Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-378/2019 от 16.08.2019

Мировой судья судебного участка № 6 г.Бийска Алтайского края Тиц Е.С.

Дело №2-895/2019

11-378/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корниенко С.А.,

при секретаре Донских Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчиков Сафронова ФИО5, Сафроновой ФИО6 на решение мирового судьи судебного участка № 6 г. Бийска Алтайского края от 13 июня 2019 года по гражданскому делу №2-895/2019 по исковому заявлению Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Сафронову ФИО7, Сафроновой ФИО8 о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Истец Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратился к мировому судье с иском к Сафронову А.С., Сафроновой А.Г. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В обоснование требований истец указал, что ответчики являются собственниками помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается прилагаемыми к заявлению документами. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений многоквартирном доме, в большем размере (ч. 8.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Алтайского края от 22.12.2017 № 472 размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 5 руб. 26 коп. за один квадратный метр. Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-3C «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края №146 от 27.03.2014 и опубликована 29.03.2014 в газете «Алтайская правда» № 79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрацией края от 29.12.2014 № 587). Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014. Поскольку собственники помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес> не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, постановлением органа местного самоуправления № 3900 от 17.11.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора. С 01.12.2014 начисление платы за капитальный ремонт было включено в единый счет на оплату ЖКУ. По состоянию на 18.01.2019 за ответчиками числится долг по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в размере 7905 руб. 45 коп. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт ответчикам начислена пеня в размере 2135 руб. 09 коп. Ранее требования, указанные в исковом заявлении, были рассмотрены в приказном порядке. Вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должников возражений относительно исполнения судебного приказа. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчиков Сафронова А.С., Сафроновой А.Г. в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 7905 руб. 45 коп., пени за несвоевременно и не полностью уплаченные взносы на капитальный ремонт общего имущества дома в размере 2135 руб. 09 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 6 г. Бийска Алтайского края от 13.06.2019 постановлено:

«Исковые требования Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Сафронову ФИО9, Сафроновой ФИО10 о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома удовлетворить частично.

Взыскать в солидарном порядке с Сафронова ФИО11, Сафроновой ФИО12 в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 3693 руб. 45 коп. за период с марта 2016 года по март 2017 года включительно по состоянию на 18 января 2019 года, пени в размере 767 руб. 72 коп. за период с 11 апреля 2016 года по 18 января 2019 года.

В остальной части в удовлетворении требований отказать, в связи с пропуском срока исковой давности.

Взыскать в равных долях с Сафронова ФИО13, Сафроновой ФИО14 в пользу Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в счет уплаты государственной пошлины в размере 176 руб. 71 коп., по 88 руб. 35 коп. с каждого ответчика».

Не согласившись с указанным решением суда, ответчики подали апелляционную жалобу, в которой указали, что с решением суда не согласны.

В обоснование своих доводов указали, что решение мирового судьи принято незаконно, с нарушением норм материального права. Ссылаясь на следующие обстоятельства. Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, право собственности в пределах, определенных Конституцией РФ, несение бремени содержания принадлежащего ему имущества, в том числе в целях предотвращения причинения вреда другим лицам; соответственно, регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту прав и законных интересов других лиц, а также принадлежащих им благ посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать особенности этого имущества.

Внося ФЗ от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» изменения в правовое регулирование отношений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, федеральный законодатель, как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, преследовал цель сформировать необходимые правовые основы для создания в субъектах РФ эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта за чет организационного обеспечения процесса его планирования и проведения, в также вовлечения в его финансирование собственников помещений в многоквартирных домах.

Обязанность по несению бремени расходов, связанных с проведением капитального ремонта, в частности - по погашению взносов на капитальный ремонт, определяется судьбой жилого помещения. согласно ч.3 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе неисполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. таким образом, законодателем верно определено лицо, которое должно нести обязанность по расходам на капитальный ремонт, а именно- лицо- собственник жилого помещения, в интересах которого расходы на капитальный ремонт произведены, а услуги и работы, связанные с проведением капитального ремонта оказаны.

Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности указывают, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при создании специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не ограничиваются в выборе организационно-правовых форм, видов и типов некоммерческих организаций. В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края № 133 от 25.03.2014 было принято решение о создании НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта» единственным учредителем Фонда является Правительство Алтайского края в лице Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

Вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками. Что касается взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то они имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым- для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.

Кроме того, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта либо на специальный счет кредитной организации либо на счет регионального оператора.

Жилищный кодекс Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование денежных средств на счете регионального оператора возлагает лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги. В то же время, все функции связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта передает региональному оператору, создаваемому субъектом Российской Федерации. НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта» как унитарная некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы. Таким образом, по мнению ответчиков НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта», выступая истцом по настоящему делу, заявив требование о взыскании взносов, осуществил выход за пределы вверенных ему законодателем полномочий, касающихся исключительно распоряжения уже имеющихся на счетах денежными средствами и организации проведения капитального ремонта. Уставом НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта» не предусмотрена функция оператора, позволяющая осуществлять принудительное взыскание взносов на капитальный ремонт.

Деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

Законодатель в ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляет обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать расходы на капитальный ремонт.

В соответствии с ч.1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно ч.1 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников. средства, полученные региональным оператором от собственников помещений, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах.

ч.2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Обязанность, предусмотренная п.1 ч.2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцом не выполнена.

В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

В данной связи вывод мирового судьи о том, что уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту многоквартирного дома и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению капитального ремонта является несостоятельным, поскольку ни соглашением сторон, ни законом данная обязанность по перечислению предварительных платежей в счет будущих обязательств не установлена. более того, ответчик при переходе права собственности на жилое помещение утратит возможность получения услуг по капитальному ремонту. в связи с этим, считают, что взыскание предварительной платы за услуги, которые возможно им не будут оказаны при переходе права собственности считают неправомерными.

В связи с тем, что истцом не подтверждены обстоятельства несения им каких-либо расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с привлечением средств, находящихся в фонде капитального ремонта другого многоквартирного дома, равно как и привлечение для финансирования расходов за счет бюджетных или заемных средств, несения расходов для оплаты услуг и (или) работ по строительному контролю, разработке проектной документации для капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, проверке достоверности сметной стоимости и проведении, экспертизы проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации о градостроительной деятельности, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг в установленном Правительством РФ порядке, полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В связи с чем, просят решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

От представителя истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в суд поступили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых было указано, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласны, так как считают, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и принял решение, основанное на законной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Судом обоснованно сделан вывод о наличии у ответчика задолженности перед истцом по оплате взносов за капитальный ремонт и правомерности взыскания данной задолженности.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений многоквартирном доме, в большем размере (ч. 8.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Алтайского края от 28.03.2017 №151 на 2014, от 29.12.2014 № 582 на 2015, от 25.12.2015 №521 на 2016 минимальный размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 4 руб. 50 коп. за один квадратный метр, Постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2016 № 446 на 2017 г. минимальный размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 4 руб. 73 коп. за один квадратный метр, Постановления Правительства Алтайского каря от 22.12.2017 № 472 на 2018 г. минимальный размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 4 руб. 94 коп. за один квадратный метр.

Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-3C «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Согласно ч.3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы», утверждена постановлением Администрации Алтайского края №146 от 27.03.2014 и опубликована 29.03.2014 в газете «Алтайская правда» №79 (с изменениями, внесенными постановлением Администрацией края от 29.12.2014 № 587).

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 01.12.2014, а срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31.03.2014 по 30.09.2014.

Поскольку собственники помещений дома, расположенного по адресу: <адрес> не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, постановлением органа местного самоуправления № 3900 от 17.11.2014 принято решение о его формировании на счете регионального оператора.

Следовательно, у собственников помещений в данном доме возникла обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оснований для отказа в исковых требованиях не усмотрел.

Обязанность на оплату взносов на капитальный ремонт возникла у ответчиков в силу ч.3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Согласно выписке из ЕГРН право собственности на помещение , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> Сафронова А.С., Сафроновой А.Г. возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность, а не право по оплате собственниками взносов на капитальный ремонт.

Согласно п.14.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Относительно не проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, в котором ответчик является собственником – согласно ч.1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.14 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в ежегодной актуализации которой участвуют органы местного самоуправления.

Относительно направления квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт-квитанции направлялись регулярно на адрес местонахождения ответчиков через УФПС Алтайского края- филиал ФГУП «Почта России».

Законом не предусмотрено досудебное урегулирование данного спора, а согласно абз.7 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.

Кроме того, до направления искового заявления истцом были поданы заявления о выдаче судебных приказов к Сафронову А.С., Сафроновой А.Г., которые были отменены определениями мирового судьи судебного участка № 6 г.Бийска, в связи с поступившими от должников возражениями. Таким образом, ответчики были уведомлены о наличии у них оплаты по взносам на капитальный ремонт и имели возможность данную задолженность погасить, так как задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт ответчиками погашена не была, истец подал исковое заявление в суд.

Согласно ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае предусмотренном ч.7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлена обязанность, а не право по оплате собственниками взносов на капитальный ремонт, следовательно взносы на капитальный ремонт являются обязательными платежами.

Полагают, что при таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым по полно и всесторонне исследованным обстоятельствам дела с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежит отмене.

В судебное заседание представитель истца Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ответчики Сафронов А.С., Сафронова А.Г. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела и рассмотрев апелляционную жалобу с учетом положений ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, в ней изложенных, суд приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда при проверке законности решения в апелляционном порядке не установлено.

При разрешении возникшего спора мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Так, в соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Часть 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывает собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пп. "г" п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу положений п. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (п. 3).

В соответствии с п. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта.

Согласно ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 N 10-П).

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению капитального ремонта (накопительной суммой).

Таким образом, в соответствии с положениями Жилищным кодексом Российской Федерации, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт не является платой за коммунальные услуги, а представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исходя из того, что на собственниках помещений многоквартирного дома лежит обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы об обратном находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики Сафронов А.С. и Сафронова А.Г. с 18 сентября 2012 года и по настоящее время являются собственниками на праве общей совместной собственности квартиры расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении настоящего спора.

Как следует из постановления Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 "Об утверждении краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Бийск, пер. Мартьянова, 37, включен в региональную программу капитального ремонта (Текст документа опубликован в издании "Алтайская правда", N 79, 29.03.2014).

Постановлением Администрации Алтайского края от 28.03.2014 N 151 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2014 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2014 год: четыре рубля 50 копеек за один квадратный метр общей площади жилого помещения – для многоквартирных домов, количество этажей в которых пять и выше (Текст документа опубликован в газете "Алтайская правда", N 82, 03.04.2014).

Постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2014 N 582 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2015 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2015 год: четыре рубля 50 копеек за один квадратный метр общей площади жилого помещения – для многоквартирных домов, количество этажей в которых пять и выше (Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.2015).

Постановлением Администрации Алтайского края от 25.12.2015 N 521 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2016 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2016 год: четыре рубля 50 копеек за один квадратный метр общей площади жилого помещения – для многоквартирных домов, количество этажей в которых пять и выше (Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015).

Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2016 N 446 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2017 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2017 год: четыре рубля 73 копейки за один квадратный метр общей площади жилого помещения – для многоквартирных домов, количество этажей в которых пять и выше (Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016).

Как следует из выписки из лицевого счета по адресу: <адрес>, <адрес>, у ответчиков образовалась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт, которая по состоянию на январь 2019 года составила 7905,45 руб., в связи с чем истцом начислены пени за несвоевременное и неполное внесение платы за капитальный ремонт в размере 2135,09 руб.

Согласно ч.3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но нe более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В соответствии с ч.5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 9 Закона Алтайского края от 28.06.2013 года № 37-3C решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений многоквартирном доме в течение шести месяцев после опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Из материалов дела установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> края, по вопросу способа формирования фонда капитального ремонта, установления взноса на капитальный ремонт в определенном размере, не проводилось и соответствующее решение не принималось.

Согласно ч.7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений многоквартирного дома в установленный законом срок не определились со способом формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о его формировании на счете регионального оператора.

Поскольку собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> края не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, постановлением администрации г. Бийска от 27.11.2014 года № 3900 принято решение о его формировании на счете регионального оператора.

В соответствии с ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме…,проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Как следует из положений статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации и 3 ст.3 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-3C, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

С 01.12.2014 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа, который направляется собственнику помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, из анализа представленных доказательств судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии обязанности в силу закона (ст.ст. 169,170 ЖК РФ) у ответчиков осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт.

Механизм распределения взносов на капитальный ремонт установлен вышеприведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Перечисление взносов собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> осуществлялось в спорный период на счет регионального оператора.

Постановлением Администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 года, опубликованного 19 марта 2014 года в газете «Алтайская правда» № 79, утверждена Краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы».

Согласно данной Программы исполнителем основных мероприятий программы является, в том числе, некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Задачами Фонда является организация работы по начислению и взиманию взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные цели определены в Уставе Фонда.

Таким образом, некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» является надлежащим истцом по настоящему делу.

Доводы ответчика-подателя апелляционной жалобы на недопустимость взыскания денежных средств в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту многоквартирного дома, поскольку указанная услуга может быть и не оказана настоящим ответчикам в связи, в том числе, с изменением места жительства, не имеют правого значения при разрешении спора о взыскании долга по оплате коммунальных услуг, поскольку ответчиками не оспаривается размер долга, не приведены доказательства ненадлежащего исполнения каких-либо обязательств истцом по осуществлению капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>.

Иные доводы ответчиков в апелляционной жалобе сводятся к переоценке исследованных судом при рассмотрении дела доказательств, к несогласию с выводами суда, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка №6 г.Бийска Алтайского края от 13 июня 2019 года по делу по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Сафронову ФИО16, Сафроновой ФИО17 о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафронова ФИО18, Сафроновой ФИО19 – без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Корниенко

11-378/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
НО "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчики
Сафронов Александр Сергеевич
Информация скрыта
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Корниенко Светлана Александровна
Дело на сайте суда
biyskygor--alt.sudrf.ru
16.08.2019Регистрация поступившей жалобы (представления)
16.08.2019Передача материалов дела судье
20.08.2019Вынесено определение о назначении судебного заседания
24.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2019Дело оформлено
30.09.2019Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее