Дело № 2-249/2023 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Дороховой А.Г.,
представителей ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» Михеевой ФИО11 Пшеничной ФИО12
представителя ответчика – Муниципального образования «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Ярмышевой ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - МБОУ «Октябрьская СОШ № 1, Учреждение), Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района в мае 2023 года по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» и его структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п.5.1.7 №. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст; п.6.1.1 №. «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст; п. 6.1 №. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, а именно: МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» расположено по адресу: <адрес>. В Учреждении действует структурное подразделение, не наделенное правами юридического лица «Больше-Сарсинская школа», расположенное по адресу: <адрес>.
В здании МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» и его структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» система пожарной сигнализации (далее- СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (далее –СОУЭ) при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации.
Кроме того, руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей систем пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке.
Таким образом, в зданиях образовательного учреждения фактически не обеспечена пожарная безопасность, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения.
Согласно информации МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» на проведение работ по монтажу новой СПС и СОУЭ при пожаре в здании Учреждения по адресу <адрес>, необходимо 4269783 руб. 60 коп., на проведение работ по монтажу новой СПС и СОУЭ при пожаре в здании структурного подразделения Учреждения «Больше-Сарсинская школа» по адресу <адрес> - 1311597 руб. 37 коп.
Ввиду отсутствия указанных денежных средств МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» неоднократно направляла ходатайства о их выделении в Управление образования администрации Октябрьского городского округа.
На сегодняшний день бюджетные средства в необходимом объеме выделены только на монтаж новой СПС и СОУЭ в здании Учреждения, расположенного по <адрес>.
Учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края». МБОУ «Октябрьская СОШ №» является некоммерческой организацией, следовательно, в случае отсутствия достаточных денежных средств, обязанность по дополнительному финансированию на обеспечение пожарной безопасности возлагается на администрацию Октябрьского городского округа.
Постановлением главы администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы (далее-Дорожная карта). Согласно Дорожной карте предполагаемый срок выделения денежных средств на замену СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации в здании структурного подразделения Учреждения «Больше-Сарсинская школа» - 2026 год.
При названных обстоятельствах СПС и СОУЭ на рассматриваемых объектах не подлежат эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и, как следствие, своевременная эвакуация людей из зданий (до истечения необходимого времени эвакуации людей в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара). Имеющаяся на объектах СОУЭ также не выполняет свою функцию.
В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем.
Наличие в зданиях образовательных организаций дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта является важным и безоговорочным требованием Технического регламента, учитывая существенные индикаторы рисков объектов образования, такие как нахождение детей разного возраста и уровня мобильности. Невыполнение указанного требования напрямую влияет на время сообщения о пожаре и прибытия подразделения пожарной охраны на объект образования для спасения людей и тушения пожара. Данное нарушение, принимая во внимание неисправность СПС и СОУЭ, влечет недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей.
Просят возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 № «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.6.1 № «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п.6.1. №. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п. 5.1.7 №. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 № «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1 №. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»; обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима); обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).
Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенном по адресу: <адрес>, а именно для: проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 №. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.6.1 № «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию», п. 6.1 «№. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»).
Помощник прокурора Октябрьского района Дорохова ФИО14. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Ответчики–представители Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» Михеева ФИО15 Пшеничная ФИО16. в судебном заседании с заявленными требованиями согласились частично и пояснили, что по основному зданию школы пожарная сигнализация будет установлена до ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в полном объеме выделены, сейчас идет процедура аукциона. По школе в д.Большой Сарс считают, что пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии и тратить денежные средства в размере 1 000 000 руб. на такую маленькую школу нецелесообразно. Просили установить срок для устранения нарушений по школе в д.Большой Сарс до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик – представитель Муниципального образования «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Ярмышева ФИО17. с исковыми требованиями согласилась частично и пояснила, что администрация не согласна с требованием прокурора в части срока выделить денежные средства для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа» до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку объем бюджетных денежных средств для устранения нарушений составляет 1311597 руб.37 коп. Согласно плана мероприятий по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 г., предполагаемый срок исполнения-2026 год. Бюджет Октябрьского городского округа на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы сформирован. Просили установить срок для выделения денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ. В деле имеется письменный отзыв (л.д.56-57).
Допрошенный в качестве специалиста Томилов ФИО18. в судебном заседании пояснил, что работает государственным инспектором в 25 ОНПР по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка по результатам которой выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. В данном предписании указаны нарушения обязательных требований, в том числе связанные с эксплуатацией системы противопожарной защиты за пределами срока службы. В требованиях систем безопасности определено, что эксплуатация систем противопожарной защиты, в том числе систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре за пределами срока службы недопустима. Указанное регламентируется п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства №. Кроме того в развитие указанной федеральной нормы предусмотрено положение соответствующих ГОСТов правила эксплуатации, технического обслуживания, ремонта указных систем противопожарной защиты, это №. В данном случае применительно к системе пожарной сигнализации необходимо в случае истечения десятилетнего срока службы данной системы обеспечить проведение комплексных испытаний в обязательном порядке с участием завода-изготовителя технических средств и при отрицательных результатах произвести замену- модернизацию полностью данной системы. Что касается системы оповещения управления эвакуацией то проведение испытания не предусмотрено, в данном случае необходимо производить замену при наступлении предельного срока. В случае если срок истек, то эксплуатировать недопустимо, потому что заводом- изготовителем установлен предельный срок, в течение которого технические средства могут выполнять свою функцию, в частности пожарная сигнализация. В случае неисправности данных систем, может быть, не обеспечено своевременное оповещение людей о пожаре, возникшем в том или ином помещении и, как следствие, своевременная эвакуация людей из здания до истечения необходимого времени воздействия на людей опасных факторов пожара с причинением вреда жизни и здоровью.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Томилова ФИО19., изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ).
В соответствии со ст.16 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Во исполнение вышеназванной нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), а приказами МЧС России утверждены своды правил систем противопожарной защиты (далее - СП) и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждены государственные стандарты в сфере пожарной безопасности (далее по тексту - ГОСТы).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пунктом 6.1.1 №. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - №) установлены общие требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту системы пожарной сигнализации (далее - СПС), которая включает в себя подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СПС (изучение технической документации); использование СПС по назначению; контроль технического состояния СПС; техническое обслуживание (ТО); ремонт СПС (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СПС, выявление их причин; испытания на работоспособность СПС; своевременную замену технических средств СПС. Пунктом 6.1.1 «№. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее – №), установлено, что эксплуатация системы оповещения и управления эвакуацией (далее -СОУЭ) включает в себя: обучение и подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СОУЭ; ввод в эксплуатацию СОУЭ; контроль технического состояния СОУЭ; ТО и ремонт СОУЭ (при необходимости); устранение неисправностей и ложных срабатываний СОУЭ, выявление их причин; периодические проверки (испытания) СОУЭ; своевременную замену технических средств СОУЭ; ведение эксплуатационного журнала. При достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния организация должна принять меры к созданию новой системы (п.5.1.7. «№. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее – №). Судом установлено и из материалов дела следует: ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Октябрьского района принято решение № о проведении проверки деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» требований законодательства о пожарной безопасности (л.д.10). Согласно справке о результатах проведенной проверки деятельности МБОУ «Октябрьская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Октябрьского района Чепкасовой ФИО20. по информации 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что в здании МБОУ «Октябрьская СОШ №» и его структурном подразделении «Больше-Сарсинская школа» система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации. Кроме того, руководителем Учреждения не принято мер к выводу составных частей систем пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре из эксплуатации и не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре до их замены в установленном порядке. В отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем недопустимы. В условиях ее отсутствия исключено правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта СПС и СОУЭ, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом-изготовителем (л.д.6-9). Начальником 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю направлена ДД.ММ.ГГГГ прокурору Октябрьского района информация в которой указано, что на объектах образования Октябрьского городского округа, в том числе: МБОУ «Октябрьская СОШ №» (<адрес>) допущена эксплуатация систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с истекшими сроками службы, в отсутствие проектной, в том числе исполнительной и технической документации. Просит в рамках надзора за исполнением законодательства оказать содействие в предотвращении угрозы причинении вреда охраняемым законом ценностям, создаваемой эксплуатацией объектов образовательных учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (л.д.11-12). К указанной информации приложены предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 97/1 и 98/1 в отношении МБОУ «Октябрьская СОШ №1» (л.д.13-14, 15-16) Согласно дополнительной информации к письму от ДД.ММ.ГГГГ начальника 25 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю прокурору Октябрьского района сообщает, что согласно поступившего Плана мероприятий, утвержденного главой городского округа-главой администрации Октябрьского городского округа согласно которому выполнение противопожарных мероприятий, связанных с заменой систем противопожарной защиты с истекшими сроками службы планируется только к 2024-2026 годам. Между тем, эксплуатация, в том числе и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СПС и СОУЭ) с истекшими сроками службы и (или) в отсутствие технической документации категорически недопустима и однозначно свидетельствует о неисправности (несоответствии обязательным требованиям) технических средств указанных систем. Просит оказать содействие в предотвращении угрозы причинении вреда охраняемым законом ценностям, создаваемой эксплуатацией объектов образовательных учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (л.д.22). Согласно ответа администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что на разработку проектно-сметной документации системы АПС и СОУЭ в МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» направлено 53 745 руб., в 2023 году запланированы на устранение нарушений требований пожарной безопасности на данное Учреждение денежные средства в сумме 4269783 руб. 60 коп., объем бюджетных денежных средств, необходимых для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности сформирован, согласно поступивших ходатайств МБОУ «Октябрьская СОШ № 1» структурное подразделение «Больше-Сарсинская СОШ» монтаж системы АПС и СОУЭ сумма 1311597 руб. 37 коп. (л.д.17-18). Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению замены автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре с истекшим сроком эксплуатации учреждений образования Октябрьского городского округа на 2023-2026 годы (далее - Дорожная карта). Согласно Дорожной карте предполагаемый срок выделения денежных средств на замену СПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации в здании МБОУ «Октябрьская СОШ №» структурное подразделение «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес> - 2026 год (л.д. 19-20, 23-24,78). Согласно ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Октябрьская СОШ №» направила руководителю Октябрьского РУО о выделении дополнительных финансовых средств на установку АПС и СОУЭ на объект структурное подразделение Больше –Сарсинская школа по адресу <адрес>. Стоимость работ составит 1311597 руб. 37 коп. (л.д. 25). Согласно информации МБОУ «Октябрьская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ направленной начальнику 25 ОНПР по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю, по предписанию № по объекту здания школы по адресу <адрес> проект на новую систему АПС и СОУЭ имеется, сметы утверждены заказчиком, работы будут проведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По предписанию №-объект здания школы по адресу <адрес> ходатайство о выделении дополнительных денежных средств на установку АПС и СОУЭ направлены в адрес учредителя, получен ответ о выделении денежных средств в 2026 году (л.д.26). Решением главного государственного инспектора Октябрьского городского округа и Уинского муниципального округа Пермского края по пожарному надзору начальника 25 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Октябрьская СОШ №» отсрочено исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, а также рекомендовано прекратить эксплуатацию объекта образования по адресу <адрес>, в том числе исключить проведение на объекте летней оздоровительной компании, организацию детского отдыха до приведения указанного здания в надлежащее противопожарное состояние (л.д. 27 оборот-29).В соответствии с п. 1.1 Устава МБОУ «Октябрьская СОШ №», утвержденного постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждение является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением. В силу п. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Октябрьского городского округа Пермского края. В соответствии с п. 1.7 в Учреждении действует структурное подразделение, не наделенное правами юридического лица: «Болыше-Сарсинская школа». Адрес места осуществления образовательной деятельности структурного подразделения: <адрес> (л.д. 30-34). Согласно п.п.14 п.1 ст.8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (л.д.58-59).Поскольку МБОУ «Октябрьская СОШ №» является муниципальным некоммерческим бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ», функции и полномочия которого осуществляет администрация Октябрьского городского округа Пермского края, следовательно обязанность по финансированию на обеспечение пожарной безопасности должна быть возложена на муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа.С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что система пожарной сигнализации (СПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» и его структурном подразделении «Больше-Сарсинская школа» эксплуатируются с истекшим сроком эксплуатации, исправное состояние указанных систем не обеспечено. Вследствие неисправности СПС может быть не обеспечено своевременное и достоверное обнаружение пожара, своевременная подача управляющих достоверных сигналов о пожаре на СОУЭ и как следствие своевременная эвакуация людей в безопасную зону. Отсутствие проектной, технической документации эксплуатации СПС и СОУЭ исключает правильное составление регламента технического обслуживания и ремонта, учитывающего эксплуатационные характеристики технических средств указанных систем, определенные заводом изготовителем.
Таким образом, невыполнение указанных требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья несовершеннолетних и работников Учреждения, а также на безопасные условия нахождения их в образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Ссылка в просительной части искового заявления на п.6.6.1 №, вместо п.6.1.1 указанного ГОСТа, а также на п.6.1 №, вместо п.6.1.1 указанного ГОСТа является технической ошибкой, поскольку по тексту искового заявления прокурор ссылался на п.6.1.1 № и п.6.1.1 №.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчикам потребуется изыскать дополнительные денежные средства, организовать и провести необходимые мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, а также учитывая, что образовательная деятельность должна быть безопасной для здоровья и жизни обучающихся и других работников школы, поэтому суд находит разумным и достаточным срок для устранения данных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки или отсрочки его исполнения (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1», Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 №. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 № «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «№. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;
обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима);
обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
провести работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п.54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 № «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 № «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «№. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;
обеспечить ежегодное проведение испытаний системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима);
обеспечить наличие на объекте защиты технической документации на системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пуско-наладочных испытаний указанных систем (п. 54 Правил противопожарного режима).
Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» денежные средства в размере, необходимом для устранения нарушений законодательства в здании структурного подразделения «Больше-Сарсинская школа», расположенном по адресу: <адрес>, а именно для: проведения работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, соответствующей требованиям п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, п.5.1.7 №. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п.6.1.1 №Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», п.6.1.1 «№. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-249/2023