24RS0011-01-2023-000074-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 31 июля 2023 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.,
при секретаре – Гузовой С.М.,
с участием истца – Черепановой Е.И.,
представителя ответчика – Мотьевой Д.У.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований – Кривошеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-187/2023 по исковому заявлению Черепановой Евгении Ивановны к Министерству образования Красноярского края, Управлению образования администрации Дзержинского района Красноярского края о признании отказа Министерства образования Красноярского края о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным и возложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Черепанова Е.И. обратилась в Дзержинский районный суд с исковым заявлением к Министерству образования Красноярского края, Управлению образования администрации Дзержинского района Красноярского края о признании отказа Министерства образования Красноярского края о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным и возложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, незаконным. Свои исковые требования, мотивировав тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Так как ее мать умерла 21.02.2002 года, а отец на основании решения Канского городского суда Красноярского края от 31.01.2003 года лишен в отношении нее родительских прав. С 08.11.2001 года находилась в социальном приюте «Витязь» в с. Дзержинское. Состояла в очереди, как лицо из числа детей-сирот на получение жилья. С 01.09.2003 года по 27.06.2005 года училась в ГОУ ПУ-68 им. В.П. Астафьева в г. Бородино. После окончания училища уехала для проживания в Абанский район. Неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства администрации Дзержинского района, где состояла в очереди на получение жилья. 26.12.2022 года ей пришло письмо-уведомление из Министерства образования Красноярского края об отказе во включении в список детей-сирот, на основании п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, п.5 ст. 17 Закона № 12-961. Считает, что ее право на обеспечение жильем не реализовано по независящим от нее обстоятельствам, а по вине органа опеки и попечительства. Просит признать отказ Министерства образования Красноярского края в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязать ответчиков включить ее в список на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседание истец Черепанова Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам изложенным в иске. В 16 лет она ушла из ПУ, уехала к родственникам, где проживала и работала. В настоящее время она проживает в г. Красноярске, где снимает жилье. Она ранее стояла в льготной очереди на жилье, в опеке ей не объясняли, что нужно обратиться с письменным заявлением. С заявлением в Министерство образования Красноярского края обратилась только в 2022 году, где ей было отказано в связи с нарушением порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как она достигла возраста 23 года. Считает, что ей пропущен срок обращения в связи с тем, что сотрудники органов опеки ей не сообщили о необходимости письменного обращения с советующим заявлением до 23 лет.
В судебном заседании представитель ответчика специалист отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Дзержинского района Красноярского края Мотьева Д.У. с требованиями истца не согласилась, пояснила, что Черепанова Е.И. для включения ее в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, до достижения 23 лет не обращалась. 26.03.2003 Черепанова Е.И. действительно была поставлена на льготную очередь на получение квартиры, но согласно Указа Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005 года, данные очереди расформированы и утвержден порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, где они должны обратиться с советующим заявление и предоставить документы. До 2022 года Черепанова Е.И. не обращалась. При обращении в 2022 году Министерством образования Красноярского края ей было отказано в связи с нарушением порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как она достигла возраста 23 года. Уважительных причин пропуска вышеуказанного срока истец не сообщает.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства образования Красноярского края, не явился о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не предоставил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований КГБУ СО «КЦСОН «Дзержинский» Кривошеева Н.А. пояснила, что Черепанова Е.И. была доставлена в приют в 2001 году, в котором находилась как ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию. В 2002 года мате истицы умерла, отец был лишен родительских прав. 01.09.2003 года была направлена на обучение в ПУ № 68.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований администрация Дзержинского района Красноярского края в судебное заседание не явился о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не предоставил.
Выслушав доводы истца Черепановой Е.И., позицию представителя ответчика Управления образования администрации Дзержинского района Красноярского края Мотьевой Д.У., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований – Кривошеевой Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 г. N 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи, с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, что Черепанова Е.И. родилась … года в п. Абан Абанского района Красноярского края, родителями являлись Черепанов И.И., Черепанова С.Н. (свидетельство о рождении V-БА № 495481).
Из акта о передаче несовершеннолетней следует, что 29.10.2001 года главой Нижнетанайского сельсовета несовершеннолетняя Черепанова Е., передана Муниципальное учреждение Социальный приют для детей и подростков «Витязь». 29.10.2001 года согласно приказа № 268 несовершеннолетняя Черепанова Е.И. поступила Социальный приют «Витязь». Постеноалением Администрации Дзержинского района Красноярского края от 08.11.2001 года № 361-п Черепанова Е.И. определена на временное проживание в социальный приют.
Согласно свидетельства о смерти IV-БА № 541347 Черепанова С.Н. умерла 21.02.2002 года, место смерти д. Таловая Дзержинского района Красноярского рая.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 31.01.2003 года Черепанов И.И. лишен родительских прав в отношении Черепановой Е.И., на содержание дочери взысканы алименты.
Согласно приказа № 367 по Дзержинскому социальному приюту временного пребывания детей и подростков от 01.09.2003 года Черепанова Е.И. считать выбывшей, в связи с направлением для дальнейшего обучения в ПУ №68 п. Ирша.
Из пояснений истицы следует, что в ПУ № 68 она обучалась непродолжительное время, в 2003-2004 году уехала к деду в д. Таловая Дзержинского района. В последующий период она проживала у родных и знакомых, работала в различных местах. При этом с письменным заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда в органы опеки либо в Министерство образования Красноярского края не обращалась.
Согласно приказа Министерства образования Красноярского края от 26.12.2022 года № 840-11-05 Черепановой Е.И. 22.02.1989 года рождения отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда на основании п.9 ст.8 Закона № 159 ФЗ п.5 ст.17 Закона № 12-961, так как нарушен установленный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, старше 23 лет).
С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, оценивая заявленные исковые требования истца, суд полагает необходимым оставить их без удовлетворения, при этом суд исходил из того, что Черепанова Е.И. до достижения 23 лет в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, с целью предоставления жилого помещения не обращался, т.е. не воспользовалась правом, предоставленным законом. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствующих Черепановой Е.И. обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения им возраста 23 лет, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей - сирот со стороны государственных органов не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Черепановой Евгении Ивановны к Министерству образования Красноярского края, Управлению образования Дзержинского района о призвании отказа Министерства образования Красноярского края о включении в список детей - сирот, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным и возложении обязанности включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, подлежащих обеспечению жилым помещением – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Дзержинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.И. Бояркина