Дело №2-1361/2023
УИД 89RS0002-01-2023-001681-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд ... в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ... о признании права на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Лабытнангский городской суд с иском к Администрации МО ... о признании права на получение жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, ... А, ... рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2023 года, утверждённой постановлением Правительства ЯНАО от ДД/ММ/ГГ №-П другого жилого помещения, взамен изымаемого, площадью не менее 54.30 кв.м.
В обоснование заявленных требований указал, что истец на основании договора купли-продажи квартиры от ДД/ММ/ГГ является собственником жилого помещения: двухкомнатной квартиры общей площадью 54,30 кв.м., расположенной в многоквартирном доме по адресу: ЯНАО, ... А, .... Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД/ММ/ГГ, о чем сделана запись регистрации №.1 В 2015 году многоквартирный ... А по ... в ..., в котором расположена квартира, признан авариным и подлежащим расселению, на основании заключения МВК № от ДД/ММ/ГГ. Распоряжением заместителя главы Администрации ... от ДД/ММ/ГГ № «О признании жилых домовой авариными и подлежащими сносу, и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу жилых домов» расселение указанного дома ориентировочно запланировано на 2023 год. ДД/ММ/ГГ Администрацией ... принято постановление № об изъятии земельного участка для муниципальных нужд под домом, а так же сам многоквартирный жилой ... А по ... в .... Согласно Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилого фонда на территории ... в 2019 - 2023 годах, утвержденной постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П, расселение многоквартирного жилого ... А по ... в ..., признанного аварийным и подлежащим сносу в 2015 году, планируется в рамках указанной Региональной программы. При этом, Администрацией ... взамен находящегося в моей собственности жилого помещения, общей площадью 54,30 кв.м., в доме подлежащему сносу, предложено неравнозначное жилое помещение общей площадью 37,6 кв.м.
Протокольным определением суда от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО5 и ФИО6
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации ... участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третьи лица ФИО5 и ФИО6 участия в судебном заседании не принимали извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и документально подтверждено, что с ДД/ММ/ГГ ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, ...-а, ..., что следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД/ММ/ГГ (л.д. 12-13, 14).
Заключением о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД/ММ/ГГ, межведомственная комиссия выявила основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...А, ... аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации ... от ДД/ММ/ГГ № «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу, и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу домов», срок расселения указанного дома установлен до ДД/ММ/ГГ.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Базовые принципы реализации жилищных прав определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (Далее ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до ДД/ММ/ГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД/ММ/ГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с ДД/ММ/ГГ
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ №-П, от ДД/ММ/ГГ №-П, от ДД/ММ/ГГ №-П, от ДД/ММ/ГГ №-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у ФИО2 возникло в 2001 году, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до ДД/ММ/ГГ, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет обстоятельство, когда именно дом признан аварийным, включен в программу по переселению, и, когда лицо приобрело право на предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Как уже было указано судом выше, многоквартирный ...А расположенный по адресу: ЯНАО, ..., признан аварийным и подлежащим сносу ДД/ММ/ГГ.
Также судом установлено, что названный многоквартирный дом был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ..., на 2019-2023 годы», утвержденную постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 приобрел право на предоставление жилого помещения взамен аварийного до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО2 поскольку, он, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным в 2015 году и включенном в региональную Программу переселения, выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения, в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
Кроме того, для реализации программы по переселению граждан из многоквартирного ...А по ... в ..., в котором расположена принадлежащая истцу квартира, были выделены соответствующие денежные средства для строительства, а затем предоставления жителям данного дома, в том числе и собственнику ..., т.е. истцу.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Доводы ответчика о наличии у членов семьи ФИО2 в собственности иного жилого помещения в ..., не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку предоставление жилого помещения взамен аварийного носит компенсационный характер, и не ставится в зависимость от наличия в пользовании или в собственности иного жилого помещения.
Кроме того, жилое помещение по адресу: ... предоставлено ФИО5 и ФИО6 на основании договора безвозмездной передачи.
При установленных судом обстоятельствах, анализируя приведенные выше нормы материального права и предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании за истцом права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного при расселение многоквартирного жилого ...А по ... в ... в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019-2023 годах, утвержденной Постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П, площадью не менее 54,30 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Администрации ... о признании права на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, уроженцем г.ФИО1 при расселении многоквартирного жилого ...А по ... в ... в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019-2023 годах, утвержденной Постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П право на предоставление взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, ...А, ... собственность другого жилого помещения площадью не менее 54,30 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 30 октября 2023 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова