63RS0039-01-2023-001416-81
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2625/2023г. по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Валеевой Г. В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Валеевой Г. В. жилое помещение, в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 23,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья Е.А. Борисова
63RS0039-01-2023-001416-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2625/2023г. по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Валеевой Г. В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Валеевой Г.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Валеевой Г.В. по вопросу нарушения жилищного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что Валеева Г.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 215,3 кв.м.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № ДД.ММ.ГГГГ. дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Промышленного внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого <адрес>, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации с вероятностью обрушения перекрытий в жилых помещениях и в местах общего пользования.
В связи с указанным, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Главы городского округа Самара направлено письмо о рассмотрении вопроса о сокращении сроков расселения граждан из дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что за период с апреля по ноябрь 2020г. Департаментом управления имуществом городского округа Самара мер к расселению указанного многоквартирного дома не принято. Проживание в аварийном доме создает угрозу жизни и здоровью жильцам, однако другое жилое помещение гражданам до настоящего времени не предоставлено.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений в адрес руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара внесено представление. Однако меры к переселению граждан предприняты не были.
Ссылаясь на то, что проживание в аварийном доме создает угрозу жизни и здоровью жильцам, однако другое жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, прокурор <адрес>, Валиева Г.В. просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить истцу жилое помещение, в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью 23.1 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Силантьева Д.В., поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Валеева Г.В. является собственником 14/130 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общая площадь которого составляет 215,3 кв.м.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № от 28.07.2015г. дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2025 года, утвержденную постановлением <адрес> от 29.03.2019г. №.
Согласно протоколу внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Промышленного внутригородского района городского округа Самара от 14.03.2020г. ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого <адрес>, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации с вероятностью обрушения перекрытий в жилых помещениях и в местах общего пользования.Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу части 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 названной статьи.
Следовательно, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. При этом изъятие осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в программу переселения, утвержденную Постановлением <адрес> от 29.03.2019г. № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2025 года».
Таким образом, собственники по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, дом включен в программу переселения граждан из аварийного жилья, проживание в аварийном доме создает угрозу жизни и здоровья истца, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что срок отселения истца в соответствии с программой отселения не наступил, суд не принимает во внимание.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, если проживание в аварийном жилье несет угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Промышленного внутригородского района городского округа Самара от 14.03.2019г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Валеевой Г. В. жилое помещение, в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 23,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Решение изготовлено в окончательном виде 30.05.2023г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья