Дело №
64RS0045-01-2023-000124-25
Заочное решение
Именем Российской Федерации
3 февраля 2023 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьиПугачева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарун А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников жилья «Кировский» о возложении обязанности организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация района) обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Кировский» (далее – ТСЖ «Кировский») о возложении обязанности организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование требования указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с Положением об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 1 марта 2022 г. № 12-143, в полномочия администрации района входит, в том числе, контроль в сфере сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данный перечень включены, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт26(1) Перечня).
ТСЖ «Кировский», осуществляя управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не выполнило работы по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей данного дома.
ДД.ММ.ГГГГ администрация района направила в адрес ТСЖ «Кировский» претензию с требованием обеспечить организацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку требование до настоящего времени не выполнено, истец просит обязать ТСЖ «Кировский» в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
От представителя ТСЖ «Кировский» поступили письменные возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление их реестра возложено на органы местного самоуправления. На собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложена обязанность только по содержанию данных площадок, а не приобретение контейнеров (бункеров) для сбора отходов. Приобретение контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа. Возложение обязанности приобретения контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ, а также граждан является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств, массово нарушает жилищные права граждан – потребителей коммунальных услуг. На придомовой территории ТСЖ «Кировский» находится <данные изъяты> № <данные изъяты> <адрес>, в связи с чем соблюдение санитарных норм при создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов невозможно. Между ТСЖ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен договор о вывозе твердых коммунальных отходов с мусорки, расположенной в непосредственной близости от дома, которым управляет ТСЖ, на этом основании требование закона об организации места сбора твердых коммунальных отходов ТСЖ было выполнено. В связи с изложенным, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», акционерное общество «Ситиматик» в лице Саратовского филиала, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Саратовской области.
Указанные лица свою процессуальную позицию по делу и возражений против удовлетворения иска не выразили.
Истец, ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительности причин их неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении рассмотрении дела не обращались. От стороны истца поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, об отсутствии возражений простив рассмотрения дела в порядке заочного производства.
На основании части 3 статьи 167, статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при отсутствии возражений со стороны истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (статья 8 Закона об отходах).
Норма аналогичного содержания закреплена в пункте 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила обустройства места накопления отходов).
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки (пункт 4 Правила обустройства места накопления отходов).
Общие требования к управлению многоквартирным домом установлены статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этой нормой права предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данный перечень включены, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 26(1) Перечня).
Кроме этого, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Пунктом 3.7.1 данных правил на организации, обслуживающие жилищный фонд, возложена обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что обязанность по организации мест накопления бытовых для многоквартирного дома возложена на организацию, осуществляющую управление данным домом.
Согласно материалам дела управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ТСЖ«Кировский».
ДД.ММ.ГГГГ администрация района направила в адрес ТСЖ «Кировский» претензию с требованием обеспечить организацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из искового заявления следует, что до настоящего времени место (площадка) для накопления твердых коммунальных отходов для данного многоквартирного дома не организовано ответчиком.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
В том числе не представлено доказательств того, что создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов согласовано в установленном порядке.
Позиция о наличии между ТСЖ «Кировский» и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенного договора о вывозе твердых коммунальных отходов с мусорки, расположенной в непосредственной близости от дома, которым управляет ТСЖ «Кировский», не опровергает наличие у ответчика обязанности по организации контейнерной площадки для жильцов дома в установленным законом порядке.
При этом соответствующие доказательства, свидетельствующие об исполнении данной обязанности, в материалы дела не представлены.
Заявление о согласовании расположения контейнерной площадки на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, рассматривается комитетом по управлению имуществом г.Саратова. Решение о создании и включении контейнерной площадки в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов принимается по заявлению организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Иные доводы ответчика основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенных выше норм права и доказательств суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования и о достаточности указанного истцом времени для выполнения этого требования.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (ИНН №) к товариществу собственников жилья «Кировский» (ИНН №) о возложении обязанности организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья «Кировский» организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.В. Пугачев
Заочное решение в окончательной форме принято 10 февраля 2023 г.
Председательствующий Д.В. Пугачев