Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-216/2022 (2-5038/2021;) от 30.09.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Румянцевой Д.Г., при помощнике Баньщиковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений <адрес> к Чичваркиной Т. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к Чичваркиной Т. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, обосновывая свои требования следующим.

В соответствии с пп.14.4 п.14 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ , Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы <адрес> в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Чичваркиной Т. В., с ВРИ «для возведения одноквартирного одноэтажного каменного дома» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ (далее - Уведомление) на общую сумму <данные изъяты> руб., в адрес Чичваркиной Т. В., указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах. В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. В связи с непоступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Чичваркиной Т. В. претензию от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Претензия) на сумму <данные изъяты> руб. Учитывая, что уведомление и претензия направлены по адресу Чичваркиной Т. В., указанному в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах, претензионный порядок разрешения вопроса соблюден. До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступила. При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона , Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов <адрес> в судебном порядке (ч.    10 ст. 5.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>»). Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории <адрес>, установлен статьей 5.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Закон ), а также принятым на основании указанной статьи постановлением <адрес> от <данные изъяты>     «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с законодательством <адрес> плата взимается в бюджет <адрес> по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства. Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное: 1)    на основании постановлений <адрес> о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ (указанные постановления принимались до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»),2) на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (указанные акты принимались до ДД.ММ.ГГГГ вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес> (далее - ПЗЗ) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр); 3)    на основании ПЗЗ (как указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ); 4)    на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти <адрес> - Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

Истец просит суд взыскать с Чичваркиной Т. В. в пользу Министерства имущественных отношений <адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Истец – представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседани не явился, о явке в суд извещался, имеется ходатасйтво о рассмотрени дела в отсутствие представителя.

Ответчик и ее представитель в судебное заседание явились, иск не признали, указывая на то, что Чичваркина Т.В. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не обращалась, и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не менялся.

Третье лицо в судебное заседание явился, против удовлетворения иска также возражал.

Свидетель Берлизев А. А.ович показала суду, что ответчик его заказчица по кадастровым работам. Производили межевание земельного участка, второе – оформление дома. Работы были выполнены по дому не в полном объеме. Межевание произвели. Заявление подавалось через Госуслуги для установления соответствия земельного участка. Установление классификатора – данная услуга предоставлялась бесплатно. Адрес объекта был <адрес>. Они не подавали заявление на изменение вида разрешенного использования, подавали заявление на уточнения соответствия данного вида. На сколько он помнит, у ответчика был вид разрешенного использования для строительства каменного жилого дома, а на тот момент Ж-2 была зона у ответчика и по правилам градостроительства можно было строить. Цельи изменить вид разрешенного использования земельного участка не было.

Выслушав объяснения ответчика и его представителя, третьего лица, допросив свидетеля, исседовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 43-ФЗ) определены особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц (статья 22).

Частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 43-ФЗ предусмотрено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования; условия и порядок внесения собственниками земельных участков платы за изменение видов разрешенного использования земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес> (части 1 и 4 статьи 22).

Во исполнение положений данного Федерального закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Закон МО ) был дополнен статьей 5.1 «Условия и порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица».

В соответствии с пунктом 3 статьи 5.1 Закона МО решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального    строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков установлен статьей 5.1 Закона МО , а также принятым на основании указанной статьи постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:

1) на основании постановлений <адрес> о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ;

2)    на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (указанные акты принимались до ДД.ММ.ГГГГ вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес> (ПЗЗ) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);

3)    на основании Правил землепользования и застройки (с ДД.ММ.ГГГГ изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ);

4)    на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти <адрес> - Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Исходя из положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом приведенных норм и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

При этом основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований, и для изменения сведений о таком земельном участке правообладателю необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений (часть 1, пункт 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая вышеизложенное, изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Чичваркиной Т.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - «под возведение одноквартирного одноэтажного каменного дома».

ДД.ММ.ГГГГ. Чичваркина Т.В. обратилась с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка.

Постановлением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка» установлено соответствие вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты>м, расположенного по адресу: <адрес>, 1, с «для возведения одноквартирного одноэтажного каменного дома» на «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1.).

Управлению земельно-имущественных отношений администрации Богородского городского округа направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> настоящее постановление, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, из выписки из ЕГРН на спорный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., усматривается, что земельный участок с кадастровым номером имеет ВРИ «для возведения однокрартирного одноэтажного каменного дома».

Учитывая данные обстоятельства, у Минмособлимущества не имеется правовых оснований для взыскания с Чичваркиной Т.В. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером имел вид разрешенного использования «для возведения однокрартирного одноэтажного каменного дома». Участок был образован и получил указанный вид разрешенного использования земельного участка до принятия Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ    .

Такой ВРИ «для возведения однокрартирного одноэтажного каменного дома» в Классификаторе отсутствует.

Согласно Классификатору, жилая застройка (2.0) представляет собой размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них.

К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых:

-    с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха);

-    для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы);

-    как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах);

-    как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.

Одним из видов разрешенного использования земельных участков под жилую застройку Классификатором предусмотрен ВРИ 2.1 «для индивидуального жилищного строительства»: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Таким образом, ВРИ 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» включает в себя размещение жилого дома количеством этажей не более трех, предназначенного для проживания в нем граждан и не предназначенного для раздела на самостоятельные (отдельные) объекты недвижимости.

До ноября 2015 года вид разрешенного использования «малоэтажная застройка» (2.1), согласно Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , включал в себя исключительно территории, выделенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), размещение дачных домов и садовых домов.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ).

Частью 13 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона № 171-ФЗ следует, что виды разрешенного использования земельных участков, установленные до вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , признаются действительными, при этом правообладатель участка вправе их актуализировать путем направления в адрес уполномоченного органа власти соответствующего заявления об установлении тождественных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.

При установлении соответствия вида разрешенного использования Классификатору этот вид не изменяется.

Учитывая вышеизложенное, требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений <адрес> к Чичваркиной Т. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ногинский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Д.<адрес>

2-216/2022 (2-5038/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство имущественных отношений
Ответчики
Чичваркина Татьяна Васильевна
Другие
Чичваркин Александр Владимирович
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Румянцева Дарья Георгиевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
30.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.09.2021Передача материалов судье
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее