№2-123/2024
УИД: 91RS0008-01-2023-002420-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Джанкой 07 февраля 2024 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Коваленко О.П.
при секретаре – Гашковой В.Д.,
с участием: истца – ФИО2, представителя ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», Министерству обороны РФ, Войсковой части № о признании незаконными действий, связанных с нарушением законов и других руководящих документов Российской Федерации, при начислении заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных сил Российской Федерации,
установил:
истец ФИО2 обратился в суд с иском к филиалу Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» о признании незаконными действий, связанных с нарушением законов и других руководящих документов Российской Федерации, при начислении заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных сил Российской Федерации, мотивировав его следующим.
Истец является гражданским персоналом ВС РФ и полагает, что его ответчик незаконно включает в его заработную плату доплату за работу в ночное время, праздничные и выходные дни, а также премию по Приказу Министерства обороны № от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушает статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Просит признать незаконными действия ответчика связанные с включением премии на основании Приказа Минобороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и доплату за работу в ночное время, праздничные дни в состав минимального размера оплаты труда, с возложением обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика филиала Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» на надлежащего - Федеральное казенное учреждение «<данные изъяты>», привлечены в качестве соответчиков Министерство обороны РФ и Войсковая часть №.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным обстоятельствам.
Представитель ответчика ФКУ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на предоставленные возражения.
Иные ответчики в суд не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом – заказной корреспонденцией (л.д.200, 202, 203).
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, допросив специалиста, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 37 Конституции РФ признано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе судебной защитой.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Судом установлено и не отрицалась сторонами в ходе судебного разбирательства, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Министерством обороны Российской Федерации в лице командующего войсковой части № полковника ФИО3 был заключен трудовой договор №, по которому ФИО2 был принят на работу на должность техника-метеоролога метеорологической службы в войсковую часть № (л.д.6-11).
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Министерством обороны Российской Федерации в лице командующего войсковой части № полковника ФИО3 был заключен трудовой договор №, по которому ФИО2 был принят на работу на должность техника-метеоролога метеорологической службы в войсковую часть № (л.д.12-17).
В соответствии с положениями пункта 4.1 указанных трудовых договоров, условия оплаты труда работника установлены в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».
Истцу установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб.
Положением пункта 4.3 трудового договора предусмотрены выплаты, стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до <данные изъяты> должностного оклада; премия по результатам работы; ЕДВ за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Согласно п. 4.4 трудового договора работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же Кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, при этом минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Таким образом, доводы истца о том, что при определении суммы ежемесячного дохода необходимо принимать во внимание только сумму установленной заработной платы без учета стимулирующих выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из указанных выше правовых норм, работодатель обязан обеспечить получение работником такой суммы заработной платы в месяц (с учетом всех составляющих выплат, в том числе стимулирующих и компенсационных), которая в своей совокупности не была бы ниже установленного как на территории Российской Федерации, так и на территории конкретного субъекта Российской Федерации, минимума. Данный минимум может быть обеспечен работодателем как путем установления суммы заработной платы не ниже установленного минимума, так и путем обеспечения получения работником дополнительных выплат.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с января 2021 года в Российской Федерации установлен МРОТ в размере <данные изъяты> руб.
Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с <данные изъяты> года в Российской Федерации установлен МРОТ в размере <данные изъяты> руб.
Согласно постановления Совета министров РК от 22.12.2022 года №1218 «Об установлении величины прожиточного минимума на удушу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Крым на <данные изъяты> год» размер МРОТ установлен <данные изъяты> руб.
Таким образом, за период работы с <данные изъяты> года по декабрь 2021 года доход истца должен был быть не менее <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> х 6 мес.), за <данные изъяты> год не менее <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> х 12 мес.), за <данные изъяты> год не менее <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> х 9 мес.).
Согласно сведениям о ежемесячном доходе ФИО2, общая сумма полученного истцом дохода за вычетом НДФЛ и доплаты за работу в ночное время и праздничные дни составила в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> (л.д.108-оборот-112).
Таким образом, поскольку за период работы общая сумма дохода истца превышает сумму дохода, исчисленную из размера установленной: законодательством прожиточного минимума, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что работодателем истцу не выплачена заработная плата в полном размере.
В свою очередь, доводы стороны истца о том, что в МРОТ не должна включаться премия, предусмотренная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», суд признает необоснованными.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В письме директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что при сравнении с МРОТ необходимо учитывать все стимулирующие выплаты, в том числе и выплаченные гражданскому персоналу воинских частей и организаций в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года №.
При этом, Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений, в которых конкретно поименованы виды выплат заработной платы, не включаемые при доведении заработной платы до МРОТ.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 года №1459 (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» установлено, что исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований - исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на <данные изъяты> год (для федеральных государственных органов на 2017 год) на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Отсюда следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Данные обстоятельства также подтверждены показаниями специалиста – бухгалтера отдела (расчетного) филиала ФКУ «Управление черноморского флота» - «5 финансово-экономическая служба» ФИО7, допрошенной в судебном заседании.
Таким образом, правовые основания для принятия решения о включении доплат разницы между заработной платой истца без учета премии, предусмотренной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и минимальным размером оплаты труда у суда отсутствуют.
Помимо этого, требования стороны истца, касающиеся признания действий ответчика в части включения доплаты за работу в ночное время, праздничные дни в состав минимального размера оплаты труда незаконными, суд находит несостоятельными, поскольку таковые и так не включены в МРОТ ФИО2, что следует из предоставленных карточки-справки за ДД.ММ.ГГГГ и выплатных листков истца, производимых путем математического расчета (начисленная заработная плата – НДФЛ – доплата за ночное время и праздничные дни).
На основании изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
решил:
исковые требования ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», Министерству обороны РФ, Войсковой части № о признании незаконными действий, связанных с нарушением законов и других руководящих документов Российской Федерации, при начислении заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных сил Российской Федерации, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Коваленко
Полный текст решения изготовлен 12.02.2024 года.