Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-843/2022 ~ М-696/2022 от 06.05.2022

Дело № 2-843/2022

УИД 21RS0006-01-2022-001110-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                                        <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Рожнова А.А.,

при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты>, муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению <данные изъяты> о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) путем заключения договора об организации охраны объекта (территории),

установил:

<данные изъяты> прокурора <данные изъяты> действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований, обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты>, муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению <данные изъяты> (далее - МБДОУ <данные изъяты>) о возложении в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Требование мотивировано тем, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что охрана объекта (территории) МБДОУ <данные изъяты> осуществляется по рабочим дням в дневное время сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в рабочие дни в ночное время, а также в праздничные и выходные дни в круглосуточном режиме, что является нарушением требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ), требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года. Поскольку здание, в котором расположено МБДОУ <данные изъяты>, относится к третьей категории опасности (по антитеррористической защищенности), в соответствии с положениями вышеуказанных норм, его охрана должна быть обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства. Указанные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой в адрес МБДОУ <данные изъяты> представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов. Нарушения, указанные в представлении прокуратуры, не устранены. Поскольку обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, прокурором указано, что допущенные администрацией <данные изъяты> и МБДОУ <данные изъяты> нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровья указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 39 ГПК РФ отказано в принятии к производству суда уточненного искового заявления <данные изъяты> прокурора <данные изъяты>, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации <данные изъяты>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> о возложении обязанности направить паспорт безопасности объекта для утверждения ввиду одновременного изменения прокурором предмета и основания иска.

В связи с изложенным, суд рассматривает дело по уточненным исковым требованиям прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (л.д. ).

В судебном заседании <данные изъяты> прокурора Рожнов А.А. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просил их удовлетворить.

Ответчик - администрация <данные изъяты>, извещенный о месте и времени судебного заседания, в письменном заявлении просил провести судебного заседание без участия своего представителя, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая, что в настоящее время подписан паспорт безопасности МБДОУ <данные изъяты>, подтверждающий, что данному объекту присвоена четвертая категория опасности, то есть не требующая осуществление физической охраны объекта (территории) согласно требованиям постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1106 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории)» (л.д. ).

Ответчик - МБДОУ <данные изъяты> извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Третье лицо - Министерства образования и молодежной политики ЧР, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются, в том числе, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей (подпункт «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования №1006).

В силу подпунктов «а», «б», «в», «е» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Согласно подпункту «г» пункта 18 Требований №1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Согласно пункту 5 Требований №1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Положения Требований №1006 возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), обязанность создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорирования объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункты 8, 15).

Судом установлено, что в соответствии с Уставом МБДОУ <данные изъяты> данное учреждение является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования (п. 1.1). Детский сад является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием <данные изъяты> для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.2). Учредителем и собственником МБДОУ <данные изъяты> является муниципальное образование <данные изъяты>, функции и полномочия которых осуществляет администрация <данные изъяты> (п. 1.4, 1.5 Устава). Имущество Детского сада закрепляется за ней на праве оперативного управления (п. 4.1 Устава) (л.д. ).

Иск прокурора основан на том, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об образовании и противодействия терроризму установлено, что МБДОУ <данные изъяты>, имеющим третью категорию опасности, допущены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а именно: охрана объекта осуществляется сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем (л.д. ).

В силу подпункта «б» пункта 25 Требований №1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В соответствии с п. 6 Требований №1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

В ходе рассмотрения дела ответчиком - администрацией <данные изъяты> представлен паспорт безопасности МБДОУ <данные изъяты>, а также акт обследования и категорирования МБДОУ <данные изъяты>, согласно которым объекту присвоена четвертая категория опасности (л.д. ).

Таким образом, МБДОУ <данные изъяты> относится к объектам четвертой категории опасности.

В соответствии с п. 24 Требований №1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Таким образом, в отношении объектов четвертой категории опасности не предусмотрено обязательное осуществление мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Требования №1006 и другие нормативно-правовые акты, приведенные прокурором в обоснование заявленных требований, не содержат норм, предусматривающих обязанность ответчиков по осуществлению физической охраны и заключению договора об организации физической охраны в отношении образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад » с охранной организацией.

Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на администрацию <данные изъяты> и МБДОУ <данные изъяты> в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны МБДОУ «Детский сад » путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, противоречат положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ, не основаны на законе, потому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> (ИНН ), муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> (ИНН ) о возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБДОУ <данные изъяты> путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-843/2022 ~ М-696/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №1" г. Канаш Чувашской Республики
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
Другие
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Ефимова Алина Михайловна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2022Предварительное судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023Дело оформлено
09.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее