Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1155/2024 ~ М-12/2024 от 09.01.2024

УИД 16RS0043-01-2024-000214-10

дело № 2-1155/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    27 февраля 2024 года                                                                    г. Нижнекамск

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Ахметовой при секретаре судебного заседания Ю.В. Григорьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском районе к ФИО1 о взыскании суммы адресной социальной помощи, оказанной на основании социального контракта,

установил:

        Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском районе (далее по тексту – истец, Управление социальной защиты в Нижнекамском районе, орган социальной защиты) обратилось в суд с иском к ФИО1 (далее – ответчик, ФИО1) о взыскании суммы адресной социальной помощи, оказанной на основании социального контракта.

        В обоснование иска указывается, что 13 января 2022 года между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт на оказание социальной помощи в виде единовременной выплаты. По условиям контракта и решением истца ответчику ФИО1 была предоставлена государственная социальная помощь - 75 000 руб. на приобретение необходимых для ведения трудовой деятельности расходных материалов и инструментов в рамках самозанятости, предусмотренных бизнес-планом, срок действия контракта составил до 13 января 2023 года. Исходя из пункта 3.2 социального контракта гражданин, получивший социальную помощь, должен приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход гражданина; ежемесячно предоставлять в орган социальной защиты документы, которые подтверждают факт выполнения им мероприятий программы социальной адаптации; предоставлять документы, подтверждающие приобретение в период действия контракта основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или в целях самозанятости; осуществлять предпринимательскую деятельность с даты получения свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или момента регистрации в качестве самозанятого в течение срока действует контракта с предоставлением сведений об осуществлении указанных видов деятельности в органы социальной защиты; представлять по запросу органов социальной защиты населения информацию об условиях жизни заявителя в течение 12 месяцев со дня окончания действия контракта; уведомить орган социальной защиты о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности или в целях самозанятости в течение трех рабочих дней; осуществить возврат денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи в полном объёме и в срок не позднее 30 дней с даты прекращения предпринимательской деятельности или в целях самозанятости в случае прекращения указанной деятельности по своей вине в период действия контракта.

        Исходя из пункта 4.5 постановления Кабинета Министров от 2 сентября 2014 года № 635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан», социальный контракт с заявителем расторгается в случаях: нецелевого расходования денежных выплат по социальному контракту (расходование на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации); невыполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин; представление гражданином недостоверной информации, сведений о ходе выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

        Согласно программе социальной адаптации ответчик должен был ежемесячно представлять сведения о введении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого, а в нарушении пункта 3.2 контракта он не представил отчётные документы, подтверждающие факт ведения деятельности в установленный контрактом срок, также он не исполнял мероприятия, которые предусмотрены программой социальной адаптации по организации деятельности в качестве самозанятого.

        По состоянию на 21 ноября 2023 года ответчиком сумма государственной социальной помощи – 75 000 руб. не возвращена, а мероприятия программы адаптации не выполнены.

        Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства – 75 000 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик, извещенный по месту регистрации, в суд не явился, каких-либо ходатайств не направил.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причин неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и в соответствии с пунктом 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке заочного судопроизводства.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В части 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как установлено судом, 13 января 2022 года между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт на оказание социальной помощи в виде единовременной выплаты, по условиям которого и по решению органа социальной защиты (л.д. 9) ответчику была предоставлена государственная социальная помощь - 75 000 руб. на приобретение необходимых для ведения трудовой деятельности расходных материалов и инструментов в рамках самозанятости, предусмотренных бизнес-планом, срок действия контракта составил до 13 января 2023 года (л.д. 5-6, 7-8, 9).

13 января 2022 года была утверждена Программа социальной адаптации на оказание государственной социальной помощи в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости с ответчиком с определением срока с 13 января 2022 года по 13 января 2023 года (л.д. 7-8).

Исходя из пункта 3.2 социального контракта гражданин, получивший социальную помощь, обязан: встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход при применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; представить в Уполномоченный орган (орган социальной защиты) документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданина и, представить в Уполномоченный орган (орган социальной защиты) подтверждающие документы; взаимодействовать со специалистами Уполномоченного органа (органа социальной защиты), центра социальной помощи семье и детям (отделения социальной помощи семье и детям в структуре центра социального обслуживания населения), осуществляющими сопровождение в рамках контракта; ежемесячно представлять в Уполномоченный орган (орган социальной защиты) документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации; представлять документы, подтверждающие приобретение в период действия контракта основных средств, материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; осуществлять предпринимательскую деятельность с даты получения свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо осуществлять деятельность с момента регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение срока действия контракта с предоставлением сведений об осуществлении указанных видов деятельности в Уполномоченный орган (орган социальной защиты); представлять по запросу Уполномоченного органа (органа социальной защиты) информацию об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия контракта; уведомить Уполномоченный орган (орган социальной защиты) о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение трех рабочих дней; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности или деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае ее прекращения в период действия контракта по собственной инициативе); выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; представлять в Уполномоченный орган информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение пособия и его размер в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; возместить Уполномоченному органу денежные средства, полученные неправомерно, в 30-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, со дня получения уведомления (требования) Уполномоченного органа; сообщить об изменении места жительства или места пребывания за пределы территории, на которой реализует свои полномочия территориальный орган социальной защиты населения, заключивший контракт, или в случае выезда семьи (одиноко проживающего гражданина) на новое место жительства или место пребывания за пределы территории Республики Татарстан в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств (л.д. 5-6).

В качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход ответчик зарегистрировался 27 января 2022 года (л.д. 11).

Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что ответчиком без уважительных причин были нарушены обязательства пункта 3.2 социального контракта: материалы и инструменты в рамках самозанятости и предусмотренные бизнес-планом не приобретены, предпринимательская деятельность не осуществлялась, мероприятия программы адаптации не выполнены, а отчеты о выполнении программы в течение срока действия социального контракта не представлены.

Таким образом, по состоянию на 21 ноября 2023 года ответчиком сумма государственной социальной помощи – 75 000 руб. не возвращена, а мероприятия программы адаптации не выполнены.

Суд, разрешая данные требования, приходит к выводу об их удовлетворении, поскольку ответчиком доказательств обратного не представлено.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В статье 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета, издают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие условия и порядок назначения указанной государственной социальной помощи с учетом правил, предусмотренных частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона.

Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Как указано в части 2.3 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи в Республике Татарстан установлены Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Исходя из пункта 4.5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстанот 2 сентября 2014 года № 635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан», социальный контракт с заявителем расторгается в случаях: нецелевого расходования денежных выплат по социальному контракту (расходование на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации; не выполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин; представление гражданином недостоверной информации, сведений о ходе выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

    Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что ответчиком в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства того, что взятые им на себя обязательства, предусмотренные пунктом 3.2 социального контракта, были надлежащим образом исполнены.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года №478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статей 62, 64, части 2 статьи 68, части 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Ответчик, о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом, от явки в судебное заседание уклонился, свою позицию по рассматриваемому делу в суд не направил. Учитывая то, что основания для освобождения ответчика от исполнения обязательства по возврату денежных средств, полученных им по социальному контракту, в ходе разбирательства дела не установлены, заявленная истцом сумма - 75 000 руб. подлежит взысканию с ответчика.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как указано в части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина – 2450 руб.

Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе к ФИО1 о взыскании суммы адресной социальной помощи, оказанной на основании социального контракта удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ... года рождения, уроженца ... Татарстан, паспорт серия: ..., ..., выдан ОУФМС России по ... в ... от ..., в пользу Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе (ИНН: 1657069000) денежные средства, выплаченные в рамках социального контракта от ... – 75 000 руб.

Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет государственную пошлину – 2450 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 1 марта 2024 года.

Судья                                                                             А.А. Ахметова

2-1155/2024 ~ М-12/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе
Ответчики
Сафонов Евгений Николаевич
Суд
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан
Судья
Ахметова Алиса Айратовна
Дело на странице суда
nizhnekamsky--tat.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2024Предварительное судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
29.07.2024Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее