Дело № 2-2887/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Дзюба В.Г.,
при секретаре судебного заседания Синцовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Язова Никиты Анатольевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
установил:
истец обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, ссылаясь на то, что с 2012 года постоянно проживает и с 2017 зарегистрирован по адресу: <адрес>, ком. №. Указанное жилое помещение предоставлено матери истца, в связи с трудоустройством в ЖКК ЗАО «Севастопольстрой». Истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключение договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, истец просил суд признать за ним право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Язовым Никитой Анатольевичем договор социального найма указанного жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.09.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Истец Язов Никита Анатольевич в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил суд рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 142). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 156). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 155,157,158). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.
Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на 28.08.2023, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. <адрес> зарегистрирован: Язов Никита Анатольевич ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68).
Матери истца ФИО2 для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, в связи с трудоустройством и работой в ЖКК ЗАО «Севастопольстрой» (л.д. 41).
В соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № жилые дома ДП ЖКК ЗАО «Севастопольстрой» здание малосемейного общежития по <адрес> было передано в коммунальную собственность города и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15» (л.д. 38-45).
Коммунальным предприятием «Жилсервис-15» на имя ФИО2 был выдан ордер №.78 от ДД.ММ.ГГГГ на жилую площадь размером 17 кв.м. в общежитии, на состав семьи, включая сына Язова Н.А, дочерей ФИО5, ФИО6 (л.д. 42).
На основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ признано за ФИО2, ФИО1, ФИО6, ФИО5 приобретшими право пользования жилым помещением – комнатой № в <адрес> в <адрес> (л.д. 35-37).
Как следует из представленного свидетельства о рождении Язова Никиты Анатольевича ДД.ММ.ГГГГ г.р. матерью является ФИО2 (л.д. 22).
После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП, распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 248-РП) здание по <адрес> городе Севастополе было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного дома (л.д. 46-47).
В подтверждение наличия трудовых отношений между ФИО2 и «Севастопольстрой» представлена трудовая книжка (л.д. 24-32).
В подтверждение того, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения, предоставили копии платежных документов оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги за 2021-2023 годы (л.д. 143-149).
Язов Никита Анатольевич обратился в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты.
28.07.2022 истцу отказано в предоставлении государственной услуги (исх. №) по тем основаниям, что жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и не предполагает заключения в отношении него договора социального найма (л.д. 84).
По состоянию на 29.08.2023 в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес> – жилое помещение общежития, общая площадь 17,5 кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 71).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.08.2023, правообладателем жилого помещения по адресу<адрес>, кадастровый №, является город Севастополь (л.д. 59-61).
По состоянию на 22.08.2023 в Реестре содержится информация об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, составляющих имущественную казну (л.д. 70).
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Согласно свидетельству о праве собственности от 09.09.2008, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Территориальной громаде г. Севастополя в лице Севастопольского городского Совета (л.д. 127).
Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории <адрес> жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития (л.д. 71).
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о том, что жилое помещение – комната № по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната №, истец постоянно проживал в спорном жилом помещении с 2012 года, зарегистрированы в спорном жилом помещении, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, их требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, у истца возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Язова Никиты Анатольевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, удовлетворить.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (паспорт №) право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м., на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Язовым Никитой Анатольевичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 10 октября 2023 года.
Судья В.Г. Дзюба