Дело № 5-4/2021
УИД 51RS0001-01-2020-006566-89
Мотивированное постановление изготовлено 21.01.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 января 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В.
с участием защитника Михейкиной А.Г., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материала к нему в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты>» Позднякова В.В., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении должностного лица – капитана судна «Морской Бриз» Позднякова В.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – капитан судна <данные изъяты>» Поздняков В.В. при осуществлении промышленного рыболовства по разрешению на добычу (вылов) ВБР №ПМ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № допустил подачу ССД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующих задокументированным сведениям промыслового журнала № от ДД.ММ.ГГГГ.
Допущенные должностным лицом – капитаном судна <данные изъяты>» Поздняковым В.В. нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Поздняков В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявлено.
Защитник в судебном заседании с вменяемым правонарушением не согласилась, суду пояснила, что позиция административного органа основана на неверном толковании нормы права.
Порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 721 от 26.12.2019. Пунктом 15 Порядка предусмотрена ежедневная подача капитаном судна ССД в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов. ССД в виде формализованных сообщений формируются в виде блоков информации, обозначаемых буквой Ш и номером блока, в позициях которых указывается информация, предусмотренная Порядком. Порядок содержит четкий перечень информации, которую необходимо внести в соответствующие позиции того или иного блока. В период промысловой деятельности судна ССД передавались капитаном в виде формализованных сообщений. Порядком не предусмотрено размещение в позициях Ш3 ССД информации по возврату водных биологических ресурсов в естественную среду обитания. Административный орган относит молодь и самок камчатского краба к разрешенному прилову. Пунктом 18.3 Порядка предусмотрено, что в случае предоставления информации по разрешенному прилову при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства информация указывается в позиции 1 блока Ш3. Вместе с тем, в соответствии с п.15.1 Правил рыболовства № 414 весь разрешенный прилов подлежит переработке. Однако в соответствии с п.15.1.1 Правил рыболовства при осуществлении добычи (вылова) краба камчатского весь прилов молоди и самок краба камчатского должен быть возвращен в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, независимо от его состояния.
Полагает, что молодь и самки краба камчатского не могут быть отнесены к категории «разрешенный прилов», поскольку их вылов запрещен. Так как размещение информации в позиции 1 блока Ш3 установлено только для разрешенного прилова ВБР (который подлежит переработке), данные о самках и молоди краба камчатского, возвращенного в естественную среду обитания не подлежат включению в блок Ш3 судовых суточных донесений.
Кроме того, протокол составлен в г.Мурманске и подписан Поздняковым В.В. по указанию должностного лица задним числом, поскольку на момент его составления Поздняков В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в море.
Просит дело об административном правонарушении в отношении Позднякова В.В., возбужденного по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и представителя административного органа.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 43.1. Федерального закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Далее – Правила рыболовства).
Согласно пункту 9.3 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации:
ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения). В случае невозможности передать ССД в установленные сроки капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, известить территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней;
По результатам выгрузки уловов водных биоресурсов или результатам контрольно-проверочных мероприятий капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, направить коррективы ССД в территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней;
обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
В соответствии сп.15.1 Правил рыболовства при осуществлении добычи (вылова) конкретного вида водных биоресурсов весь разрешенный прилов особей непромыслового размера (далее - молоди) (за исключением молоди краба камчатского, молоди краба-стригуна опилио, морских млекопитающих и видов, на которые установлен запрет добычи (вылова)) подлежит переработке.
В соответствии с п.15 Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26.12.2019 № 721 (далее - Порядок передачи данных) капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного техническим средством контроля, обеспечивающим постоянную, автоматическую, некорректируемую передачу информации о местоположении судна (далее - ТСК), должен обеспечивать ежедневную передачу судовых суточных донесений в ОСМ о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов (далее - ССД), одним из предусмотренных способов.
ССД в виде формализованных сообщений формируются в виде блоков информации, представляемых в порядке возрастания номеров блоков, отражающих определенный показатель (часть показателя) и обозначаемых буквой "Ш" и номером блока (пункт 16 Порядка передачи данных).
Позиции, содержащиеся в Блоке Ш3 "Добыча (вылов) водных биоресурсов за сутки" приведены в пункте 18.3 Порядка передачи данных
Из материалов дела следует, что судно <данные изъяты>», принадлежащее ОАО «<данные изъяты>», поду правлением капитана Позднякова В.В., осуществляло промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации Баренцева моря по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее – ВБР). №ПМ, выданного ДД.ММ.ГГГГ Североморским территориальным управлением Росрыболовства пользователю ВБР юридическому лицу ОАО «Североморский Альянс».
ДД.ММ.ГГГГ в 18:10 часов МСК в географических координатах <данные изъяты> в ходе перегрузки мороженой рыбопродукции с промыслового судна М-0344 «Морской Бриз» 9 далее – судно) на транспортное судно т/х «Атлантик Леди», должностным лицом пограничного управления проведена проверка промысловой деятельности Судна.
В ходе проверки установлено, что судовые суточные донесения (далее – ССД) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют задокументированным сведениям промыслового журнала № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в блоке Ш3 «Добыча (вылов) ВБР за сутки» не указан разрешенный прилов краба камчатского, возвращенного в естественную среду обитания.
Производство по делу осуществлялось в форме административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении капитана судна Позднякова В.В. государственным участковым инспектором РФ по госконтролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по западному арктическому району составлен протокол по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии Позднякова В.В. (л.д. 158-161).
При составлении протокола Поздняков В.В. с составом и наличием события административного правонарушения не согласился, указал, что нормативных документов подачи ССД не нарушал.
Копия протокола вручена Позднякову В.В. под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Представленными в материалы дела судовой ролью, заграничным паспортом подтверждается, что Поздняков В.В. на момент составления протокола находился за пределами г.Мурманска в рейсе на судне. Следовательно, не мог присутствовать при составлении протокола ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, данные, внесенные в протокол об административном правонарушении, в части объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и даты вручения ему копии протокола судья полагает изменениями в протокол об административном правонарушении, право на которые имеется у должностного лица административного органа и каким-либо образом не нарушает права Позднякова В.В., которому предоставлена возможность лично предоставить объяснения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование совершения административного правонарушения капитаном судна <данные изъяты>» Поздняковым В.В. административным органом представлены исследованные в судебном заседании доказательства: протоколом опроса Позднякова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, копия промыслового журнала, копия разрешения на добычу (вылов) ВБР №ПМ, выданного ДД.ММ.ГГГГ, с изменением № от ДД.ММ.ГГГГ, ССД от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ, копия свидетельства о праве собственности на судно, справка по судну, копия приказа о приеме на работу Позднякова В.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, сведения ФГБУ ЦСМС от ДД.ММ.ГГГГ о производственной деятельности судна за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копиями ССД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденному приказом Комитета РФ по рыболовству от 30.08.1995 № 140 (статья 25), капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем.
В силу статьи 33 Устава капитан судна обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов.
Согласно пункту 26 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
Поздняков В.В. на основании трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «<данные изъяты>», является работником Общества и в момент совершения административного правонарушения являлся капитаном судна <данные изъяты>» (л.д. 107-111).
В силу положений частей 1,3,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частями 1,4 статьи 34 Закона о рыболовстве установлено, что при осуществлении промышленного рыболовства требуется разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.
В разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны (статья 35 ФЗ «О рыболовстве») в числе иных виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова).
ДД.ММ.ГГГГ пользователю ОАО «<данные изъяты>» выдано разрешение №ПМ, в редакции изменений № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющее право пользователя на добычу (вылов) водных биологических ресурсов: краба камчатского на континентальном шельфе РФ, ИЭЗ РФ в Баренцевом море при осуществлении промышленного рыболовства с использованием судна М-0344 «Морской Бриз» ловушками крабовыми конусная и трапецевидная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объеме 684,225 т. (л.д. 5).
В соответствии с ч.1.2 ст.29.2 Закона № 166-ФЗ при осуществлении рыболовства в отношении определенных видов водных биоресурсов допускается добыча (вылов) иных видов водных биоресурсов в объеме, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (разрешенный прилов).
Указанные в части 1 настоящей статьи виды водных биоресурсов подлежат возвращению в среду обитания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункта «в» п.15.1.1 Правил рыболовства юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении добычи (вылова) краба камчатского и/или краба-стригуна опилио обязаны:
возвратить весь прилов молоди и самок краба камчатского и/или краба-стригуна опилио в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, независимо от его состояния;
отразить указанные действия в промысловом журнале и направить информацию о произведенных действиях в территориальные органы Росрыболовства.
Согласно п.18.3 Порядка передачи данных, Блок Ш3 включается в ССД при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов.
В позиции 1 блока Ш3 указывается код вида квоты (указывается в соответствии с позицией 5, приведенной в описании блока Ш1).
Согласно ответам Североморского ТУ Росимущества» от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ ЦСМС Мурманский филиал от ДД.ММ.ГГГГ Порядком передачи данных не предусмотрена возможность включения в блок судовых суточных донесений Ш3 информации о количестве самок и молоди камчатского краба, выпущенных в естественную среду обитания, не отнесенных к категории разрешенного прилова, при осуществлении добычи (вылова) краба камчатского в Баренцевом море.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что при осуществлении добычи (вылова) краба камчатского прилов молоди и самок краба камчатского не является разрешенным приловом и на основании ч.2 ст.29.2 Закона № 166-ФЗ и в соответствии с подпунктом «в» пункта 15.1.1 Правил рыболовства подлежал возвращению в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, независимо от его состояния, отражением указанных действия в промысловом журнале и направлением информацию о произведенных действиях в территориальные органы Росрыболовства.
При этом возможность включения в блок ССД Ш3 информации о количестве самок и молоди краба камчатского, выпущенных в естественную среду обитания Порядком передачи данных не предусмотрена, что также подтверждается ответами Североморского территориального управления Росрыболовства и Мурманского филиала ФГБУ ЦСМС, представленными на запрос судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Соответственно, в данном случае нарушений п.9.3 Правил рыболовства должностным лицом капитаном судна <данные изъяты> Поздняковым В.В. не допущено, учитывая, что именно нарушение этих пунктов вменялось административным органом.
Таким образом, в действиях должностного лица капитана судна <данные изъяты>» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица капитана судна <данные изъяты>» Позднякова В.В. прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья И.В. Хуторцева