Дело № 2-150/2022
УИД № 52RS0057-01-2022-000325-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Шаранга 13 октября 2022 года
Шарангский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Решетова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Малышевой М.А.,
с участием помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Кутыревой М.А.,
представителя ответчика – администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области Саркисовой Т.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному унитарному предприятию Шарангского муниципального района Нижегородской области «Коммунсервис» об обязании привести водопровод в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, обязании администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области обеспечить финансирование проведения мероприятий по проведению водопровода в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному унитарному предприятию Шарангского муниципального района Нижегородской области «Коммунсервис» об обязании привести водопровод в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, обязании администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области обеспечить финансирование проведения мероприятий по проведению водопровода в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области, указав, что Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области по обращению Китаева А.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере водоснабжения.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу требований к качеству коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, поставщик коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества в необходимых объемах.
В Шарангском муниципальном районе Нижегородской области водопроводные сети являются муниципальной собственностью администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области, при этом ресурсоснабжающей и обслуживающей организацией в сфере предоставления водоснабжения в данном районе является МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис».
По результатам проведенной 28 февраля 2022 года проверки по обращению Видякина С.П. в адрес главы администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения, которое было признано обоснованным.
Согласно ответу на представление от 1 марта 2022 года ремонт инженерных сетей холодного водоснабжения будет произведен после получения финансирования.
Кроме того, в ходе проверки, проведенной 28 июля 2022 года по обращению Китаева А.В. установлено, что согласно полученной информации из администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области отсутствие холодного водоснабжения связано с большим износом систем холодного водоснабжения и увеличением объема используемой воды в летний период населением и организациями р.п. Шаранга Нижегородской области. Для качественного предоставления услуг по холодному водоснабжению необходима модернизация систем водоснабжения. Администрацией района произведен предварительный расчет на проектирование и реконструкцию систем водоснабжения, согласно которому предварительная стоимость данных работ составляет более 100 000 000 рублей, указанные сведения направлены в профильные министерства для включения в региональные программы.
Изношенность водопровода в р.п. Шаранга Нижегородской области, согласно информации, предоставленной администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области, составляет 80 %.
Между тем администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.
Обязанность по содержанию водопровода в р.п. Шаранга Нижегородской области лежит на МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис», эксплуатирующем данный водопровод. Контроль за надлежащим содержанием переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества лежит на собственнике имущества (ст. 295 ГК РФ), а именно на администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области.
Ненадлежащее содержание водопровода р.п. Шаранга Нижегородской области сотрудниками МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис» влечет нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги своевременно и надлежащего качества.
Просит обязать Муниципальное унитарное предприятие Шарангского муниципального района «Коммунсервис» привести водопровод в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в соответствие с требованиями к качеству коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, а именно в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку коммунальной услуги холодного водоснабжения конечным потребителям; обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области в полном объеме обеспечить финансирование проведения мероприятий по приведению водопровода р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее круглогодичную бесперебойную поставку коммунальной услуги.
В судебном заседании помощник Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Кутырева М.А. заявленные исковые требования уточнила в части установления срока для устранения нарушений, просит установить срок исполнения решения суда - 3 года с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области Саркисова Т.В. (по доверенности № 9 от 29 июля 2022 года, л.д. 29) с исковыми требованиями не согласна, суду показала, что изношенность водопровода в р.п. Шаранга значительная. Бюджет Шарангского муниципального района Нижегородской области является дотационным на 85-90 %, денежные средства, выделяемые как дотации, идут на определенные цели. Выделяемые денежные средства идут на ремонт участков водопровода, возникающий в результате аварий или иных чрезвычайных ситуаций на водопроводе. Отсутствия воды в поселке без каких-либо причин не было. По мере возможности администрацией района принимаются меры, направленные на недопущение отсутствия воды. В случае удовлетворения исковых требований просит определить срок исполнения решения – 3 года с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик – представитель МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис» Богатырев В.А. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 31) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен (л.д. 51).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Видякин С.П., Китаев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, в представленных заявлениях просят рассмотреть дело без их участия, принятие решения по делу оставляют на усмотрение суда (л.д. 53, 58).
С учетом изложенного, положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора Кутыреву М.А., представителя ответчика Саркисову Т.В., исследовав материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Под «водоснабжением», исходя из содержания пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так, в соответствии с Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при бесперебойном круглосуточном холодном водоснабжении в течение года допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в Шарангском муниципальном районе Нижегородской области водопроводные сети являются муниципальной собственностью администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области, при этом ресурсоснабжающей и обслуживающей организацией в сфере предоставления водоснабжения в данном районе является МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис».
Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области была проведена проверка по обращению Видякина С.П. о замене водопровода в р.п. Шаранга Нижегородской области, по результатам которой 1 марта 2022 года в адрес главы администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения, которое было признано обоснованным (л.д. 5-7).
Согласно ответу администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области от 1 марта 2022 года администрацией района ежегодно ведется работа по выделению денежных средств на замену наиболее проблемных участков водопровода (л.д. 8-9).
Кроме того, в ходе проверки, проведенной 28 июля 2022 года по обращению Китаева А.В., установлено, что согласно полученной информации из администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области отсутствие холодного водоснабжения связано с большим износом систем холодного водоснабжения и увеличением объема используемой воды в летний период населением и организациями р.п. Шаранга Нижегородской области. Для качественного предоставления услуг по холодному водоснабжению необходима модернизация систем водоснабжения. Администрацией района произведен предварительный расчет на проектирование и реконструкцию систем водоснабжения, согласно которому предварительная стоимость данных работ составляет более 100 000 000 рублей, указанные сведения направлены в профильные министерства для включения в региональные программы.
Изношенность водопровода в р.п. Шаранга Нижегородской области, согласно информации, предоставленной администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области, составляет 80 %.
Между тем администрацией Шарангского муниципального района Нижегородской области необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.
Обязанность по содержанию водопровода в р.п. Шаранга Нижегородской области лежит на МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис», эксплуатирующем данный водопровод. Контроль за надлежащим содержанием переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества лежит на собственнике имущества (ст. 295 ГК РФ), а именно на администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области.
Ненадлежащее содержание водопровода р.п. Шаранга Нижегородской области сотрудниками МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис» влечет нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги своевременно и надлежащего качества.
Суд, учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание социальную значимость данного вопроса, считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание существо заявленного спора, с учетом требований разумности и защиты интересов государства, муниципального образования, неопределенного круга лиц, важность охраняемых общественных отношений, с учетом действий, которые следует совершить ответчикам в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьёй 89 ГПК РФ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области и МУП Шарангского муниципального района «Коммунсервис» подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Шарангского муниципального района «Коммунсервис» привести водопровод в р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в соответствие с требованиями к качеству коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, а именно в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку коммунальной услуги холодного водоснабжения конечным потребителям.
Обязать администрацию Шарангского муниципального района Нижегородской области в полном объеме обеспечить финансирование проведения мероприятий по приведению водопровода р.п. Шаранга Шарангского муниципального района Нижегородской области в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее круглогодичную бесперебойную поставку коммунальной услуги.
Установить срок исполнения решения суда - 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарангский районный суд Нижегородской области.
Решение в окончательной форме принято 17 октября 2022 года.
Судья Е.В. Решетов