Дело № 2-4017/2022
64RS0045-01-2022-006441-70
Решение
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Суранова А.А.,
при секретаре судебного заседания Васячкиной А.П.,
с участием представителя истца Аршиновой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томашевского ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Томашевский В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что приказом командующего Дальней авиацией от ДД.ММ.ГГГГ № он был уволен с военной службы в запас по собственному желанию. Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 28 лет 10 месяцев в календарном исчислении и 31 год 1 месяц в льготном исчислении. Ему, в соответствии с действовавшей на 2010 год Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Poccийской Федерации (утвержденной одноименным приказом Министра обороны от 15 февраля года №), было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного от имени Российской Федерации с ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района», в связи с прохождением военной службы.
Данное жилое помещение было предоставлено истцу на состав семьи 4 человека: он (истец), супруга ФИО9, дети ФИО6 и ФИО2 В 2013 году сын Кирилл умер. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: истец, его супруга и сын ФИО2. Все члены семьи приняли решение приватизировать занимаемую квартиру с передачей ее в единоличную собственность истцу ФИО2 Все с таким вариантом приватизации согласны. Квартира, предоставленная истцу по договору социального найма, является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 «О реорганизации ФГУ, подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации», все квартирно-эксплуатацио части на территории Российской Федерации, в том числе ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое является правопреемником ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района».
В настоящее время федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации - является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия ведомства в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части реализации их жилищных прав, создания условий для их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде (приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 742).
Истец Томашевский В.В. на момент своего 18-летия, с ДД.ММ.ГГГГ год проходил обучение в Воронежском ВВАИУ и находился на казарменном положении без обеспечения жильем, что подтверждается справкой из учебного заведения. Далее, с ДД.ММ.ГГГГ год проходил военную службу и постоянно проживал в городе Якутске Республики Саха-Якутия. С ДД.ММ.ГГГГ год проходил военную службу и постоянно проживал на полуострове <адрес>, был зарегистрирован при войсковой части, с ДД.ММ.ГГГГ год проходил военную службу в городе Энгельсе, с ДД.ММ.ГГГГ года вселился в спорную квартиру, что подтверждается справками с места жительства, с места службы, копией паспорта с отметками о регистрации, выпиской из послужного списка.
Свое право на приобретение какого-либо жилого помещения в пoрядке бесплатной приватизации истец не использовал ни на территории <адрес>, ни в <адрес>, ни в городе Якутске Республики Саха (Якутия). Спорная квартира до сих пор не приватизирована.
Согласно ответу федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность граждан. Согласно выписке из ЕГРН, право оперативного управления зарегистрировано за федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ответу федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, подтверждено закрепления спорной квартиры на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением, но в настоящее время в Министерстве Обороны Российской Федерации не утвержден порядок передачи жилых помещений в собственность граждан бесплатно в порядке приватизации.
В результате истец по не зависящим от него обстоятельствам, которые длятся уже продолжительное время, не может реализовать свое право на приватизацию квартиры, не смотря на то, что занимаемая им квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в статье 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании вышеизложенного истец, с учетом уточнений, просит признать за ним право собственности на <адрес> в порядке бесплатной приватизации; прекратить право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на вышеуказанную квартиру.
В судебном заседании представитель истца Аршиновой Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, основываясь на изложенных в иске обстоятельствах.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что федеральное государственное казенное учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава и не вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную Уставом. Из Устава федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им. При этом, учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ним. В соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и актом приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано в оперативное управление федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, предметом деятельности которого являются обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за учреждением, в соответствии с его назначением. В связи с выбытием спорного имущества из оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, вышеуказанное учреждении является ненадлежащим ответчиком в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
Суд, с учетом мнения участника процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
По смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016)»).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлено, что <адрес> общей площадью 77,8 кв.м была передана в собственность Российской Федерации в лице государственного заказчика – Министерства обороны Российской Федерации на основании государственного контракта долевого участия в строительстве многоквартирного дома для нужд Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (основание протокол от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2010 года № жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района» и передана данному учреждению по акту приема-передачи.
Право собственности Российской Федерации в отношении жилого помещения было зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было предоставлено федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района» военнослужащему ФИО2 и членам его семьи (супруге – ФИО9, сыну – ФИО6, 1991 года рождения, сыну – ФИО2, 2001 года рождения) в бессрочное владение и пользование по договору социального найма жилого помещения на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
28 июля 2016 года в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право оперативного управления в отношении указанного жилого помещения за федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Томашевский В.В., его супруга – Томашевская Н.В., сын – Томашевский В.В. зарегистрированы в спорном жилом помещении с 22 ноября 2010 года, проживают в нем фактически.
В реализации права на приобретение жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в собственность в порядке приватизации Томашевскому В.В. отказано.
Истец ранее участия в бесплатной приватизации жилья не принимали, что следует из ответов комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципального казенного учреждения «Департамента жилищных отношений» городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации городского поселения Угольные Копи от ДД.ММ.ГГГГ №, выписок из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах истца на объекты недвижимости.
Обратного ответчиками суду не представлено.
Сын истца – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Сын истца – ФИО2, его супруга – ФИО9 отказались от участия в приватизации спорной квартиры, других лиц, имеющих право на приватизацию спорного жилого помещения, не имеется.
По сообщению федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры «комплекса» Министерства обороны Российской Федерации (филиал «Центральный») от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО59/1854 сведения об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.
Приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № спорное недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
По акту приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ № федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало <адрес> федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах, поскольку спорное жилое помещение находилось в государственной собственности, было передано ФИО2 и членам его семьи на условиях социального найма полномочным органом, договор социального найма не расторгался и недействительным не признавался, ранее истец участия в приватизации жилья не принимал, спорное жилое помещение к категории жилых помещений, в отношении которых статья 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает ограничение на приватизацию, не относится, исходя из приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, прекращения права собственности на данное жилое помещение Российской Федерации и права оперативного управления федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
При этом надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации (как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил), федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, в оперативном управлении которого находится спорная квартира.
Так, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны России (подпункт 71 пункта 7 Положения).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2020 года № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилом фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Правовые основания для удовлетворения исковых требований Томашевского В.В. к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют, так как данный ответчик какими-либо правами в отношении жилого помещения не наделено.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Томашевского ФИО12 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Томашевским ФИО13 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Томашевского ФИО14 к федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 августа 2022 года.
Судья А.А. Суранов