Судья: Сурков В.П. адм. дело N 33А-8214/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е. и Клюева С.Б.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеева М.Н. об оспаривании решения о несогласовании администрацией г.о. Самара и Главой г.о. Самара публичного мероприятия,
по апелляционной жалобе Барановой Н.П. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Барановой Н.П. и Матвеева М.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации городского округа Самара Храновских С.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации г.о.Самара и Главы г.о.Самары о несогласовании публичного мероприятия, оформленного письмом от 7 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-170, указывая, что 4 июня 2019 г. им как уполномоченным лицом и Барановой Н.П. организатором подано в администрацию г.о. Самара уведомление о проведение 20 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия – демонстрации и митинга с местом проведения <адрес> с предполагаемым количеством участников 300 человек.
Рассмотрев заявление, администрация г.о. Самара в проведении публичного мероприятия отказала по надуманным причинам, предложив изменить место проведения публичного мероприятия на иное – на территорию расположенного в Промышленном районе г.Самары <адрес>, сославшись на то, что по указанных в уведомлении месту и времени будут проводится запланированные ранее работы по благоустройству улично-дорожной сети, в том числе, нанесение разметки проезжей части.
10 июня 2019 г. Барановой Н.П. и Матвеевым М.Н. в адрес администрации г.о.Самара направлено письмо об отклонении предложенного иного места проведения публичного мероприятия и попросили оказать им содействие, перенеся запланированные работы, не носящие экстренного характера на иное время. По надуманным предлогом администрация г.о.Самары ответила отказом и на это предложение.
Полагая, что несогласование администрацией г.о. Самара проведения публичного мероприятия в указанном в уведомлении от 4 июня 2019 г. месте нарушает его права, а также права Барановой Н.П., административный истец просил суд признать незаконным несогласование администрацией г.о. Самара проведение публичного мероприятия в указанном в уведомлении от 4 июня 2019 г. месте и обязать администрацию г.о.Самара не препятствовать проведению публичного мероприятия в месте, указанном в уведомлении от 4 июня 2019 г.
Просил также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда от 17 июня 2019 г. в удовлетворении требований Матвеева М.Н. отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Баранова Н.П. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, неправильного истолкования закона.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
Судом установлено, что 4 июня 2019 г. административный истец Матвеев М.Н. и заинтересованное лицо Баранова Н.П. обратились в администрацию г.о. Самара с уведомлением о намерении провести 20 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичное мероприятие в форме демонстрации и митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукозаписывающей аппаратуры с зачитыванием по окончании резолюции, место проведения: сбор <адрес> с движением по проезжей части дублера <адрес> (до лестницы и парковочного кармана напротив входа в ресторан Черчилль»), где пройдет митинг и зачитывание резолюции. Цель мероприятия – выражение протеста против мусорной реформы, защита прав трудящихся и пенсионеров, выражение мнений по актуальным общественно-политическим и социальным вопросам, с предполагаемым количеством участников 300 человек.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено администрацией г.о. Самара в тот же день и зарегистрировано за вх. N 169-ПН.
Руководитель Департамента общественных и внешних связей аппарата администрации г.о.Самара – заместитель руководителя аппарата администрации г.о. Самара Самарцев С.Е. письмом от 7 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-367 уведомил Баранову Н.П. о невозможности проведения 20 июня 2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часов 00 минут публичного мероприятия в заявленной форме на <адрес>, сославшись на то, что по указанным Барановой Н.П. и Матвеевым М.Н. времени и месте ранее запланированы к проведению работы с использованием специальной техники по благоустройству улично-дорожной сети, в то числе нанесение разметки на проезжую часть. Проведение публичного мероприятия в данном месте создаст как угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия, так и помехи проведению запланированных работ. При этом предложил иное место проведения публичного мероприятия - на территории расположенного в Промышленном районе г.Самары <адрес>
Не согласившись с альтернативным местом проведения публичного мероприятия 10 июня 2019 г. Баранова Н.П. направила в адрес администрации г.о.Самара письмо, в котором предложила оказать содействие в проведении публичного мероприятия в указанных в уведомлении от 4 июня 2019 г. месте и времени, для чего изменить дату или время ремонтных работ.
Рассмотрев обращение, и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей аппарата администрации г.о.Самара – заместителя руководителя аппарата администрации г.о. Самара Выборнов Ю.Н. письмом от 13 июня 2019 г. исх. N 06-17/311-178 уведомил Баранову Н.П. о невозможности изменения ранее утвержденного плана-графика работ по нанесению дорожной разметки, повторно предложив иное место проведения публичного мероприятия - территорию расположенного в Промышленном районе г.Самары <адрес>.
Указанные обстоятельства, вопреки доводам административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом с надлежащей оценкой, какие-либо опровергающие доказательства в судебное заседание Барановой М.Н. и Матвеевым М.Н. представлены не были.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Матвеева М.Н. пришел к выводу, что администрация г.о.Самара обосновала невозможность проведения мероприятия в указанных в уведомлении от 4 сентября 2019 г. времени и месте, в решении суда приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия на указанном Барановой Н.П. и Матвеевым М.Н. месте, и указанное время, не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку в силу статьи 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, которым является соблюдение положений Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании администрации г.о.Самара и Главы г.о.Самара согласовать проведение публичного мероприятия и не чинить препятствия в его проведении.
При оценке доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия также исходит из того, что Конституция Российской Федерации признает право на мирные митинги, не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Несогласование проведения публичного мероприятия в указанных в уведомлении от 4 июня 2019 г. месте и времени вопреки доводам апелляционной жалобы не нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право Матвеева М.Н. и Барановой М.Н. собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, действия администрации г.о.Самара не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению названными гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
В целом апелляционная жалоба Барановой Н.П. повторяет доводы и правовую позицию административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам
определила:
Решение Ленинского районного суда города Самары от 17 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Н.П. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -