Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-249/2023 ~ М-191/2023 от 12.05.2023

Дело № 2-249/2023 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2023 года. п.Октябрьский Пермского края

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Мухаметовой З.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Дороховой А.Г.,

представителей ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» Михеевой ФИО11 Пшеничной ФИО12

представителя ответчика – Муниципального образования «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Ярмышевой ФИО13

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - МБОУ «Октябрьская СОШ № 1, Учреждение), Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района в мае 2023 года по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» и его структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; п.5.1.7 . «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст; п.6.1.1 . «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст; п. 6.1 . «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, а именно: МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» расположено по адресу: <адрес>. В Учреждении действует структурное подразделение, не наделенное правами юридического лица «Больше-Сарсинская школа», расположенное по адресу: <адрес>.

В здании МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» и его структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» система пожарной сигнализации (далее- СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (далее –СОУЭ) при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей систем пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке.

Таким образом, в зданиях образовательного учреждения фактически не обеспечена пожарная безопасность, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения.

Согласно информации МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» на проведение работ по монтажу новой СПС и СОУЭ при пожаре в здании Учреждения по адресу <адрес>, необходимо 4269783 руб. 60 коп., на проведение работ по монтажу новой СПС и СОУЭ при пожаре в здании структурного подразделения Учреждения «Больше-Сарсинская школа» по адресу <адрес> - 1311597 руб. 37 коп.

Ввиду отсутствия указанных денежных средств МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» неоднократно направляла ходатайства о их выделении в Управление образования администрации Октябрьского городского округа.

На сегодняшний день бюджетные средства в необходимом объеме выделены только на монтаж новой СПС и СОУЭ в здании Учреждения, расположенного по <адрес>.

Учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края». МБОУ «Октябрьская СОШ » является некоммерческой организацией, следовательно, в случае отсутствия достаточных денежных средств, обязанность по дополнительному финансированию на обеспечение пожарной безопасности возлагается на администрацию Октябрьского городского округа.

Постановлением главы администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы (далее-Дорожная карта). Согласно Дорожной карте предполагаемый срок выделения денежных средств на замену СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации в здании структурного подразделения Учреждения «Больше-Сарсинская школа» - 2026 год.

При названных обстоятельствах СПС и СОУЭ на рассматриваемых объектах не подлежат эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и, как следствие, своевременная эвакуация людей из зданий (до истечения необходимого времени эвакуации людей в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара). Имеющаяся на объектах СОУЭ также не выполняет свою функцию.

В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем.

Наличие в зданиях образовательных организаций дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта является важным и безоговорочным требованием Технического регламента, учитывая существенные индикаторы рисков объектов образования, такие как нахождение детей разного возраста и уровня мобильности. Невыполнение указанного требования напрямую влияет на время сообщения о пожаре и прибытия подразделения пожарной охраны на объект образования для спасения людей и тушения пожара. Данное нарушение, принимая во внимание неисправность СПС и СОУЭ, влечет недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей.

Просят возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.6.1 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п.6.1. . Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа » обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 . «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1 . Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).

Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа » денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенном по адресу: <адрес>, а именно для: проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 . «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.6.1 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1 «. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»).

Помощник прокурора Октябрьского района Дорохова ФИО14. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Ответчики–представители Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» Михеева ФИО15 Пшеничная ФИО16. в судебном заседании с заявленными требованиями согласились частично и пояснили, что по основному зданию школы пожарная сигнализация будет установлена до ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в полном объеме выделены, сейчас идет процедура аукциона. По школе в д.Большой Сарс считают, что пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии и тратить денежные средства в размере 1 000 000 руб. на такую маленькую школу нецелесообразно. Просили установить срок для устранения нарушений по школе в д.Большой Сарс до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик – представитель Муниципального образования «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Ярмышева ФИО17. с исковыми требованиями согласилась частично и пояснила, что администрация не согласна с требованием прокурора в части срока выделить денежные средства для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку объем бюджетных денежных средств для устранения нарушений составляет 1311597 руб.37 коп. Согласно плана мероприятий по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 г., предполагаемый срок исполнения-2026 год. Бюджет Октябрьского городского округа на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы сформирован. Просили установить срок для выделения денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ. В деле имеется письменный отзыв (л.д.56-57).

Допрошенный в качестве специалиста Томилов ФИО18. в судебном заседании пояснил, что работает государственным инспектором в 25 ОНПР по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка по результатам которой выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. В данном предписании указаны нарушения обязательных требований, в том числе связанные с эксплуатацией системы противопожарной защиты за пределами срока службы. В требованиях систем безопасности определено, что эксплуатация систем противопожарной защиты, в том числе систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре за пределами срока службы недопустима. Указанное регламентируется п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства . Кроме того в развитие указанной федеральной нормы предусмотрено положение соответствующих ГОСТов правила эксплуатации, технического обслуживания, ремонта указных систем противопожарной защиты, это . В данном случае применительно к системе пожарной сигнализации необходимо в случае истечения десятилетнего срока службы данной системы обеспечить проведение комплексных испытаний в обязательном порядке с участием завода-изготовителя технических средств и при отрицательных результатах произвести замену- модернизацию полностью данной системы. Что касается системы оповещения управления эвакуацией то проведение испытания не предусмотрено, в данном случае необходимо производить замену при наступлении предельного срока. В случае если срок истек, то эксплуатировать недопустимо, потому что заводом- изготовителем установлен предельный срок, в течение которого технические средства могут выполнять свою функцию, в частности пожарная сигнализация. В случае неисправности данных систем, может быть, не обеспечено своевременное оповещение людей о пожаре, возникшем в том или ином помещении и, как следствие, своевременная эвакуация людей из здания до истечения необходимого времени воздействия на людей опасных факторов пожара с причинением вреда жизни и здоровью.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Томилова ФИО19., изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с ч.1 ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ).

В соответствии со ст.16 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Во исполнение вышеназванной нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), а приказами МЧС России утверждены своды правил систем противопожарной защиты (далее - СП) и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждены государственные стандарты в сфере пожарной безопасности (далее по тексту - ГОСТы).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пунктом 6.1.1 . «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее - ) установлены общие требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту системы пожарной сигнализации (далее - СПС), которая включает в себя подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СПС (изучение технической документации); использование СПС по назначению; контроль технического состояния СПС; техническое обслуживание (ТО); ремонт СПС (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СПС, выявление их причин; испытания на работоспособность СПС; своевременную замену технических средств СПС. Пунктом 6.1.1 «. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее – ), установлено, что эксплуатация системы оповещения и управления эвакуацией (далее -СОУЭ) включает в себя: обучение и подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СОУЭ; ввод в эксплуатацию СОУЭ; контроль технического состояния СОУЭ; ТО и ремонт СОУЭ (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СОУЭ, выявление их причин; периодические проверки (испытания) СОУЭ; своевременную замену технических средств СОУЭ; ведение эксплуатационного журнала. При достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния организация должна принять меры к созданию новой системы (п.5.1.7. «. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее – ). Судом установлено и из материалов дела следует: ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Октябрьского района принято решение о проведении проверки деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа » требований законодательства о пожарной безопасности (л.д.10). Согласно справке о результатах проведенной проверки деятельности МБОУ «Октябрьская СОШ » от ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Октябрьского района Чепкасовой ФИО20. по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что в здании МБОУ «Октябрьская СОШ » и его структурном подразделении «Больше-Сарсинская школа» система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации. Кроме того, руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей систем пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке. В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем (л.д.6-9).      Начальником 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю направлена ДД.ММ.ГГГГ прокурору Октябрьского района информация в которой указано, что на объектах образования Октябрьского городского округа, в том числе: МБОУ «Октябрьская СОШ » (<адрес>) допущена эксплуатация систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с истекшими сроками службы, в отсутствие проектной, в том числе исполнительной и технической документации. Просит в рамках надзора за исполнением законодательства оказать содействие в предотвращении угрозы причинении вреда охраняемым законом ценностям, создаваемой эксплуатацией объектов образовательных учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (л.д.11-12). К указанной информации приложены предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 97/1 и 98/1 в отношении МБОУ «Октябрьская СОШ №1» (л.д.13-14, 15-16) Согласно дополнительной информации к письму от ДД.ММ.ГГГГ начальника 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю прокурору Октябрьского района сообщает, что согласно поступившего Плана мероприятий, утвержденного главой городского округа-главой администрации Октябрьского городского округа согласно которому выполнение противопожарных мероприятий, связанных с заменой систем противопожарной защиты с истекшими сроками службы планируется только к 2024-2026 годам. Между тем, эксплуатация, в том числе и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СПС и СОУЭ) с истекшими сроками службы и (или) в отсутствие технической документации категорически недопустима и однозначно свидетельствует о неисправности (несоответствии обязательным требованиям) технических средств указанных систем. Просит оказать содействие в предотвращении угрозы причинении вреда охраняемым законом ценностям, создаваемой эксплуатацией объектов образовательных учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (л.д.22). Согласно ответа администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на разработку проектно-сметной документации системы АПС и СОУЭ в МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» направлено 53 745 руб., в 2023 году запланированы на устранение нарушений требований пожарной безопасности на данное Учреждение денежные средства в сумме 4269783 руб. 60 коп., объем бюджетных денежных средств, необходимых для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности сформирован, согласно поступивших ходатайств МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» структурное подразделение «Больше-Сарсинская СОШ» монтаж системы АПС и СОУЭ сумма 1311597 руб. 37 коп. (л.д.17-18). Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы (далее - Дорожная карта). Согласно Дорожной карте предполагаемый срок выделения денежных средств на замену СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации в здании МБОУ «Октябрьская СОШ » структурное подразделение «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес> - 2026 год (л.д. 19-20, 23-24,78). Согласно ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Октябрьская СОШ » направила руководителю Октябрьского РУО о выделении дополнительных финансовых средств на установку АПС и СОУЭ на объект структурное подразделение Больше –Сарсинская школа по адресу <адрес>. Стоимость работ составит 1311597 руб. 37 коп. (л.д. 25). Согласно информации МБОУ «Октябрьская СОШ » от ДД.ММ.ГГГГ направленной начальнику 25 ОНПР по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю, по предписанию по объекту здания школы по адресу <адрес> проект на новую систему АПС и СОУЭ имеется, сметы утверждены заказчиком, работы будут проведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По предписанию -объект здания школы по адресу <адрес> ходатайство о выделении дополнительных денежных средств на установку АПС и СОУЭ направлены в адрес учредителя, получен ответ о выделении денежных средств в 2026 году (л.д.26). Решением главного государственного инспектора Октябрьского городского округа и Уинского муниципального округа Пермского края по пожарному надзору начальника 25 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Октябрьская СОШ » отсрочено исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, а также рекомендовано прекратить эксплуатацию объекта образования по адресу <адрес>, в том числе исключить проведение на объекте летней оздоровительной компании, организацию детского отдыха до приведения указанного здания в надлежащее противопожарное состояние (л.д. 27 оборот-29).В соответствии с п. 1.1 Устава МБОУ «Октябрьская СОШ », утвержденного постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением. В силу п. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Октябрьского городского округа Пермского края. В соответствии с п. 1.7 в Учреждении действует структурное подразделение, не наделенное правами юридического лица: «Болыше-Сарсинская школа». Адрес места осуществления образовательной деятельности структурного подразделения: <адрес> (л.д. 30-34). Согласно п.п.14 п.1 ст.8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (л.д.58-59).Поскольку МБОУ «Октябрьская СОШ » является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ», функции и полномочия которого осуществляет администрация Октябрьского городского округа Пермского края, следовательно обязанность по финансированию на обеспечение пожарной безопасности должна быть возложена на муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа.С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа » и его структурном подразделении «Больше-Сарсинская школа» эксплуатируются с истекшим сроком эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и как следствие своевременная эвакуация людей в безопасную зону. Отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ исключает правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом изготовителем.

Таким образом, невыполнение указанных требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья несовершеннолетних и работников Учреждения, а также на безопасные условия нахождения их в образовательном учреждении.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной     безопасности.

Ссылка в просительной части искового заявления на п.6.6.1 , вместо п.6.1.1 указанного ГОСТа, а также на п.6.1 , вместо п.6.1.1 указанного ГОСТа является технической ошибкой, поскольку по тексту искового заявления прокурор ссылался на п.6.1.1 и п.6.1.1 .

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчикам потребуется изыскать дополнительные денежные средства, организовать и провести необходимые мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, а также учитывая, что образовательная деятельность должна быть безопасной для здоровья и жизни обучающихся и других работников школы, поэтому суд находит разумным и достаточным срок для устранения данных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки или отсрочки его исполнения (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 . «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима);

обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима);

обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).

Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа » денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенном по адресу: <адрес>, а именно для: проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 . «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.Ю.Савченко

Копия верна.

Судья    

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-249/2023

2-249/2023 ~ М-191/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Панков Л.В.
Ответчики
МО "Октябрьский городской округ" в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края
МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1"
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Савченко С.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2023Передача материалов судье
15.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
11.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее