятия является администрация городского поселения – город Белый.
Из акта осмотра котельной №1 от 10 сентября 2014 года усматривается, что данная котельная снабжается электроэнергией от одного ввода, резервным источником электроснабжения не оснащена.
Согласно государственному контракту теплоснабжения от 23 декабря 2013 года и контракту на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 23 декабря 2013 года среди потребителей теплоэнергии от котельной №1 значатся детское образовательное учреждение «Детский сад №3» и ГБУЗ «Бельская центральная районная больница».
Как установлено в судебном заседании указанная котельная подает тепловую энергию в том числе на жилые дома. Перерыв энергоснабжения на указанных объектах может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья людей, а также значительный материальный ущерб.
Таким образом, на основании Приказа Министерства энергетики от 20 июня 2003 года №242 «Об утверждении правил устройства электроустановок», Постановления Правительства РФ от 2 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Приказа Минэнерго от 6 июня 2013 года №290 «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики», Приказа Минэнерго от 27 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», и Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наличие резервных источников снабжения электрической энергией на котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом, должно быть обеспечено.
В силу ст.210 ГПК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.
В судебном заседании совокупностью доказательств установлено, что котельная №1 в настоящее время не оборудована резервным источником питания.
При указанных обстоятельствах, с целью предотвращения угрозы надежности теплоснабжения объектов социальной сферы, многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения - город Белый, суд считает необходимым исковые требования, заявленные прокурором удовлетворить, и возложить на администрацию городского поселения - город Белый и МУП <данные изъяты> в пределах их компетенции обязанность обеспечить указанную котельную резервными источниками электропитания.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что срок для исполнения обязанности ответчиков по обеспечению котельной №1 резервным источником электропитания до 1 декабря 2014 года с учетом продолжительности процедуры оформления технической документации по выполнению предстоящих работ, учитывая начало отопительного периода, является разумным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобождён при подаче иска в суд.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика – администрации городского поселения – город Белый - не подлежит, с ответчика – МУП <данные изъяты> - подлежит взысканию в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области к администрации городского поселения – город Белый и муниципальному унитарному предприятию городского поселения – город Белый <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения – город Белый Тверской области в срок до 01 декабря 2014 года приобрести для котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом Тверской области, независимый резервный источник энергоснабжения.
Обязать муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> в срок до 05 декабря 2014 года установить независимый резервный источник энергоснабжения в котельной №1, расположенной на ул.Правды в г.Белом Тверской области.
Взыскать с МУП <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четырёх тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2014 года.
Председательствующий С.А. Новикова.