УИД 21RS0№-20
Производство № 2-525/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии
в составе:
председательствующего судьи Иванова Н.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием:
помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах несовершеннолетнего Абакумова Р.В. в лице законного представителя Беловой Н.А. к администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о взыскании компенсации морального вреда, причиненного вследствие нападения собаки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего Абакумова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Беловой Н.А. обратился в суд с иском к ответчику администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, которым просит взыскать с администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики в пользу законного представителя несовершеннолетнего Абакумова Р.В. - Беловой Н.А. компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нападения собаки, в размере ФИО12
В обоснование иска указано следующее: прокуратурой Ядринского района в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области ответственного обращения с животными, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены нарушения. Установлено, что Белова Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> со своим несовершеннолетним сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> в 18 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ на несовершеннолетнего ФИО1, находившегося вблизи <адрес>, напала бродячая собака, в результате чего причинила «укушенную рану правого бедра», что подтверждается листом осмотра врача-хирурга ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие чего ФИО1 испытал физические и нравственные страдания, стал бояться собак, испытывал трудности с передвижением. Установлено, что администрацией муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7 заключен муниципальный контракт № на сумму ФИО13 на оказание услуг по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев (отлов, транспортировка, содержание, оказание ветеринарных услуг, возврат в прежнее место обитания), обитающих на территории Ядринского муниципального округа. Ответчиком должных мер по отлову собак, находящихся без сопровождения владельцев на территории Ядринского муниципального округа, а также надлежащих мер по контролю, не предпринято, в связи с чем имеется причинно-следственная связь между бездействием администрации и нападением безнадзорной собаки.
В ходе судебного заседания участвующий по делу помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО8 поддержал иск прокурора и просил удовлетворить требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в своем отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя администрации в суде, оставляя на усмотрение суда вопрос об удовлетворении иска. В случае удовлетворении иска просила уменьшить сумму компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица - БУ «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии в судебном заседании по делу не участвовал, возражений против требований прокурора суду не представил.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных ин6тересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, организация и осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
Статьей 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ определены мероприятия при осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также требования, подлежащие соблюдению, при отлове животных без владельцев.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
В соответствии со ст. 16, п. 15 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения также отнесены осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Аналогичные права закреплены п. 14 ч.1 ст. 8.1 Закона ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 30 мин. Абакумова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находившийся вблизи <адрес>, подвергся нападению собаки, причинившей ему телесные повреждения.
Несовершеннолетний Абакумов Р.В. обратился за медицинской помощью, в приемное отделение к врачу-хирургу и ему был поставлен диагноз: «<данные изъяты>», в связи с полученной травмой пострадавшему была оказана медицинская помощь.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации БУ «Ядринская ЦРБ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, копией осмотра приемного покоя хирурга от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснениями законного представителя несовершеннолетнего ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что происшествие произошло на территории Ядринского муниципального округа Чувашской Республики.
Суд полагает, что поскольку укусившая несовершеннолетнего Абакумова Р.В. собака была без сопровождающих лиц, то можно прийти к выводу, собака является безнадзорной.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В силу ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами, не установлено иное.
В соответствии со ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления и на полицию возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Из материалов дела следует, что владелец (собственник) собаки, укусившей несовершеннолетнего Абакумова Р.В. не установлен.Положениями ст. 231 ГК РФ законодателем закреплено правило об автоматическом возникновении муниципальной собственности на безнадзорных животных в целях избежания бесхозяйности, в том случае, если лица, имевшие возможность приобрести право собственности на них, отказываются от такой возможности.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов об организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
На основании п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации проведения на территории муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации на территории муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно п.п. 1.3, 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 11.03.2020 № 102, организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган). Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Судом установлено, что администрацией Ядринского муниципального округа Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7 заключен муниципальный контракт № на сумму ФИО14 на оказание услуг по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев (отлов, транспортировка, содержание, оказание ветеринарных услуг, возврат в прежнее место обитания), обитающих на территории Ядринского муниципального округа. Согласно п. 4 контракта заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством оказываемых услуг, соблюдением сроков их исполнения, качеством предоставленных подрядчиком услуг, при этом срок действия контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п. 11 контракта).
Суд полагает, что администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики не в полной мере выполняет предусмотренные действующим законодательством санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры в сфере создания благоприятной окружающей сред, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанного с появлением безнадзорны животных, а также обязанности по контролю за животными без владельцев, в результате чего и последовало нападение безнадзорной собаки на несовершеннолетнего ФИО1, поскольку при надлежащем исполнении администрацией Ядринского муниципального округа Чувашской Республики возложенных на нее законом обязанностей, нападение безнадзорных животных на человека должно быть исключено.
При таких обстоятельствах, в данном конкретном случае ответственность за организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев лежит на администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики. Доказательств обратного суду не было представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Пи определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень физических страданий несовершеннолетнего: причиненную ему боль в момент укуса безнадзорным животным, перенесенный стресс, связанный с укусом и последующими переживаниями.
При этом суд обращает внимание на то, что тяжесть вреда причиненного здоровью несовершеннолетнего, не определена в установленном порядке, истцом не представлено таких доказательств, а потому суд не вправе давать оценку тяжести вреда и принимать его при определении размера компенсации морального вреда.
Также суду не представлены сведения о доходах потерпевшей стороны, а также сведения о прохождении несовершеннолетним курса лечения, периода лечения.
С учетом данных обстоятельств, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в возмещение морального вреда ФИО15, считая в остальной части требования завышенными.
Поскольку несовершеннолетний имеет возраст до четырнадцати лет, в силу положений ст. 28 ГК РФ, причиненный ему моральный вред подлежит взысканию в пользу его законного представителя ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░16.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░-░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.<░░░░░>