Дело №12-244/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 02 декабря 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н. в лице защитника Куликова О.В. на постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н.,
у с т а н о в и л:
22 сентября 2020 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в городе Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах был составлен протокол <.......> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н., из которого следует, что ИП Яковлев А.Н. 21 сентября 2020 года около в 15 часов 30 минут <.......> допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
28 сентября 2020 года указанный протокол и другие материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Тобольский городской суд Тюменской области.
Постановлением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года индивидуальный предприниматель Яковлев А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
С данным постановлением не согласен индивидуальный предприниматель Яковлев А.Н. в лице защитника Куликова О.В., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам, что ФИО4 в момент проверки предоставила должностному лицу на обозрение запас масок в количестве 100 штук. При этом, в судебном заседании должностное лицо пояснила, что представленные маски не были приняты в качестве допустимых, поскольку они не являлись медицинскими. Постановление судьи не содержит выводов о том, что маски, о которых шла речь, должны быть именно медицинскими и что именно такое требование предъявляется к маскам. Судом с целью выяснения этого обстоятельства не была назначена экспертиза. Представленное количество масок 100 штук обеспечивало необходимы й 5-дневный запас масок каждому сотруднику. Считает, что должностным лицом, при возникновении сомнений в эффективности представленных масок должны были быть отобраны необходимые образцы. Обращает внимание, что Приказ подписан заместителем Смирновой Е.В., тогда как должен быть подписан руководителем Роспотребнадзора, из чего следует, что он является недействительным. Акт по итогам проверки не составлялся, проверяемому лицу не вручался. При проведении проверки сотрудниками территориального отделения были нарушены требования ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что акт санитарно-эпидемиологического обследования от 21 сентября 2020 года не может рассматриваться в качестве допустимой замены протокола осмотра. Проверка была проведена с грубым нарушением требований к проведению проверок.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения защитника ИП Яковлева А.Н. – Куликова О.В., просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Признавая индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н. виновным в совершении указанного правонарушения, судья городского суда обоснованно исходил из доказанности выявленных нарушений санитарных норм и правил и допустимости представленных административным органом доказательств.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 2.5 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные, региональные, муниципальные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в региональные, муниципальные комплексные планы по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением, право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании п.п. 1.3, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В связи с угрозой распространения указанного заболевания в рамках положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а равно в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» издано Постановление Правительства Тюменской области от 18 марта 2020 года № 120-п.
Таким образом, на территории Тюменской области с 18 марта 2020 года в связи с наличием угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (nCoV-2019, она же COVID-19) действуют дополнительные меры, направленные на недопущение распространение инфекции (дополнительные профилактические и противоэпидемические меры).
В соответствии с пунктом 2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года, в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия, в том числе обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров - в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами.
Пунктом 11 Раздела 1 Обязательных требований к деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых допускается в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-п «О введении режима повышенной готовности» в качестве обязательных требований установлено наличие не менее пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений, обработки рук, средств индивидуальной защиты (маски, респираторы).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй городского суда, приказом заместителя главного государственного санитарного врача по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому, Уватскому, Ярковскому районам от 21 сентября 2020 года на основании приведённых в данном приказе нормативно-правовых актов, в том числе постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 г. № 6, предписано провести обследование помещения, расположенного по адресу: <.......>, в котором осуществляет деятельность ИП Яковлев А.Н., в целях проверки санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, обязательных с 30.04.2020 года.
Из акта санитарно-эпидемиологического обследования от 21 сентября 2020 года следует, что в помещении, расположенном по адресу: <.......>, допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не обеспечен пятидневный запас масок для сотрудников.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Яковлевым А.Н. допущены нарушения обязательных требований Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-п «О введении режима повышенной готовности».
Вина ИП Яковлева А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается: протоколом об административном правонарушении <.......> от 22 сентября 2020 года; актом санитарно-эпидемиологического обследования от 21 сентября 2020 года; приказом заместителя главного государственного санитарного врача по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому, Уватскому, Ярковскому районам от 21 сентября 2020 года; показаниями свидетеля ФИО4, данными в судебном заседании от 26 октября 2020 года.
Вышеуказанные доказательства получены и оценены в ходе производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных нормами главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, судья городского суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Яковлева А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законных оснований не согласиться с правильными выводами судьи не имеется.
Допущенные ИП Яковлевым А.Н. нарушения санитарных норм и правил являются существенными, поскольку отрицательно влияют на безопасные и безвредные условия работы лиц, осуществляющих деятельность в названных помещениях, а также здоровье потребителей.
Доводы жалобы о том, что ФИО4 в момент проверки предоставила должностному лицу на обозрение запас масок в количестве 100 штук, полностью опровергаются показаниями ФИО4 от 26 октября 2020 года, данными в судебном заседании, согласно которым на просьбу сотрудников Роспотребнадзора показать наличие масок, указанное лицо масок в требуемом количестве не предъявляла, а предъявила лишь 2 упаковки салфеток для изготовления масок.
Иные доводы, изложенные в жалобе, направленные на иную оценку имеющихся доказательств и ошибочное толкование закона, не могут повлечь отмену законного и обоснованного постановления судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года.
Оснований для замены ИП Яковлеву А.Н. административного наказания на предупреждение не имеется по следующим обстоятельствам.
Согласно части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направлены на недопущение распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), представляющей опасность для жизни и здоровья окружающих.
Следовательно, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не усматривается.
Административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей на основании п. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно снижено судьей менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 26 октября 2020 года в отношении индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н. оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Яковлева А.Н. - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин