Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2023 ~ М-4/2023 от 13.01.2023

УИД 16RS0028-01-2023-000004-61

Дело № 2-64/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2023 года                                                                          с. Сарманово

Сармановский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хайбрахманова Р.Р.,

при секретаре Александровой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сармановского района Республики Татарстан, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и интересов несовершеннолетней Ильясовой Айсили Айратовны к Исполнительному комитету Лешев-Тамакского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    <адрес> Республики Татарстан, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и интересов несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с заявлением к Исполнительному комитету Лешев-Тамакского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан с требованием в вышеприведенной формулировке.

    В обоснование заявленного требования прокурором указано на то, что в прокуратуру района поступило обращение ФИО1, из которого следует, что ответчик фактически бездействует при обеспечении безопасности граждан на улицах населённых пунктов, отлов и содержание безнадзорных животных не осуществляет, что, в свою очередь, привело к нападению ДД.ММ.ГГГГ бродячей собаки на ее несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате чего ей были причинены физические и нравственные страдания.

    Проведенной прокурорской проверкой было установлено, что действительно ДД.ММ.ГГГГ примерно в 15 часов 00 минут, на участке местности вблизи <адрес> Республики Татарстан произошло нападение безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2

    С целью получения медицинской помощи ФИО1 и ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 обратились в ГАУЗ «Сармановская ЦРБ», где по результатам первичного осмотра хирургом выставлен диагноз: укушенная точечная раны правого коленного сустава.

    Несовершеннолетней назначено лечение: прием анальгетиков при болях и лекарственных препаратов, перевязка, наблюдение у хирурга и вакцинация от бешенства.

    Нападение безнадзорной собаки имело место вследствие не выполнения ответчиком необходимых мероприятий в области обращения с таковыми животными, которые действующим законодательством на него возложены.

    Таким образом, как полагала прокурор района, в результате нападения безнадзорной собаки, несовершеннолетняя испытала физические и нравственные страдания, тем самым последней причинен моральный вред, который подлежит компенсации за счет ответчика.

    В связи с изложенным, прокурор <адрес> Республики Татарстан, действуя в интересах несовершеннолетней, просил взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней, в лице ее законного представителя, сумму компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.

    На судебном заседании помощник прокурора заявленное требование поддержал, ссылаясь на обстоятельства, подробно приведенные в заявлении.

    Представитель ответчика руководитель исполнительного комитета Лешев-Тамакского сельского поселения ФИО4 с заявлением прокурора не согласился, полагает ребенка могла укусить их домашняя собака, так как ФИО2 не сообщила в сельское поселение о произошедшем.

    Заинтересованное лицо и ее законный представитель на судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела. От ФИО1 имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с требованиями согласна.

    Выслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, изучив доводы прокурора содержащиеся в заявлении, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утверждённым Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в области обращению с животными в Республики Татарстан», полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом.

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан определен постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 1.2 Порядка, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан включает: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Проведение указанных мероприятий предусмотрено ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ.

Согласно п. 2.2 Порядка, отлов животных без владельцев производится специализированными организациями на основании заказа-наряда на выполнение работ по отлову животных без владельцев, выданного уполномоченным органом, на основании обращений физических и юридических лиц, а также в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову животных без владельцев в соответствии с условиями контрактов (договоров), заключенных с уполномоченным органом.

В соответствии с п. 2.3 Порядка, обращение заявителя об отлове животных без владельцев регистрируется уполномоченным органом в день поступления обращения в специальном журнале с указанием сведений о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), наименование организации, адрес места жительства гражданина или места нахождения организации, контактный телефон).

Заказ-наряд на выполнение работ по отлову животных без владельцев в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову животных без владельцев оформляется уполномоченным органом согласно утверждаемому им графику проведения планового отлова животных без владельцев на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Татарстан.

В силу п. 2.4 Порядка, заказ-наряд выдается уполномоченным органом в двухдневный срок со дня поступления письменного обращения заявителя об отлове животных без владельцев.

Согласно п. 3323 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПи-Н 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»», обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения наделены правом по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно предоставленным исполнительным комитетом Лешев-Тамакского сельского поселения Сармановского муниципального района и исполнительным комитетом Сармановского муниципального района Республики Татарстан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год муниципальный контракт по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных не заключался, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

    Из пояснений законного представителя ФИО1 являющейся матерью несовершеннолетней ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащихся в заявлении на имя прокурора района и протоколе дачи объяснений, следует, что в результате нападения ДД.ММ.ГГГГ бродячей (бездомной) собаки на ее дочь, последняя получила травму в виде укушенной точечной раны правого коленного сустава.

Очевидно, ребенок испытал физическую боль, отчего перенес и моральные страдания.

Случившееся стало возможным по причине неисполнения ответчиком принятых на себя обязательств по инициированию мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных на территории вверенного сельского поселения.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Согласно ч. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Так, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с положениями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В этой связи, учитывая, что несовершеннолетняя ФИО2 была укушена собакой без владельца, а полномочиями в области обращения с таковыми животными так же наделен Исполнительный комитет Лешев-Тамакского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан, на территории которого произошел инцидент, ответственность за причиненный несовершеннолетней ФИО2 вред следует возложить на ответчика.

Невыполнение исполнительным комитетом указанного сельского поселения мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пунктах временного содержания и приютах для домашних животных, создало предпосылки возникновения последствий, выразившихся в причинении несовершеннолетней ФИО2 физических, моральных и нравственных страданий.

Факт укуса ФИО2 безнадзорной собакой не оспаривается, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и доказан медицинскими документами.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных и физических страданий, причиненных ФИО2, фактические обстоятельства при которых был причинен вред.

Принимая во внимание характер и существенность пережитых ФИО2 физических и нравственных страданий, связанных с причинением ей повреждений и последствиями, искренность переживаний, фактические обстоятельства, учитывая степень вины причинителя вреда, материальное положения ответчика, суд считает, что определение размера компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей отвечает принципу разумности и справедливости, и подлежит удовлетворению.

Определяя компенсацию морального вреда в указанном размере, суд считает, что размер компенсации морального вреда не ставится в зависимость от получаемого дохода причинителя вреда, а зависит от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и степени вины ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> Республики Татарстан в защиту прав и интересов несовершеннолетней ФИО2 – удовлетворить.

Взыскать с Исполнительного комитета Лешев-Тамакского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1636005447) в пользу несовершеннолетней ФИО2 (свидетельство о рождении серии III-КБ ), в лице его законного представителя ФИО1 (паспорт серии 92 16 ), денежную сумму в счет компенсации морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в месячный срок через Сармановский районный суд Республики Татарстан.

Судья                                    Р.Р. Хайбрахманов

2-64/2023 ~ М-4/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сармановского района Республики Татарстан
Ответчики
Исполнительный комитет Лешев-Тамакского сельского поселения
Другие
Ильясова Алина Раушановна
Суд
Сармановский районный суд Республики Татарстан
Судья
Хайбрахманов Ринат Расимович
Дело на странице суда
sarmanovsky--tat.sudrf.ru
13.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее