Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1051/2024 ~ М-310/2024 от 26.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2024 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при помощнике судьи ФИО8

с участием прокурора Зоричевой Е.С.,

представителя административного истца Кияйкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1051/2024 по административному исковому заявлению ФИО9 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО11 обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта , приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 со дня его принятия, указывая, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения с кадастровыми номерами , . Помещения входят в здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования: административное здание. Нежилые помещения используются под личные нужды. Включение помещений в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку помещения расположены в здании, предназначенном для использования в целях размещения административных, офисных, коммерческих объектов, министерство правомерно включило его в оспариваемый перечень на основании пп.1,2 п.1, п.3 ст.378.2 НК РФ.

Представитель администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.

Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 3а-2378/2023, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области                          от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень в приложение № 2 под пунктом включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 33 кв.м., местоположение: <адрес>,

под пунктом приложения № 2 включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 30,5 кв.м., местоположение: <адрес>, принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами , имеют наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Помещения входят в состав здания с кадастровым номером , наименование: здание нежилое, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В здание также входят помещения с наименованием: нежилое помещение, помещение гаража, гаражный бокс, гараж, станция насосная подкачки.

Согласно техническому паспорту на помещение, площадью 30,5 кв.м., составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 26.09.2003, помещение включает в себя: кабинет, санузел, коридор.

Согласно техническому паспорту на помещение, площадью 33,0 кв.м., составленному филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 26.09.2003, помещение включает в себя: помещение, коридор, бассейн площадь 2,4 кв.м.

Из технического паспорта на здание, представленного из материалов реестрового дела, обозреваемого судом в материалах административного дела № 3а-2378/2023, составленного по состоянию на 25.01.2006, здание включает в себя: гараж, тир, коридор, кабинеты, сан.узел, теплоузел, помещение, бассейн, склад, мастерская, комната, лестничная клетка.

При этом суд полагает, что наименование «кабинеты» не тождественны наименованию «офисы», а площадь бассейна составляет менее 20% от общей площади здания.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0607009:222, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: административное здание, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Наименование и назначения помещений и здания, их технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.

Доказательств проведения мероприятий по определению фактического использования помещений и здания на момент формирования и утверждения Перечня не представлено.

    С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащие административному истцу помещения не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.

Доказательств фактического использования объектов недвижимости в целях размещения административных, офисных и коммерческих объектов не представлено.

    Доводы представителя административного ответчика в письменных возражениях на сведения с сайта «2 ГИС» о расположении в здании офисов 6 организаций, не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства расположения в нежилых помещениях административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как у суда отсутствуют сведения о размещении в спорных нежилых помещениях указанных объектов.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.

Решением Самарского областного суда от 06.12.2023, вступившим в законную силу, удовлетворены административные исковые требования Проценко Н.В., признаны недействующими в части включения помещений с кадастровыми номерами . в Перечни на 2020-2023 гг.

    Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

     Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

    Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

    Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

    Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

        Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО10 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 в части включения в него в приложение № 2 под пунктом помещения с кадастровым номером , под пунктом помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.04.2024.

Судья:                    (подпись)            М.А.Панкова

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья:

Помощник:

3а-1051/2024 ~ М-310/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Проценко А.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Кияйкин А.В.
Администрация г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация административного искового заявления
27.02.2024Передача материалов судье
28.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.07.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее