Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием представителя истца Арсентьева С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никифорова А.П. к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики-Чувашии об возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Никифоров А.П. обратился с исковым заявлением к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики-Чувашии в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование исковых требований истцом указано, что постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Никифоров А.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права Никифорова А.П., который до достижения возраста 18 лет остался без попечения родителей (мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ) и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Ссылаясь на абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании жилищных отношений» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) просит суд обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец Никифоров А.П. на судебное заседание не явился, обеспечив явку представителя с надлежаще оформленной доверенностью.
На судебном заседании представитель истца Арсентьев С.Ф. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
На судебное заседание ответчик – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, а также третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещённые о дне, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законом отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Никифоров А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении серии I-РЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чебоксарского района ФИО5 Республики, в графе «Мать» указана ФИО4, в графе «Отец» указан ФИО2.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № истец Никифоров А.П. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма Никифоров А.П. достиг 22 лет, но до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, также в материалах дела не имеется сведений о наличии у истца в собственности жилого помещения.
Указанные обстоятельства установлены судом и входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Таким образом, истец Никифоров А.П. относится к категории лиц, указанных в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона Чувашской Республики от 5.06.2013 № 27 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
Также согласно п. 23 вышеуказанного Закона Чувашской Республики проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 данного Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Также Законом Чувашской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. № 42 «О регулировании жилищных отношений».
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2013 № 292, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и Никифоров А.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения, зарегистрирован в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Чебоксарскому району Чувашской Республики.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Никифорова А.П., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено.
При этом следует учесть, что в соответствии с абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на получение жилого помещения у указанной категории лиц возникает по достижении ими возраста 18 лет, и не предусматривают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика об отсутствии свободного жилого помещения и отсутствия финансирования не являются основанием для отказа истцу в иске.
Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Также истец просит взыскать с ответчика <данные изъяты> за оказанные ему Арсентьевым С.Ф. юридические услуги.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; расходы на проезд сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно абз. 2 того же пункта вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно п. 13 названного Постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданско-процессуального кодекса РФ и по смыслу пунктов 11 - 13 вышеуказанного Постановления Пленума, судебные издержки, в том числе на оплату услуг представителя, присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов. При этом оценка заявленных требований на предмет их разумности, чрезмерности является обязанностью суда.
Аналогичный подход нашел отражение в определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ под №-О, согласно которому судам необходимо оценивать разумность взыскиваемых судебных расходов в случаях, когда заявленная к взысканию сумма судебных расходов носит явно неразумный, чрезмерный характер, поскольку определение баланса интересов сторон является обязанностью суда, относящейся к базовым элементам публичного порядка Российской Федерации.
При определении размера затрат суд принимает во внимание принцип разумности, характер заявленного спора, степень сложности дела, количество проведенных судебных заседаний (одно), их продолжительность, характер фактически оказанных услуг, их необходимость и разумность, объем подготовленных документов.
Кроме того, ответчиком возражений по данному вопросу не заявлено.
Оценивая представленные доказательства, принимая во внимание продолжительность рассмотрения дела, его сложность, характер спора и объем совершенных представителями процессуальных действий, доказательства, подтверждающие расходы на оплату услуг представителей и иных необходимых судебных расходов, разумность и необходимость таких расходов, соотношение расходов с объемом защищенного права, суд находит заявление Никифорова А.П. подлежащим удовлетворению в размере <данные изъяты>
На основании ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению судебные расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты>, которые произвёл Никифоров А.П. Оплата государственной пошлины в указанной сумме подтверждена истцом документально.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики-Чувашии обязанность предоставить Никифорову А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики-Чувашии в пользу Никифорова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 9720 № судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ФИО5 Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ