Дело № 2-367/2022
УИД 75RS0024-01-2022-000686-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Стуковой В.Д.,
с участием истца Токарева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева И.А. к администрации городского поселения «Чернышевское», администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа администрации городского поселения «Чернышевское» во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации незаконным, установлении факта проживания в жилом помещении, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации и выделить денежные средства на проведение капитального ремонта жилого помещения, признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, взыскании финансовой помощи и расходов на экспертизу,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Токарев И.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Чернышевское». В результате чего Токарев И.А. является пострадавшим от чрезвычайной ситуации, у него пострадал жилой дом и земельный участок.
Как следует из уведомления администрации городского поселения «Чернышевское» № от ДД.ММ.ГГГГ Токареву И.А. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с пропуском предельного срока для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки и отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное жилое помещение.
С данным решением администрации городского поселения «Чернышевское» истец не согласен. На момент чрезвычайной ситуации Токарев И.А. фактически проживал по вышеуказанному адресу, строил пострадавший во время паводка жилой дом (на основании разрешения на строительство), обрабатывал земельный участок.
Постановлением администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку и жилому дому присвоен адрес: <адрес>
На момент чрезвычайной ситуации жилой дом был достроен, однако право собственности оформлено не было. Согласно заключению экспертов жилой дом в результате чрезвычайной ситуации является ограниченно работоспособным.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес> в квартире принадлежащей его жене и приобретенной последней до заключения брака. Фактически истец проживает по адресу <адрес>
Заявление на включение в списки граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации было подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того согласно акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом подвергся воздействию чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, при этом пришли в негодность вещи первой необходимости, а именно отопительный котел, диван, шкаф, кухонный гарнитур, кухонный стол, плита для приготовления пищи, однако денежные средства за частичную утрату имущества первой необходимости ему выплачены не были.
Просит признать незаконным отказ администрации городского поселения «Чернышевское» во включении Токарева И.А. в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> установить факт проживания Токарева И.А. на момент возникшей чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>; признать Токарева И.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; признать за Токаревым И.А. право на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить Токарева И.А. в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации для выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства Токареву И.А. на проведение капитального ремонта жилого помещения; взыскать с администрации городского поселения «Чернышевское» в пользу Токарева И.А. денежную сумму за проведенную экспертизу в размере 20 000 рублей; признать за Токаревым И.А. право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить Токарева И.А. в список граждан нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации; взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Токарева И.А. финансовую помощь в размере 50 000 рублей; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец Токарев И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснил, что дом по адресу: <адрес> на период возникновения чрезвычайной ситуации был достроен и пригоден для проживания, однако в эксплуатацию в установленном порядке дом введен не был ни в период чрезвычайной ситуации ни в настоящее время, в связи с отсутствием у истца свободного времени и денежных средств. В жилой фонд данный дом не включен, право собственности на него не оформлено, документов, свидетельствующих что данный дом соответствует всем требованиям и является жилым помещением у истца не имеется. Площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м, документы подтверждающих данный факт отсутствуют. Истец неоднократно обращался в администрацию с заявлением о включении в списки граждан на проведение капитального ремонта и выплату финансовой помощи, при этом в связи с отсутствием документов на дом, ему было отказано в том числе и в проведении обследования жилого помещения, в связи с чем экспертиза проводилась по его заявлению на личные денежные средства.
Представитель ответчика - администрации городского поселения «Чернышевское» Кулешова У.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В представленном отзыве на исковое заявление указала, что администрацией городского поселения «Чернышевское» принято решение об отказе в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями». Предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, до 1 декабря 2021 года включительно. На основании подп.1 п. 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года №362 (несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил), в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов, которые могли быть основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Также в связи с имеющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности супруги Т.Л.С. иного жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: <адрес>. В удовлетворении исковых требований Токарева И.А. просит отказать.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, в представленном в суд отзыве на исковое заявление просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Кроме того указала, что компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие ЧС осуществляются за счет средств федерального бюджета из резервного фонда Правительства РФ при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействий поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. Он признан пострадавшим от паводка (наводнения) и ему выплачена единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. в августе 2021 года. Документов, подтверждающих частичную утрату имущества первой необходимости истцом не предоставлено, в списках граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости Токарева И.А. нет. Согласно иска обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет утраты имущества первой необходимости проведено в феврале 2022 года, о чем составлен акт обследования и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении полгода после возникновения чрезвычайной ситуации. В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Представители ответчиков администрации муниципального района «Чернышевский район» и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, мнения относительно заявленных исковых требований не высказали.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Л.С.А. Л.Л.В.. и М.А.А.. пояснили, что проживают по соседству с Токаревым И.А., который живет по адресу: <адрес> со своей женой с сентября 2020 года. Дом построен самим Токаревым И.А.. В результате паводков дом Токарева И.А. пострадал, что из имущества было утрачено пояснить не могут. Сведениями о введении дома в эксплуатацию и оформлении документов не располагают.
Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Как следует из подп.3 п.3 Правил мерой социальной поддержки является предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его в соответствующий список. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Согласно п. 30 Правил размер выплаты на осуществление капитального ремонта рассчитывается исходя из общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения. При расчете размера выплаты на осуществление капитального ремонта гражданами, указанными в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, учитывается стоимость капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения, не превышающая стоимость, установленную федеральными Правилами.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указаны несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367, определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», при этом дом <адрес> в зону действия режима чрезвычайной ситуации не включен.
Согласно акту обследования межведомственной комиссией жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в результате осмотра установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м подвергался воздействию чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление. Состояние жилого дома, оценивается как ограниченно работоспособное, требуется проведение капитального ремонта.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ состояние жилого дома по адресу<адрес> оценивается как ограниченно работоспособное, требуется проведение капитального ремонта.
Из заключения ООО Агентство «Оценка+» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при обследовании жилого дома (тип проекта объекта) по адресу: <адрес> установлено: неравномерная осадка фундамента, наблюдается отклонение стен по вертикали, полы с уклоном, со стороны подпола наблюдается плесень, сырость. Сведения о несоответствии установленным требованиям – искривление остова здания, необходимы мероприятия по усилению несущих конструкций здания. Степень повреждения объекта в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского каря – 36%. Категория технического состояния объекта – ограниченно работоспособное, требуется капитальный ремонт. В результате паводка объект относится к поврежденным жилым помещениям.
Согласно распоряжению администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ №р по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, представленных ДД.ММ.ГГГГ Токаревым И.А. на основании подп.1 п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил) Токареву И.А. отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Токарев И.А. уведомлен главой городского поселения «Чернышевское» о том, что в соответствии с распоряжением администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с истечением предельного срока для предоставления заявления и документов на оказание мер социальной поддержки, а также на основании подп. 1 п. 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года №362 (несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил) в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Токареву И.А. администрацией городского поселения «Чернышевское» предоставлен в аренду земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> сроком на 20 лет. Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Токаревым И.А. получено разрешение на строительство № индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ
Постановлениями главы администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № и № на основании заявления Токарева И.А. земельному участку и объекту капитального строительства, жилому дому присвоен адрес: <адрес>
Согласно копии паспорта Токарев И.А. зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение согласно выписке из ЕГРН принадлежит жене истца Т.Л.С.. на праве собственности.
Согласно частям 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ).
Статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, названным кодексом и другими федеральными законами.
Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации составляет жилищный фонд (ч.1 ст.19 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 3 ст.19 ЖК РФ одним из составляющих жилищного фонда является индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.
В силу прямого указания закона жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст.19 ЖК РФ).
Согласно ч.5 ст.19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.101997 №1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Положение о государственном учете жилищного фонда), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда определено, что государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (абзац первый пункта 7 Положения).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II названного Положения. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12 Положения).
Из изложенного следует, что к жилым помещениям относятся изолированные помещения (в том числе жилой дом), являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, данные о которых как о жилых помещениях содержатся в сведениях государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные указанной выше правовой нормой правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Однако вопреки изложенному истец не предоставил суду доказательства того, что строение или помещение, в котором он проживал, будучи зарегистрированным по другому адресу, включено в жилищный фонд в порядке, предусмотренном действующим жилищным или гражданским законодательством. Отсутствие документов по вводу объекта индивидуального строительства в эксплуатацию и включения его в жилищный фонд подтверждено самим истцом в ходе судебного заседания. При этом вопреки доводам истца технологическое присоединение объекта к источникам электроэнергии не может являться основанием для признания присоединенного объекта жилым помещением или подменять собой установленную процедуру включения помещения в жилищный фонд.
Кроме того, судом не принимается за основу и заключение межведомственной комиссии от 26.01.2022 №1 об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, поскольку в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, его действие не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 2).
Также суд учитывает и то, что в акте обследования жилого помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ № указана общая площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м, при этом истец Токарев И.А. в судебном заседании пояснил, что площадь построенного им дома составляет <данные изъяты> кв.м, о чем им сообщалось членам комиссии. Документального подтверждения площади строения суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа администрации городского поселения «Чернышевское» во включении Токарева И.А. в Список граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Забайкальского края в 2021 году на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признании за ним права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации; возложении на администрацию городского поселения «Чернышевское» обязанности включить Токарева И.А. в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации для выплат на проведение капитального ремонта, возложении обязанности на Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства Токареву И.А. на проведение капитального ремонта жилого помещения.
В связи с отказом в удовлетворении вышеуказанных требований истца, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с администрации городского поселения «Чернышевское» денежных средств, затраченных на проведение экспертизы в размере 20 000 рублей.
Не находит суд оснований и для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, по следующим основаниям.
Согласно «Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году», утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края №253 от 13 июля 2021 г., под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет); в) предметы мебели для сна - кровать (диван); г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; 2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Пострадавшие граждане имеют право на финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека.
Предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; 2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
Формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На основании утвержденных Губернатором Забайкальского края списков Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет выплату пострадавшим гражданам.
Финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Как усматривается из материалов дела доводы истца об утрате имущества первой необходимости основаны на акте обследования жилого помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому при визуальном осмотре жилого помещения установлено: пришли в негодность вещи первой необходимости, а именно отопительный котел, диван, шкаф, кухонный гарнитур, кухонный стол, плита для приготовления пищи.
На основании вышеуказанного акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования жилого помещения (дома), расположенного по адресу: <адрес> межведомственная комиссия приняла заключение № от ДД.ММ.ГГГГ - обратиться в Чернышевский районный суд.
Абзац 8 ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года №5242-1 определяет, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение, в связи с чем условия оказания единовременной материальной помощи предусматривают установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда находящемуся в жилом помещении имуществу первой необходимости, а также факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении.
Таким образом, установление факта проживания истца в строении, которое надлежащим образов в установленном законом порядке жилым не признано и не включено в жилищный фонд, не порождает для него тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях, а потому наличие у истца строения, не введенного в эксплуатацию как жилого помещения, на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для его признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и соответственно, для предоставления ему в связи с этим мер социальной поддержки.
Кроме того, суд учитывает, что акт, которым установлено, что пришли в негодность вещи первой необходимости истца составлен межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии длительного периода времени с момента возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем, достоверные, допустимые и бесспорные доказательства частичной утраты истцом имущества первой необходимости в связи с паводком, произошедшим в июле 2021 года, суду не представлены.
При этом учитывая вышеприведенное правовое регулирование, предоставляемая гражданам единовременная финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества носит компенсационный характер. Такие меры предоставляются лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в целях восстановления возможности нормальной жизнедеятельности. Вместе с тем, как следует из материалов дела и пояснений истца, его жене, брак с которой до настоящего времени не расторгнут, на праве собственности принадлежит жилое помещение – благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, в которой истец и зарегистрирован по месту жительства с сентября 2020 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества и взыскании финансовой помощи.
Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Токарева И.А. к администрации городского поселения «Чернышевское», администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отказа администрации городского поселения «Чернышевское» во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации незаконным, установлении факта проживания в жилом помещении, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации и выделить денежные средства на проведение капитального ремонта жилого помещения, признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, взыскании финансовой помощи и расходов на экспертизу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.И. Воротникова
Решение принято в окончательной форме 25 мая 2022 года.