Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2197/2023 ~ М-1684/2023 от 28.04.2023

№ 2-2197/2023

70RS0004-01-2023-002072-84

Решение

Именем Российской Федерации

5 июня 2023 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кравченко А.В.,

при секретаре Шведовой Т.А.,

с участием процессуального истца старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И.,

материальных истцов Кокориной В.С., Суромкина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Кокориной Валентины Сергеевны, Суромкина Александра Сергеевича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Советского района г. Томска, действующий в защиту прав и законных интересов Кокориной В.С., Суромкина А.С., обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации <адрес>, в котором просил предоставить материальным истцам вне очереди, взамен непригодного для проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте населенного пункта <адрес>, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью не менее 45,4 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского района г. Томска по обращению Суромкина А.С., Кокориной В.С. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с длительным расселением аварийного дома по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что Кокорина В.С. на основании решения жилищной комиссии администрации Советского района г. Томска от 19.10.2021 была признана нанимателем жилого помещения – <адрес> в <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 13.04.2016 № 1812 и Постановлением администрации Города Томска от 25.04.2016 № 332 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, общий физический износ здания составил 65%. До настоящего времени ответчиком мер к отселению граждан из аварийного жилья не предпринято. Какие-либо работы по капитальному ремонту многоквартирного дома не проводилось, проживание истцов в указанной квартире представляет реальную угрозу жизни и здоровью. Указанный многоквартирный жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 г. Вместе с тем, факт непригодности спорного жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для предоставления материальным истцам иного благоустроенного жилья по договору социального найма.

В судебном заседании процессуальный истец старший помощник прокурора Советского района г. Томска Еловикова М.И. исковые требования поддержала в полном объеме, указала на невозможность дальнейшего проживания истцов в жилом помещении, поскольку такое проживание представляет угрозу жизни и здоровью граждан. Какие-либо ремонтные работы ответчиком в жилом помещении не проводились. Иного жилья на праве собственности истцы не имеют.

Материальные истцы Кокорина В.С., Суромкин А.С. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснили, что проживание в жилом доме невозможно, несущие конструкции находятся в недопустимом состоянии, что угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом помещении.

Ответчик муниципальное образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска.

Заслушав пояснения процессуального и материальных истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г. Томска на основании заявления Кокориной В.С., Суромкина А.С. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с длительным расселением аварийного дома по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое истцами, относится к муниципальному жилищному фонду.

Согласно сведениям Реестра муниципального имущества, содержащихся в ответе Департамента управления муниципальной собственностью Администрации Города Томска от 10.04.2023 № 3721, сведениям технического паспорта, экспликации к поэтажному плану по состоянию на 1991 год, площадь жилого помещения – <адрес> в <адрес>, состоящей из двух комнат, составляет 45,4 кв.м.. Суд полагает при определении площади жилого помещения исходить из указанных сведений.

На основании решения администрации Советского района г. Томска от 19.10.2021 (протокол № 15, утвержден распоряжением администрации от 19.10.2021 № 779), Кокорина В.С. признана нанимателем жилого помещения, общей площадью 45,4 кв.м по адресу: <адрес>, вместо предыдущего нанимателя Б.Г.В., что ответчиком не оспаривается, подтверждается ответом администрации Советского района г. Томска от 19.10.2021 № 364, справкой паспортного стола от 20.03.2023.

Как следует из справки паспортного отдела ООО «Жилремсервис» от 20.03.2023 о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, справки паспортного стола от 20.03.2023, вместе с ответственным нанимателем Кокориной В.С. в <адрес> в <адрес> зарегистрирован Суромкин А.С. - сын.

В соответствии с ч.1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска № 95 от 28.02.2006 создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии от 13.04.2016 № 1812 и принятым на его основании постановлением администрации г. Томска от 25.04.2016 № 332, многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 6 указанного постановления на администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2019 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, указанных в п. 4 постановления, предоставленных по договору социального найма.

Многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра, под номером 95.

Согласно ответу администрации Советского района г. Томска от 11.03.2023 № 1760, планируемая дата окончания расселения нанимателей <адрес> в <адрес> в соответствии с Региональной программой, 31.12.2024.

Вместе с тем, согласно заключению межведомственной комиссии от 13.04.2016 № 1812 по результатам осмотра жилого дома по <адрес> в <адрес>, представленного в материалы дела отчета МБУ «ПСБ» за 2016 год, фотографий жилого дома, имеющихся в отчете, в результате визуального осмотра указанного многоквартирного дома выявлены деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности конструкций жилого дома, что приводит к опасности обрушения основных несущих строительных конструкций (кирпичные и деревянные стены, перекрытия). Все основные несущие конструкции жилого дома (фундамент, стены, перекрытия) находятся в аварийном состоянии. Физический износ здания составляет 65%. Вследствие физического и морального износа эксплуатация систем отопления, канализации, холодного и горячего водоснабжения в дальнейшем невозможна, эксплуатация электроснабжения в помещениях в уровне цокольного этажа, в помещения в осях 4-5/Б-В в уровне второго этажа в дальнейшем невозможна.

Данных о том, что в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> проводился или планируется проводится капитальный ремонт, не имеется, что подтверждается ответом администрации Советского района г. Томска от 11.03.2023 № 1760.

Неудовлетворительное состояние жилого дома по <адрес> в <адрес> не оспаривается представителем ответчика администрации г. Томска, доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в муниципальной программе, суду не представлено. С момента признания жилого дома аварийным в 2016 году, прошло более 6 лет. Дальнейшее пребывания материальных истцов в аварийном жилом доме представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Иного жилого помещения в собственности у истцов не имеется, что подтверждается сведениями Восточно-сибирского филиала ППК «Роскадастр» Томское отделение от 10.04.2023, уведомлениями из ЕГРН от 04.04.2023 № КУВИ-001/2023-79480129, от 04.04.2023 № КУВИ-001/2023-79477256, и не оспаривается стороной ответчика.

Таким образом, вышеизложенные свидетельствует о том, что истцы, обладают в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилого помещения взамен аварийного, которое ответчиком не оспорено.

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, истцы относятся к категории нуждающихся в жилом помещении, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Внеочередной порядок предоставления жилья своей целью имеет именно скорейшее устранение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

И исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку дом по <адрес> в <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования прокурора, действующего в интересах Кокориной В.С., Суромкина А.С. о предоставлении им взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Само по себе отсутствие бюджетных ассигнований на приобретение жилья для предоставления гражданам по договорам социального найма в многоквартирных домах,, признанных аварийными и подлежащими сносу, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставления жилого помещения вне очереди по договорам социального найма, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав истцов, проживающих в доме, подлежащем сносу, не должно лишать истцов возможности требовать защиты нарушенных прав, в том числе путем внеочередного предоставления жилья, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из выписки из сведений Реестра муниципального имущества, сведений технического паспорта, экспликации к поэтажному плану по состоянию на 1991 год, согласно которым, площадь жилого помещения – <адрес> в <адрес>, состоящей из двух комнат, составляет 45,4 кв.м..

Таким образом, материальным истцам Кокориной В.С., Суромкину А.С.должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 45,4 кв.м., взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Кокориной Валентины Сергеевны, Суромкина Александра Сергеевича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Кокориной Валентине Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ..., ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения ), Суромкину Александру Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ..., ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 45,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст изготовлен 13.06.2023.

2-2197/2023 ~ М-1684/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суромкин Александр Сергеевич
прокурор Советского района г.Томска в интересах Кокориной В.С., Суромкина А.С
Кокорина Валентина Сергеевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Кравченко А.В.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Подготовка дела (собеседование)
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Дело оформлено
19.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее