д.№ 2-650/2023г.
Решение
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года пос.Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Шкондиной А.Р., с участием истца Агафонова В.С., его представителя Чуркиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агафонова Василия Сергеевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее ОСФР по Оренбургской области) о признании назаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части и признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Агафонов В.С. обратился в суд с названным иском к ОСФР по Оренбургской области, указав, что решением ОСФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости предусмотренной п.2 ч.1 ст30 от 28.12.2013 года ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Не включили в стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – 1 год 6 месяцев 05 дней в должности <данные изъяты> т.к. индивидуальные сведения работодателем представлены с общими условиями труда без кода льготных условий. С решением он частично не согласен. Просит признать отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в части незаконным; обязать Социальный фонд России - отделение Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Оренбургской области зачесть периоды его работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 01 год 06 месяцев 05 дней в должности <данные изъяты> признать за истцом право на досрочное пенсионное обеспечение; обязать Социальный фонд России - отделение Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Оренбургской области произвести расчет и выплату ему досрочной страховой пенсии по старости, начиная с момента его обращения за назначением досрочной страховой пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Агафонов В.С., его представитель Чуркина Н.Н. в судебном заседании исковые требования уточнили в части периода, просят признать отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Оренбургской области) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в части незаконным; обязать Социальный фонд России - отделение Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Оренбургской области зачесть периоды моей работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 01 год 05 месяцев 04 дня в должности <данные изъяты> признать за истцом право на досрочное пенсионное обеспечение; обязать Социальный фонд России- отделение Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Оренбургской области произвести расчет и выплату ей досрочной страховой пенсии по старости, начиная с момента его обращения за назначением досрочной страховой пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ОСФР по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому ОСФР по Оренбургской области считает решение от ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. и в оспариваемой части законным, обоснованным, указывает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10. Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н, в соответствии с которым в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, за периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на каких конкретно работах был занят работник. В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением. Вместе с тем, архивные органы не вправе подтверждать характер льготной работы. В соответствии с указанным Порядком № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 3 Порядка); - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка). И, как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 № 20777), периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, выполняемой в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Списком № 2 от 26 января 1991 № 10 разделом XII «Бурение, Добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца»: подразделом 1 «Бурение» предусмотрены «Бурильщики эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ» (2130100а-11297); подразделом 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» позицией предусмотрены «Бурильщики капитального ремонта скважин» (2130200а-11292). Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в марте 2011 года находился в отпуске без сохранения заработной платы), работал помощником бурильщика капитального ремонта скважин в ООО «Нефтесервис». Документального подтверждения того, что основным видом деятельности ООО «Нефтесервис» являлась добыча нефти, газа и газового конденсата им не представлено. В свою очередь, согласно карточке страхователя ООО «Нефтесервис» вид деятельности по ОКВЭД являлось - предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек. При этом, в иске данный факт не опровергнут, имеется ссылка на справку, выданную ООО «Нефтесервис» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражены (так в иске) «работы по капитальному, текущему ремонту и освоению нефтяных и газовых скважин...». Справка уточняющая льготный характер работы, не представлена. По имеющимся документам определить производство, в котором был занят истец в течение полного рабочего дня, не представляется возможным. Индивидуальные сведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и др. периоды работодателями представлены с общими условиями труда без кода льготных условий. На основании вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Агафонова Василия Сергеевича о признании незаконным в части решения ОСФР по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании ОСФР по Оренбургской области зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника бурильщика капитального ремонта скважин в ООО «Нефтесервис» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Агафонов В.С. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно решению начальника отдела отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Агафонову В.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости. По представленным Агафоновым В.С. документам ответчиком включены, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» периоды общей продолжительностью 6 лет 13 дней.
Отказано зачесть в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, помимо прочего, период с 23.06.2010 года по 28.02.2011г. и с 01.04.2011 по 31.12.2011 год - 01 год 05 месяцев 04 дня в должности помощника бурильщика капитального ремонта скважин в ООО «Нефтесервис».
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия, предусмотренная п. 2 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «б» п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Подразделом 2 «Добыча нефти, газа, газового конденсата» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрены бурильщики капитального ремонта скважин.
В соответствии со ст.66 ТК РФ, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 N 190 и пункта 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 - трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19па от 27.02.2002г., к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ N 173, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п. 1 Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Документом, подтверждающим занятость в особых условиях труда, является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда лица, работа которого выполнялась в течение полного рабочего дня. Такая справка выдается работодателем на основании первичных документов по личному составу и бухгалтерских документов, которые в соответствии с законодательством подлежат хранению в установленном порядке 75 лет. В случае ликвидации организации, право на досрочную пенсию определяется на основании архивных документов.
Из копии трудовой книжки Агафонова В.С. следует, что в спорный период, а именно ДД.ММ.ГГГГ Агафонов В.С. <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность помощника бурильщика капитального ремонта скважин 5 разряда; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с истечением срока Трудового договора п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Судом установлено, что по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Нефтесервис» осуществляет такие виды деятельности, как предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек; добыча нефти и нефтяного (попутного) газа; предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата; предоставление прочих услуг в области добычи нефти и природного газа.
В соответствии с позицией 2130200а-11292 разд.ХII Списка №2 правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются бурильщики капитального ремонта скважин. При этом не имеет значения, в штате какого структурного подразделения состоят указанные бурильщики.
Согласно разъяснению Минтруда России N 5 от 22.05.1996 (п.9) о порядке применения указанных Списков, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками (в т.ч. помощники).
Доводы представителя ответчика на отсутствие на момент вынесения решения сведений с кодом «льготы», не является основанием для отказа в удовлетворении иска на основании следующего. Ненадлежащее оформление работодателем кадровых и иных документов, связанных с трудовой деятельностью работника, в том числе непредоставление либо неточное предоставление работодателем сведений персонифицированного учета, не должно нарушать и негативно влиять на реализацию пенсионных прав работника.
Так, в силу статьи 22 ТК РФ надлежащее оформление трудовой книжки, нарядов на выполнение работ, учета рабочего времени, правильное отражение характера, условий труда, полной занятости работника на выполнении работы с тяжелыми условиями является обязанностью работодателя.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 17.12.2001 N 173-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца, не должно повлечь для Агафонова В.С. неблагоприятные последствия в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии записи в трудовой книжке о льготной профессии, подтвержденной совокупностью других письменных доказательств, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии. Кроме того, закон допускает подтверждение характера работы любыми письменными доказательствами.
Аналогичная позиция изложена Конституционным Судом РФ Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, указавшего, что обязанность по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета лежит на работодателе, а по осуществлению контроля за выполнением работодателем данной обязанности - на органах Пенсионного фонда РФ, невыполнение ими указанных обязанностей не может ущемлять права работника на исчисление специального стажа с учетом всех периодов работы, особые условия которых подтверждаются собранными данными. Невыполнение работодателем обязанности по указанию кода льготы не может привести к ограничению права истца на льготное пенсионное обеспечение.
Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом.
Таким образом, в связи с тем, что работодателем ненадлежащим образом была исполнена обязанность по представлению в отношении истца индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица, суд принял меры по выяснению, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца документально не подтвердил ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в целях устранения противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленными в судебное заседание документами о льготном характере работы истца, дающего ему право на досрочное назначение страховой пенсии (трудовая книжка с наименованием должности и периода работы в исследуемый период, справка работодателя № о том, что Агафонов В.С. действительно работал в <данные изъяты>. помощником <данные изъяты> и согласно которой
работы по капитальному, текущему ремонту и освоению нефтяных и газовых скважин проводились на Оренбургских нефтегазовых месторождениях, в том числе с высоким содержанием сероводорода, решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 15.10.2014г., согласно которому исковые требования ФИО7 (непосредственного руководителя истца в ООО «Нефтесервис») к УПФР были удовлетворены, признано право на досрочное пенсионное обеспечение, включен период работы в должности мастера капитального ремонта скважин в ООО «Нефтесервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в специальный стаж).
Необходимость устранения данных противоречий в исследуемом случае обусловлена необходимостью вынесения законного и обоснованного решения в соответствии со ст.ст. 67, 195 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 47-КГ17-17; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 88-5836/2021; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.09.2023 по делу N 88-23764/2023, 2-215/2022).
Поскольку организация ООО «Нефтесервис» была ликвидирована, таким мерами устранения противоречий объективно могло быть лишь получение судом необходимой информации от лиц, ранее возглавлявших организацию.
Согласно допроса свидетеля ФИО6, он работал <данные изъяты>., действительно Агафонов В.С. работал в <данные изъяты> в его обязанности входило непосредственно работа на скважинах, ремонт, освоение, всё, что касается нефтяных и газовых скважин.
Организация занималась ремонтом скважин, монтажом и демонтажом буровых установок, там большой перечень, все виды работ непосредственно связаны с работой на опасном производственном объекте, нефтяные и газовые скважины являются опасным объектом. Должность Агафонова В.С. предусмотрена Списком, являлась льготной. Свидетель не сможет объяснить, почему его организация сдала сведения в отношении Агафонова В.С. без кода льготы, потому что бухгалтер ФИО2 выехала на ПМЖ в другой регион, куда – ему не известно, дату ее рождения он также не знает. Он не может выяснить, почему она неправильно сдавала отчетность о льготном характере работы исцта. Соответствующие страховые взносы организацией платились. Предприятие работало на многих месторождениях, в том числе на газоконденсатных месторождениях, где большое количество сероводорода, на Оренбургском газоконденсатном месторождении, на многих месторождениях Оренбургской области, Самарской и Саратовской областях. У него произошел инфаркт и он ушел с работы. На сегодняшний день он не может восполнить ненадлежащее оформление документов, выдать уточняющую справку, так как не имеет полномочий, организация ликвидирована. Если бы организация работала, то они бы выдали уточняющую справку, когда организация работала они и выдавали такие справки о льготном характере работы всех бурильщиков и помощников. ФИО7 в <данные изъяты>» работал мастером, Агафонов работал у него <данные изъяты> Агафонов В.С. был в подчинении у ФИО7, они работали вместе на одних и тех же месторождениях, скважинах. У них был вахтовый метод работы, они заезжали и работали на одних и тех же месторождениях. ФИО9 был руководителем на месторождении и у Агафонова в том числе. Нельзя работать на ремонте скважин по монтажу и демонтажу и не являться льготником. Скважина и месторождение - опасный производственный объект, делятся на категории по опасности 1, 2, 3. Это регистрируется в Ростехнадзоре. Помощник бурильщика это производная должность от бурильщика. Они занимались только газом и нефтью. Агафонов В.С. никак не мог быть нельготником. У них не было других должностей, были: бурильщик, помощник бурильщика и машинист. По правилам Ростехнадзора они не имели право допускать ни одного человека без определенных обучений в специализированных организациях. Агафонов В.С. работал постоянно, полный рабочий день, вахтовым методом.
У суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанного свидетеля о причинах исследуемых противоречий.
При этом письменными доказательствами выполнения льготной работы являются: трудовая книжка с наименованием должности и периода работы в исследуемый период, справка работодателя № о том, что Агафонов В.С. действительно работал в <данные изъяты> в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> и согласно которой осуществлялись работы по капитальному, текущему ремонту и освоению нефтяных и газовых скважин.
Таким образом, суд находит, что причиной неотражения кода льготной позиции в спорном периоде работы истца явилась исключительно неправильная отчетность работодателя об этом, предоставленная в пенсионный фонд, при том, что истцом выполнялась работа, предусмотренная Списком, полный рабочий день, подлежащая включению в специальный стаж.
На основании изложенного, период работы Агафонова В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - 01 год 05 месяцев 04 дня в должности <данные изъяты> капитального ремонта скважин в ООО «Нефтесервис» подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по возрасту, так как истец был занят на работах, которые предусмотрены Списком N 2 раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца".
Таким образом, продолжительность стажа на соответствующих видах работах, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Агафонова В.С. с учетом включения периода работа в ООО «Нефтесервис» составляет – 7 лет 05 месяцев 17 дней (при требуемых 6 лет 3 месяцев).
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение начальника отдела отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Агафонову В.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в ООО «Нефтесервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности <данные изъяты>
На ответчика следует возложить обязанность зачесть Агафонов В.С. в специальный страховой стаж периоды работы в должности помощника бурильщика капитального ремонта скважин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В этой связи имеются основания для удовлетворения требований о назначении пенсии с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Агафонова В.С.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Агафонова Василия Сергеевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части и признании права на досрочную страховую пенсию по старости, – удовлетворить.
Признать отказ начальника отдела отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение Агафонову Василию Сергеевичу досрочной страховой пенсии по старости периодов работы незаконным в части.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области включить Агафонову Василию Сергеевичу период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.п. 2 ч.1 ст.30 ФЗ РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года.
Признать за Агафоновым Василием Сергеевичем право на досрочное пенсионное обеспечение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области назначить Агафонову Василию Сергеевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 ФЗ РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Асфандияров М.Р.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2023 года.
Судья Асфандияров М.Р.