Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-490/2024 ~ М-268/2024 от 22.02.2024

Дело № 2-490/2024

УИД 03RS0032-01-2024-000455-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года                         г.Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хисматуллиной Р.Ф.,

при секретаре Шамсутдиновой И.Д.,

с участием представителя истца – заместителя Бирского межрайонного прокурора Гилязова М.М., представителя ответчика Ризвановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирского межрайонного прокурора РБ в интересах Искандарова И.И. к МКУ "Управление благоустройства" городского поселения г.Бирск МР Бирский район РБ об обязании выдать средства индивидуальной защиты,

УСТАНОВИЛ:

Бирский межрайонный прокурор РБ, в соответствии ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в интересах Искандарова И.И. к МКУ "Управление благоустройства" об обязании выдать средства индивидуальной защиты, мотивируя тем, что Бирской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокуратуры республики № 316/7 от 19.12.2018 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства», поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности Муниципального казенного учреждения «Управление благоустройства» городского поселения г.Бирск МР Бирский район РБ (далее – МКУ «Управление благоустройства»), в ходе которой выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что работодателем Искандарову И.И., работающему в МКУ «Управление благоустройства» в должности рабочего по благоустройству, не выданы сапоги резиновые с защитным подноском по 1 паре, перчатки с полимерным покрытием по 6 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов по 12 пар, очки защитные.

На основании вышеизложенного, просят суд обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление благоустройства» городского поселения г.Бирск МР Бирский район РБ выдать Искандарову И.И. средства индивидуальной защиты сапоги резиновые с защитным подноском по 1 паре, перчатки с полимерным покрытием по 6 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов по 12 пар, очки защитные в течении 30 дней с даты вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель Бирского межрайонного прокурора Гилязов М.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

На судебное заседание истец Искандаров И.И. не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

На судебном заседании представитель ответчика МКУ "Управление благоустройства" ГП г.Бирск МР Бирский район Ризванова А.Н. возражала против удовлетворения завяленных требований.

На судебное заседание представитель третьего лица Администрации ГП г.Бирск МР Бирский район Республика Башкортостан не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными

С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Согласно ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из п.п. 13, 14 данного приказа следует, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» установлены нормы выдачи на год специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для сторожа костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штуки, сапоги резиновые с защитным подноском в количестве 1 пары, перчатки с полимерным покрытием 12 пар.

Разделом 4 Приложения 2 Типовых норм, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" предусмотрены наименование, количество и срок носки специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по профессиями и должностям.

Согласно п. 30 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Частью 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственная экспертиза условий труда;

предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

создание условий для формирования здорового образа жизни работников;

установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Судом установлено, что Бирской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокуратуры республики № 316/7 от 19.12.2018 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства», поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности Муниципального казенного учреждения «Управление благоустройства» городского поселения г.Бирск МР Бирский район РБ (далее – МКУ «Управление благоустройства»), в ходе которой выявлены нарушения.

Проведенной проверкой установлено, что работодателем Искандарову И.И., работающему в МКУ «Управление благоустройства» в должности рабочего по благоустройству, не выданы сапоги резиновые с защитным подноском по 1 паре, перчатки с полимерным покрытием по 6 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов по 12 пар, очки защитные.

Из трудового договора № 164 от 02.02.2022г. следует, что Искандаров И.И. трудоустроен в МКУ «Управление благоустройство» ГП г.Бирск МР Бирский район РБ в должности рабочий по благоустройству.

В соответствии с п.п. б п. 3.2 трудового договора работодатель обязан обеспечивать работнику условия труда, необходимые для его эффективной работы; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В связи с вышеизложенным, на МКУ «Управление благоустройства» городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район, как работодателя, в силу закона возложены полномочия по соблюдению требований законодательства по охране труда. Именно учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Бирского межрайонного прокурора РБ в интересах Искандарова И.И. удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Бирского межрайонного прокурора РБ в интересах Искандарова И.И. к МКУ "Управление благоустройства" городского поселения г.Бирск МР Бирский район РБ об обязании выдать средства индивидуальной защиты, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление благоустройства» городского поселения г.Бирск МР Бирский район Республики Башкортостан (ИНН ) обязанность выдать Искандарову И.И. (паспорт ) средства индивидуальной защиты: сапоги резиновые с защитным подноском по 1 паре, перчатки с полимерным покрытием по 6 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов по 12 пар, очки защитные в течении 30 дней с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: Подпись. Р.Ф. Хисматуллина

Справка: Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2024 года.

Председательствующий судья: Подпись. Р.Ф. Хисматуллина

Судья. Копия верна.                      Р.Ф. Хисматуллина

Подлинник решения суда находится в материале

дела № 2-490/2024 Бирского межрайонного суда РБ

2-490/2024 ~ М-268/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Искандаров Игорь Изилянович
Бирская межрайонная прокуратура
Ответчики
МКУ "Управление благоустройства"
Другие
Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Суд
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Хисматуллина Р.Ф.
Дело на странице суда
birsky--bkr.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее