Дело № 2-126/2023
УИД № 01RS0006-01-2023-003688-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Российской Федерации к ФИО9, администрации МО «<адрес>», благотворительному фонду им. ФИО3 о возложении обязанности устранить нарушения закона при эксплуатации детских и спортивных площадок,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО10 о возложении обязанности устранить нарушения закона при эксплуатации детских и спортивных площадок, в обоснование указав, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея проведена проверка деятельности органов местного самоуправления в части предотвращения несчастных случаев травматизма в парках, на игровых и спортивных площадках, минимизации рисков чрезвычайных происшествий.
Проведенной проверкой с привлечением эксперта Ассоциации по благоустройству, озеленению территорий, и обучению граждан «ГОРОД» выявлены следующие нарушения требований закона:
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Афипсип, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие детского игрового комплекса и спортивного комплекса частично разрушено, частично отсутствует защита болтовых соединений, карусель имеет следы незначительного стирания, качалка-балансир имеет частичные разрушения, на оборудовании качалка-балансир отсутствуют демпферы, на двойных качелях частично отсутствует защита болтовых соединений, информационное сообщение не содержит полного перечня информации, горка имеет значительную степень износа, имеются частичные разрушения, на оборудовании качалка-балансир отсутствуют демпферы, ограждение детской площадки частично деформировано;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Панахес, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие песочницы частично разрушено, отсутствует игровой элемент песок, детский игровой комплекс имеет значительную степень износа основных конструкций, а именно игровые элементы изготовленные из пластика частично разрушены, оборудование спортивный комплекс, карусель и качалка на пружине разрушено, информационное сообщение не содержит полного перечня необходимой информации;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Хаштук, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие карусели частично разрушено, качели установлены без соблюдения зоны безопасности, на горке частично отсутствует защита болтовых соединений элементов конструкции, качалка-балансир разрушена, песочница расположена без соблюдения зоны безопасности, детский игровой комплекс имеет значительную степень износа, частично отсутствует защита болтовых соединений, игровые элементы частично разрушены, на территории площадки информационное сообщение отсутствует, установка футбольных ворот произведена без использования установочных гильз, спортивное покрытие содержит зоны с частичными разрушениями верхнего синтетического слоя, ограждение спортивной площадки частично разрушено;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Псейтук, <адрес>, установлено, что спортивный комплекс без соблюдения зоны безопасности, установка футбольных ворот произведена без использования установочных гильз, спортивное покрытие содержит зоны с частичными разрушениями верхнего синтетического слоя, ограждение спортивной площадки частично разрушено, на территории площадки информационное сообщение отсутствует.
Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками администрации, ответственными за работу в данном направлении.
Просил обязать администрацию МО «Афипсипское сельское поселение» устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации указанных спортивных, детских и игровых площадок, расположенных в: а. Афипсип, <адрес>;, а. Панахес, <адрес>;, а. Хаштук, <адрес>, а. Псейтук, <адрес>, путем приведения их в соответствие с требованиями закона.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ФИО11 по доверенности ФИО4 не явился, заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил возражения на иск, приобщенные к материалам дела, в которых указано, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 12376+/-78 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> а. Афипсип, <адрес> принадлежит на праве собственности МО «<адрес>». При этом, у ФИО12 отсутствует информация о детской/спортивной площадке на <адрес> в а. Псейтук. Одновременно с этим, согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> а. Псейтук, <адрес>В принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № «Шапсуг». Таким образом, Администрация МО «Афипсипское поселение» не несет ответственности за нарушение законодательства в сфере эксплуатации спортивных, детских и игровых площадок, расположенных в аулах Псейтук и Афипсип. Детские площадки, расположенные по <адрес> в а. Панахес и <адрес> в а. Хаштук находятся в собственности органов местного самоуправления и находятся на балансе ФИО13 и ремонтные работы производятся систематически: осуществляется покраска, подтяжка креплений и ремонт конструкций, устанавливаются информационные таблички С учетом фактора сезонности, песочницы и спортивное покрытие приводятся в порядок в рамках подготовки к летнему сезону., что подтверждается представленными фотоматериалами с детской площадки в ауле Панахес по <адрес> культуры (муниципальная площадка по <адрес> в а. Панахес отсутствует).
В судебное заседание представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и Адыгейским республиканским общественным благотворительным фондом им ФИО3 заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендатору за плату во временное владение и пользование передан земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером № общей площадью 12376 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <адрес> а. Афипсип, <адрес>. Кроме этого, в соответствии с постановлением администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовано предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в кадастровом квартале № площадью 3370 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес> а. Псейтук, <адрес>В, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № «Шапсуг». Таким образом, просил исключить администрацию МО «<адрес>» из числа ответчиков по настоящему делу.
В судебное заседание представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Адыгейского республиканского общественного благотворительного фонда им. ФИО3 не прибыл, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств по существу спора не представил.
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не представил.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием к рассмотрению дела.
Как следует из ч.1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», разъяснено, что по смыслу п.1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Неявка лиц, заинтересованных в исходе дела, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом полноты и достаточности документов, представленных в деле, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по существу по имеющимся материалам.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу указанной нормы федерального закона дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий отдыха граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.09.2020 №512/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, которые разработаны в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.
Пунктами 1.3, 1.4 указанных методических рекомендаций предусмотрено, что для целей настоящих Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга. К элементам благоустройства в настоящих Методических рекомендациях относят, в том числе, игровое и спортивное оборудование.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Тахтамукайского Республики Адыгея проведена проверка деятельности органов местного самоуправления в части предотвращения несчастных случаев травматизма в парках, на игровых и спортивных площадках, минимизации рисков чрезвычайных происшествий.
По результатам проведенной проверки, к участию в которой был привлечен эксперт Ассоциации по благоустройству, озеленению территорий, и обучению граждан «ГОРОД», был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ оценки технического состояния оборудования детских игровых и спортивных площадок.
Так, из указанного акта следует, что в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Афипсип, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие детского игрового комплекса и спортивного комплекса частично разрушено, частично отсутствует защита болтовых соединений, карусель имеет следы незначительного стирания, качалка-балансир имеет частичные разрушения, на оборудовании качалка-балансир отсутствуют демпферы, на двойных качелях частично отсутствует защита болтовых соединений, информационное сообщение не содержит полного перечня информации, горка имеет значительную степень износа, имеются частичные разрушения, на оборудовании качалка-балансир отсутствуют демпферы, ограждение детской площадки частично деформировано;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Панахес, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие песочницы частично разрушено, отсутствует игровой элемент песок, детский игровой комплекс имеет значительную степень износа основных конструкций, а именно игровые элементы изготовленные из пластика частично разрушены, оборудование спортивный комплекс, карусель и качалка на пружине разрушено, информационное сообщение не содержит полного перечня необходимой информации;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Хаштук, <адрес>, установлено, что лакокрасочное покрытие карусели частично разрушено, качели установлены без соблюдения зоны безопасности, на горке частично отсутствует защита болтовых соединений элементов конструкции, качалка-балансир разрушена, песочница расположена без соблюдения зоны безопасности, детский игровой комплекс имеет значительную степень износа, частично отсутствует защита болтовых соединений, игровые элементы частично разрушены, на территории площадки информационное сообщение отсутствует, установка футбольных ворот произведена без использования установочных гильз, спортивное покрытие содержит зоны с частичными разрушениями верхнего синтетического слоя, ограждение спортивной площадки частично разрушено;
- в ходе осмотра детской площадки, расположенной по адресу: а. Псейтук, <адрес>, установлено, что спортивный комплекс без соблюдения зоны безопасности, установка футбольных ворот произведена без использования установочных гильз, спортивное покрытие содержит зоны с частичными разрушениями верхнего синтетического слоя, ограждение спортивной площадки частично разрушено, на территории площадки информационное сообщение отсутствует.
Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками администрации, ответственными за работу в данном направлении.
Ответчиком администрацией ФИО15 наличие указанных нарушений требований законодательства на детских игровых и спортивных площадках, расположенных в ауле Панахес по <адрес> (площадка по <адрес> отсутствует) и ауле Хаштук по <адрес> в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Судом установлено, что по состоянию на день рассмотрения гражданского дела большая часть нарушений, установленных в ходе проведенной прокуратурой проверки, на детских игровых и спортивных площадках, расположенных в ауле Панахес по <адрес> (площадка по <адрес> отсутствует) и ауле Хаштук по <адрес>, устранена, что подтверждается представленными фотоматериалами.
При этом, из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 12376+/-78 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> а. Афипсип, <адрес> принадлежит на праве собственности МО «<адрес>».
Из пояснений ответчика Администрации МО «<адрес>» следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и Адыгейским республиканским общественным благотворительным фондом им ФИО3 заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендатору за плату во временное владение и пользование передан земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером № общей площадью 12376 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <адрес> а. Афипсип, <адрес>.
Кроме этого, в соответствии с постановлением администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовано предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в кадастровом квартале № площадью 3370 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес> а. Псейтук, <адрес>В, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № «Шапсуг».
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 01:05:1800015:23, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> а. Псейтук, <адрес>В принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № «Шапсуг».
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов установлен подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ. Таким образом, право собственности и вытекающие из него права и обязанности на сооружения, расположенные на хземельном участке, принадлежат собственнику этого земельного участка.
Изложенные обстоятельства в виде наличия неустраненных на момент рассмотрения гражданского дела нарушений законодательства в сфере эксплуатации указанных спортивных, детских и игровых площадок ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей муниципального образования «Афипсипское сельское поселение», в том числе детей, что является недопустимым.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом того, что представленными фотоматериалами подтверждается, что требования прокурора частично были исполнены, суд полагает, что заявленные требования в части фактически исполнены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в Российской Федерации к ФИО14, администрации МО «<адрес>», благотворительному фонду им. ФИО3 о возложении обязанности устранить нарушения закона при эксплуатации детских и спортивных площадок- удовлетворить полностью.
Обязать администрацию МО «Афипсипское сельское поселение» устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации указанных спортивных, детских и игровых площадок, расположенных в: ауле Панахес по <адрес>), ауле Хаштук по <адрес>, путем приведения их в соответствие с требованиями закона.
Обязать администрацию МО «<адрес>» устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации указанных спортивных, детских и игровых площадок, расположенных в: ауле Псейтук, <адрес>В, ауле Афипсип, <адрес>, путем приведения их в соответствие с требованиями закона.
В связи с исполнением администрацией МО «Афипсипское сельское поселение» и Администрацией МО «<адрес>» требований прокурора <адрес> Республики Адыгея в части обязания устранения нарушений законодательства в сфере эксплуатации указанных спортивных, детских и игровых площадок, расположенных на территории муниципального образования «Афипсипское сельское поселение», считать решение суда в этой части фактически исполненным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья ФИО16