ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 04 мая 2022 года № 7-258/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» Ширинской О.В. на решение судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 28.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Архиповской Е.А. от 02.02.2022 №08-02-20/2022-15-03 общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Водоканал» Алексеев В.Г. обратился в суд с жалобой, просил постановление должностного лица отменить, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку ООО «Водоканал» находится в затруднительном финансовом положении, а также считает назначенное административное наказание в виде административного штрафа несоразмерным допущенному нарушению срока оплаты за сброс загрязняющих веществ. Указывает, что ООО «Водоканал» является малым предприятием.
Решением судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 28.02.2022 постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Архиповской Е.А. от 02.02.2022 №08-02-20/2022-15-03 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Водоканал» оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Водоканал» Алексеева В.Г. – без удовлетворения.
В жалобе защитник ООО «Водоканал» Ширинская О.В., ссылаясь на прежние доводы, просит отменить решение судьи, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Участники производства по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления судебного извещения на официальные электронные адреса, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствии участников производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
На основании части 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
ООО «Водоканал» в установленный срок не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении №08-02-20/2022-15-02 от 21.01.2022, содержащемся в материалах дела, обществом оплата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты произведена 12.03.2021, т.е. с нарушением срока, установленного в законодательстве.
Вина ООО «Водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, а также иными доказательствами, оцененными в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемое постановление, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Архиповская Е.А. и суд первой инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции о наличии в действиях ООО «Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, является правильным.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Водоканал» к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ.
Доводы автора жалобы о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения являются несостоятельными. Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Вместе с тем имеются основания для снижения размера административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Водоканал» является малым предприятием с 01.08.2016.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, затруднительного финансового положения общества, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Архиповской Е.А. от 02.02.2022 №08-02-20/2022-15-03, решение судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 28.02.2022 подлежат изменению, назначенное ООО «Водоканал» административное наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей подлежит снижению до двадцати пяти тысяч рублей.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Архиповской Е.А. от 02.02.2022 №08-02-20/2022-15-03, решение судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 28.02.2022, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» административного наказания в виде административного штрафа снизить до 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Медведчиков